ВЫЖИВАНИЕ. Для того, чтобы выжить большинству организаций приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ (effectiveness) И ЭФФЕКТИВНОСТЬ (efficiency). Чтобы быть успешной, выжить и достичь своих целей организация должна быть как эффективной (“doingthethingsright”), так и результативной (“doingtherightthings”). Результативность появляется тогда, когда организация выбирает цель, соответствующую какой-то важной потребности, существующей в мире. В цифрах ее определить трудно. Относительная же эффективность организации называется производительностью и может быть оценена количественными показателями.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ (productivity). - это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Ключевой составляющей производительности является качество. Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции.
|
|
Сложные организации.
В определении организации сказано, что организация всегда имеет хотя бы одну общую цель, разделяемую и признаваемую таковой всеми ее членами. Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Традиционный предмет менеджмента - это управление сложными организациями. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей.
Кто такие менеджеры, и что они делают?
Характерным для работы руководителя являются кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности. Так, по исследованиям Геста, мастера выполняют в среднем 583 различных операции по управлению в день (49 сек. на задачу).
Рис. 1.7. 11 качеств успешного менеджера
Роли руководителя (по Генри Минцбергу).
Ten Manager Roles
Category | Role | Activity |
Informational | Monitor | Seek and receive information, scan periodicals and reports; maintain personal contacts. |
Disseminator | Forward information to other organization members; send memos and reports; make phone calls. | |
Spokesperson | Transmit information to outsiders through speeches, reports, memos. | |
Interpersonal | Figurehead | Perform ceremonial and symbolic studies such as greeting vicitors, signing legal documents |
Leader | Direct and motivate subordinates; train, counsel, and communicate with subordinates. | |
Liaison | Maintain information links both inside and outside organization; use mail, phone calls, meetings. | |
Decisional | Entrepreneur | Initiate improvement projects; identify new ideas; delegate idea responsibility to others. |
Disturbancehandler | Take corrective action during disputes or crises; resolve conflicts among subordinates; adapt to environmental crises. | |
Recourceallocator | Decide who gets resources; schedule, budget, set priorities. | |
Negotiator | Represent department during negotiation of union contracts, sales, purchases, budgets; represent departmental interests. |
Рис. 1.8. Роли менеджера
Роль является набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению и конкретной должности. Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Выделяется 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Они классифицируются в рамках трех крупных категорий:
|
|
Межличностные:
Главный руководитель,
Лидер,
Связующее звено.
Информационные:
Приемник информации,
Распространитель информации,
Представитель.
Роли по принятию решений:
Предприниматель,
Устраняющий нарушения,
Распределитель ресурсов,
Ведущий переговоры.
Роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого.
Самостоятельная работа по теме 1:
1. Перечислите в порядке приоритетов, четыре группы, на которые, согласно этическому кодексу менеджера, направлена его работа.
2. Перечислите функции управления, выделенные Анри Файолем.
3. Перечислите функции управления согласно Daft and Marcic и приведите определения этих функций.
4. Что Daft and Marcic считают результатом деятельности организации?
5. Приведите два определения организации, приведенные, соответственно в учебниках менеджмента Мескон и др. и Дафт и др. В чем различие этих определений?
6. Перечислите черты и свойства организации, как открытой системы
7. Перечислите первичные (основные) и поддерживающие действия, включенные в модель цепочки ценности Майкла Портера.
8. Перечислите признаки формальной организации и признаки неформальной организации, приведенные на рис. 1.6.
9. Перечислите 11 качеств успешного менеджера (рис.1.7).
10. Перечислите роли руководителя и действия, сопоставленные каждой из ролей согласно Генри Минцбергу.