Муниципальная и судебная реформы в Англии XIX века

Муниципальная реформа. В 1835 г. была проведена реформа городского управления, по результатам которой управление перешло к выборным городским советам. В выборах могли участвовать все налогоплательщики, домохозяева и квартиросъемщики обоего пола. Городской совет переизбирал мэра города каждый год.

В 1888 г. консервативный кабинет Солсбери провел реформу управления в графствах. До этого графствами подобно феодальным сеньориям управляли мировые судьи. Акты 1732 и 1745 гг. установили имущественный ценз в 100 ф.ст. годового дохода от земельной собственности для кандидатов занять пост мировых судей и таким образом эти должности оказались в руках титулованной аристократии. Мировыми судьями становились члены Палаты лордов, их старшие сыновья и наследники лиц, получавших 600 ф.ст. годового дохода с земли. Своеобразная служебная лестница на уровне графств и «местечек» включала огромное количество чиновников: лордов-лейтенантов, их помощников, шерифов, присяжных заседателей, констеблей, церковных старост, сборщиков налогов, надсмотрщиков за дорогами и бедными.

В соответствии с Актом 1888 г., страна была поделена на административные (сельские и городские) округа, которые были своеобразными «административными графствами» с населением более 50 тыс. человек. Ими управляли советы графств, избиравшиеся всеми налогоплательщиками на три года. За мировыми судьями остались только судебные функции. В городах с меньшим количеством жителей сохранялись муниципальные советы, а их территории включались в состав «административных графств».

В 1894 г. принципы выборности были распространены на уровне деревень, которые ранее управлялись церковно-приходскими советами и местными лендлордами. Они были заменены приходскими собраниями, в которых участвовали все налогоплательщики и которые в селах с населением более 300 человек избирали приходской совет.

Таким образом, система местного самоуправления в Англии получила большую степень самостоятельности и децентрализации, будучи контролируемой лишь Министерством по делам местного управления.

Судебная реформа. Судебная система Англии исторически отличалась многозвенностью, двойственностью и неясностью юрисдикции, сложностью порядка обжалования судебных решений по гражданским и уголовным делам. Так, существовало три группы судов с формально несовпадавшей юрисдикцией: 1) суды общей юрисдикции, включавшие три разновидности – королевские суды, суды присяжных в виде большого и малого жюри, высшие суды общего права; 2) суды специальной юрисдикции по отдельным категориям дел, например, по завещаниям, по разводам, по вопросам Казначейства и др.; 3) собственные суды Шотландии и Ирландии.

При этом нормы общего права применялись в трех главных судах общего права, право справедливости – в суде Лорд-канцлера, каноническое право – в церковных судах, морское право – в Высоком суде Адмиралтейства.

В целом, назрела острая необходимость в модернизации, упрощении и централизации судебной системы страны. Большинство недостатков исторически сложившегося судоустройства было устранено законами, принятыми между 1825 и 1875 гг., а завершение этой реформы было оформлено Законами о судоустройстве 1873 и 1875 гг.

Так, в 1832 г. был учрежден Судебный комитет Тайного совета в качестве апелляционной инстанции для колоний Великобритании. В 1834 г. был создан Центральный уголовный суд (англ. Old Bayly), разбиравший дела о преступлениях, совершенных в Лондоне, Мидлсексе и некоторых частях графства Эссекс, а также независимо от места преступления все дела против государственных интересов и центральной администрации. Этот суд, заседавший в составе Лорд-мэра Лондона, Лорд-канцлера и судей трех высших королевских судов, руководствовался в основном статутами, а не общим правом.

В 70-е гг. XIX в. серьезным преобразованиям подверглось ведомство Лорд-канцлера. Так, три главных суда общего права, суд Лорд-канцлера, суд по завещаниям, суд по разводам, суд Адмиралтейства, суд Казначейства и апелляционный суд Лорд-канцлера были упразднены.

По Законам о судоустройстве 1873 и 1875 гг., которые вступили в силу 1 ноября 1875 г., вместо этих исторических судебных учреждений был создан единый Верховный Суд Правосудия. Он подразделялся на две части: Высокий суд и Апелляционный суд. В Высоком суде имелось 5 отделений: 1) Суд королевской скамьи, частью которого юридически были суды ассизов; 2) Суд Лорд-канцлера; 3) Суд общих тяжб; 4) Суд Палаты шахматной доски (Казначейства); 5) Суд по делам Адмиралтейства, наследования и разводам. В 1881 г. 3-е и 4-е отделения были объединены вместе с отделением Суда королевской скамьи, и все эти три отделения стали применять как общее право, так и право справедливости. Отныне их компетенция в принципе была одинаковой, и судья одного отделения мог одновременно заседать в любом другом. Но в то же время Закон о судоустройстве 1873 г. не уничтожил дуализма английского права, и при возникновении коллизий и конфликтов норм общего права и права справедливости в ходе судебных разбирательств предпочтение должно было отдаваться нормам права справедливости.

Апелляционный суд как вторая часть Верховного Суда Правосудия осуществлял юрисдикцию сразу нескольких канцлерских судов, особых местных и специальных, а также юрисдикцию по морским делам Судебного комитета Тайного совета. Эта судебная инстанция рассматривала жалобы на решения Высокого суда, а с 1890 г. стала принимать иски о новом судебном рассмотрении дел в порядке полного пересмотра.

Палата лордов вплоть до реформ 1873–1875 гг. считалась наивысшей судебной (в том числе апелляционной) инстанцией, и первой инстанцией по делам в отношении пэров королевства, обвиненных в государственной измене и фелониях. И хотя по Закону о судоустройстве 1873 г. судебные функции Палаты лордов были упразднены, она в действительности сохранила их, поэтому с 1876 г. в ее состав были введены новые члены с юридическим образованием, имевшие право участвовать в вынесении судебных решений.

В 1879 г. был учрежден Департамент публичных обвинений, особая служба Генерального Атторнея. Этот чиновник обязывался возбуждать уголовное преследование в следующих случаях: 1) когда ответственность за совершение преступления предполагала применение смертной казни; 2) когда совершалось преступление фальшивомонетничества или злостного банкротства; 3) когда представлялось необходимым государственное вмешательство ввиду особой опасности преступления или сложности его расследования.

В этот период в Англии была также проведена реорганизация полиции и тюремной администрации.

 

– IV.3 –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: