Проект Конституции РСФСР 1925 г. был разработан Наркоматом юстиции,.
Затем над ним работала комиссия Президиума ВЦИК.
Проект обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г.
С учетом положений Конституции СССР, закрепившей распределение полномочий между Союзом ССР и союзными республиками, конституционных решений, принятых всероссийскими съездами Советов, была частично изменена и дополнена Конституция РСФСР. Ее наиболее существенные изменения выражаются в следующем.
1 В текст Конституции не была помещена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, поскольку
· многие ее положения оказались выполненными
o например, осуществлен переход всех банков в руки государства,
o аннулированы все международные займы царского правительства
· либо утратили актуальность в условиях нэпа
o всеобщая трудовая повинность.
2 Сохраняя в целом систему прав и свобод граждан РСФСР, новая Конституция внесла и некоторые коррективы.
· Так, Конституция предоставила права граждан РСФСР всем проживающим на ее территории гражданам союзных республик.
|
|
· В целях обеспечения реального действия принципа равноправия граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности Конституция РСФСР установила право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни, а также право обучения на родном языке в школе.
· Предоставлялось право отдельным национальностям на выделение в автономные советские социалистические республики и области.
3 Конституция РСФСР закрепила государственную собственность на землю, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи. Данная норма утвердила ликвидацию частной собственности на основные орудия и средства производства.
4 Конституция была дополнена новой главой " Об автономных советских социалистических республиках и областях", которая
· конституировала уже сложившиеся отношения в деле национально-государственного строительства,
· закрепляла систему органов государственной власти в автономных республиках и областях,
· порядок их образования и деятельности.
Задачи укрепления законности, обеспечения неукоснительного действия постановлений и распоряжений центральных органов обусловили появление в Конституции норм, предоставивших право ВЦИК отменять
· акты съездов Советов автономных республик и областей и иных местных советов,
· распоряжения наркоматов РСФСР.
Распоряжения наркоматов могли также отменяться Президиумом ВЦИК и СНК РСФСР.
|
|
Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи.
· Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача " установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах ",
· то Конституция РСФСР 1925 г. ставила конечной целью " осуществление коммунизма ", а о других странах ничего уже не говорилось.
Анализ содержания основного закона показывает - Конституция СССР 1924 г. непохожа на другие советские конституции.
· В ней нет характеристики общественного устройства,
· нет глав о правах и обязанностях граждан,
· избирательном праве,
· местных органах власти и управления.
Все это отражено в республиканских конституциях, которые принимались несколько позднее, в том числе и в новой Конституции РСФСР 1925 г. В ст. 1, которой, отмечалось, что она исходит из основных положений Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и основных начал Конституции РСФСР 1918 г.
Сохраняя верность прежнему курсу на уничтожение эксплуатации человека человеком и построение коммунизма, советское государство по-прежнему лишало имущие слои каких-либо прав в области политики и образования.
Как и прежде все лица, использующие наемный труд или живущие на доходы с предприятий, проценты с капитала, не имели политических прав, не обладали правом избирать и быть избранными, не могли служить в Красной Армии.
Конституция СССР 1924 г. и республиканские конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию.
Кодификация права
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Задача детального правового регулирования имущественных отношений в условиях многоукладной экономики была решена введением Гражданского кодекса РСФСР, принятым 31 октября 1922 г.
В период нэпа гражданское право должно было выполнять трудносовместимые задачи:
· всемерно способствовать развитию товарно-денежных отношений,
· становлению экономики страны
· развитию частной инициативы, предпринимательства
· и в то же время ставить надежные заслоны любым попыткам частных лиц извлекать материальную выгоду за счет ухудшения экономического положения государственных предприятий и организаций.
В Гражданском кодексе РСФСР были закреплены основные принципы политики советского государства в сфере хозяйственных и иных имущественных отношений.
К работе над Гражданским кодеком приступили летом 1921 г.
Первоначально речь шла лишь о разделе, касающемся обязательственного права, необходимость регламентации которого ощущалась особенно остро в условиях вступления в нэп.
К концу августа была подготовлена Общая часть этого раздела, получившего название Кодекса законов об обязательствах, вытекающих из договоров.
Подготовленный в окончательном варианте проект Кодекса законов об обязательствах оказался, тем не менее, политически неприемлемым, так как составители его исходили из принципа предоставления широкой свободы для буржуазных отношений, забывая о
· необходимости ее ограничения,
· о руководящей роли Советского государства.
Понадобилось личное вмешательство В.И. Ленина, чтобы направить работу кодификаторов Наркомюста по нужному пути.
В феврале 1922 г. Ленин в письме наркому юстиции Д.И. Курскому писал о необходимости расширить вмешательство государства в частноправовые отношения.
В дореволюционном законодательстве России гражданское право являлось отраслью, защищающей имущественные интересы частных лиц, а государство как его субъект не имело преимуществ, и это являлось основным признаком данной отрасли права.
Ленин же считал, что правовые институты, созданные гражданским правом, могли с пользой работать и на социалистическое государство.
|
|
Октябрьская революция была многими дореволюционными юристами принята, но отсутствие твердой марксистской теоретической базы, с одной стороны, и следование основополагающим доктринам цивилистики, с другой, сказывались именно в ином их взгляде на роль социалистического государства в регулировании гражданско-правовых отношений.
В то же время Ленин сам предлагал взять от опыта других государств все, что можно было использовать в защиту трудящихся.
Неудачный опыт подготовки проекта Кодекса законов об обязательствах показал, что вопросы гражданско-правового регулирования требуют более основательной разработки. В то же время жизнь настойчиво диктовала необходимость закрепления в праве хотя бы основных принципов имущественных отношений, складывающихся на базе нэпа. Эту задачу решило издание Декларации основных частных имущественных прав, признаваемых РСФСР.
Впоследствии на основе общих принципов, содержащихся в Декларации, и был создан Гражданский кодекс.
III сессия ВЦИК девятого созыва в мае 1922 г., приняв Декрет об основных частных имущественных правах, поручила Президиуму ВЦИК и Совнаркому выработать и внести на очередную сессию ВЦИК проект Кодекса гражданских законов, который должен был развить положения законодательно уже закрепленные Декретом, только что принятым сессией.
Хотя поручение было дано Президиуму ВЦИК и СНК, непосредственно разработкой ГК занимался Народный комиссариат юстиции; Коллегия Наркомюста внесла 1 июня 1922 г. в повестку дня вопрос о разработке Кодекса гражданских законов. Было принято решение, определявшее основные направления деятельности. В частности указывалось, - что " ввиду сложности разработки Кодекса гражданских законов в целом и необходимости урегулирования гражданских взаимоотношений без замедления - признать целесообразным издание отдельных новелл по вопросам, требующим немедленного урегулирования на основе постановления ВЦИК об основных имущественных правах ".
В срочном порядке предполагалось издать декреты
|
|
· о застройке
· и наследовании.
Декрет о наследовании уже давно готовился НКЮ, был утвержден коллегией еще 22 февраля 1922 г. и должен был быть передан в Совнарком. Однако тогда он принят не был, и все ограничилось декларацией, включенной в Декрет ВЦИК об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР. Но летом 1922 г. работа возобновилась, и 17 июля расширенный и исправленный проект акта о наследовании принимается Коллегией НКЮ за основу и передается в отдел законодательных предположений на доработку.
Декрет о праве застройки разрабатывается в НКВД, поэтому в данном случае Наркомату юстиции предстояло лишь обсудить проект и согласовать с НКВД его текст.
Обсуждались на заседании Коллегии НКЮ и проблемы, касавшиеся самого Гражданского кодекса. Было решено, " что вопрос о торговых сделках должен быть включен в общий кодекс об обязательственных правах ". Это малозначительное на первый взгляд замечание носило принципиальный характер. Известно, что в государствах с развитыми товарно-денежными отношениями на базе гражданского права образуется особая отрасль частного права - торговое право. Там, где товарно-денежные отношения развиты слабо, вполне достаточно бывает норм гражданского права. Решение Коллегии НКЮ, таким образом, показало подход Наркомюста к будущему экономики.
Новый проект Гражданского кодекса подготовили к осени 1922 г. Он обсуждался коллегией Наркомюста, а потом СНК.
Для редактирования проекта была образована специальная комиссия. После исправления проекта комиссия разослала его на места для обсуждения. С ним ознакомился и в принципе одобрил В.И. Ленин. Благодаря тщательной подготовке проекта ВЦИК внес в него лишь незначительные изменения.