Конституция РСФСР 1925 г

Проект Конституции РСФСР 1925 г. был разработан Наркоматом юстиции,.

Затем над ним работала комиссия Президиума ВЦИК.

Проект обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г.

С учетом положений Конституции СССР, закрепившей распределение полномочий между Союзом ССР и союзными республиками, конституционных решений, принятых всероссийскими съездами Сове­тов, была частично изменена и дополнена Конституция РСФСР. Ее наиболее существенные изменения выражаются в следующем.

1 В текст Конституции не была помещена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, поскольку

· многие ее положения оказались выполненными

o например, осуществлен переход всех банков в руки государства,

o аннулированы все международные займы царского правительства

· либо утратили актуальность в условиях нэпа

o всеобщая трудовая повинность.

2 Сохраняя в целом систему прав и свобод граждан РСФСР, новая Конституция внесла и некоторые коррективы.

· Так, Конституция предоставила права граждан РСФСР всем проживающим на ее территории гражданам союзных республик.

· В целях обеспечения реального действия принципа равноправия граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности Конституция РСФСР установила право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни, а также право обучения на родном языке в школе.

· Предоставлялось право отдельным национальностям на выделение в автономные советские социалистические республики и области.

3 Конституция РСФСР закрепила государственную собственность на землю, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи. Данная норма утвердила ликвидацию частной собственности на основные орудия и средства производства.

4 Конституция была дополнена новой главой " Об автономных советских социалистических республиках и областях", которая

· конституировала уже сложившиеся отношения в деле национально-государственного строительства,

· закрепляла систему органов государственной власти в автономных республиках и областях,

· порядок их образования и деятельности.

Задачи укрепления законности, обеспечения неукоснительного действия постановлений и распоряжений центральных органов обусловили появление в Конституции норм, предоставивших право ВЦИК отменять

· акты съездов Советов автономных республик и областей и иных местных советов,

· рас­поряжения наркоматов РСФСР.

Распоряжения наркоматов могли также отменяться Президиумом ВЦИК и СНК РСФСР.

Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи.

· Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача " установления социалистической организации общества и победы со­циализма во всех странах ",

· то Конституция РСФСР 1925 г. ставила конечной целью " осуществление коммунизма ", а о других странах ничего уже не говорилось.

 

Анализ содержания основного закона показывает - Конституция СССР 1924 г. непохожа на другие советские конституции.

· В ней нет характеристики общественного устройства,

· нет глав о правах и обя­занностях граждан,

· избирательном праве,

· местных органах власти и управления.

Все это отражено в республиканских конституциях, которые принимались несколько позднее, в том числе и в новой Кон­ституции РСФСР 1925 г. В ст. 1, которой, отмечалось, что она исходит из основных положений Декла­рации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и основных начал Конституции РСФСР 1918 г.

Сохраняя верность прежнему курсу на уничтожение эксплуатации человека человеком и построе­ние коммунизма, советское государство по-прежнему лишало имущие слои каких-либо прав в области политики и образования.

Как и прежде все лица, использующие наемный труд или живущие на доходы с предприятий, проценты с капитала, не имели политических прав, не обладали правом избирать и быть избранными, не могли служить в Красной Армии.

Конституция СССР 1924 г. и республиканские конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию.

 

Кодификация права

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Задача детального правового регулирования имущественных отношений в условиях многоукладной экономики была решена введением Гражданского кодекса РСФСР, принятым 31 октября 1922 г.

В период нэпа гражданское право должно было выполнять трудносовместимые задачи:

· всемерно способствовать развитию товарно-денежных отношений,

· становлению экономики страны

· разви­тию частной инициативы, предпринимательства

· и в то же время ставить надежные заслоны любым попыткам частных лиц извлекать материальную выгоду за счет ухудшения экономического положения государственных предприятий и организаций.

В Гражданском кодексе РСФСР были закреплены основные принципы политики советского государства в сфере хозяйственных и иных имущественных отношений.

К работе над Гражданским кодеком приступили летом 1921 г.

Первоначально речь шла лишь о раз­деле, касающемся обязательственного права, необходимость регламентации которого ощущалась осо­бенно остро в условиях вступления в нэп.

К концу августа была подготовлена Общая часть этого разде­ла, получившего название Кодекса законов об обязательствах, вытекающих из договоров.

Подготовлен­ный в окончательном варианте проект Кодекса законов об обязательствах оказался, тем не менее, поли­тически неприемлемым, так как составители его исходили из принципа предоставления широкой свобо­ды для буржуазных отношений, забывая о

· необходимости ее ограничения,

· о руководящей роли Совет­ского государства.

Понадобилось личное вмешательство В.И. Ленина, чтобы направить работу кодифи­каторов Наркомюста по нужному пути.

В феврале 1922 г. Ленин в письме наркому юстиции Д.И. Кур­скому писал о необходимости расширить вмешательство государства в частноправовые отношения.

В дореволюционном законодательстве России гражданское право являлось отраслью, защищающей имущественные интересы частных лиц, а государство как его субъект не имело преимуществ, и это яв­лялось основным признаком данной отрасли права.

Ленин же считал, что правовые институты, созданные гражданским правом, могли с пользой работать и на социалистическое государство.

Октябрьская революция была многими дореволюционными юристами принята, но отсутствие твердой марксистской теоретической базы, с одной стороны, и следование основополагающим доктринам цивилистики, с другой, сказывались имен­но в ином их взгляде на роль социалистического государства в регулировании гражданско-правовых отношений.

В то же время Ленин сам предла­гал взять от опыта других государств все, что можно было использовать в защиту трудящихся.

Неудачный опыт подготовки проекта Кодекса законов об обязательствах показал, что вопросы гра­жданско-правового регулирования требуют более основательной разработки. В то же время жизнь на­стойчиво диктовала необходимость закрепления в праве хотя бы основных принципов имущественных отношений, складывающихся на базе нэпа. Эту задачу решило издание Декларации основных частных имущественных прав, признаваемых РСФСР.

Впоследствии на основе общих принципов, содержащихся в Декларации, и был создан Гражданский кодекс.

III сессия ВЦИК девятого созыва в мае 1922 г., приняв Декрет об основных частных имуществен­ных правах, поручила Президиуму ВЦИК и Совнаркому выработать и внести на очередную сессию ВЦИК проект Кодекса гражданских законов, который должен был развить положения законодательно уже закрепленные Декретом, только что принятым сессией.

Хотя поручение было дано Президиуму ВЦИК и СНК, непосредственно разработкой ГК занимался Народный комиссариат юстиции; Коллегия Наркомюста внесла 1 июня 1922 г. в повестку дня вопрос о разработке Кодекса гражданских законов. Было принято решение, определявшее основные направления деятельности. В частности указывалось, - что " ввиду сложности разработки Кодекса гражданских законов в целом и необходимости урегулирова­ния гражданских взаимоотношений без замедления - признать целесообразным издание отдельных новелл по вопросам, требующим немедленного урегулирования на основе постановления ВЦИК об основ­ных имущественных правах ".

В срочном порядке предполагалось издать декреты

· о застройке

· и наследовании.

Декрет о наследовании уже давно готовился НКЮ, был утвержден коллегией еще 22 февраля 1922 г. и должен был быть передан в Совнарком. Однако тогда он принят не был, и все ограничилось декларацией, включенной в Декрет ВЦИК об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР. Но летом 1922 г. работа возобновилась, и 17 июля расширенный и исправленный проект акта о наследовании принимается Коллегией НКЮ за основу и передается в отдел законодательных предпо­ложений на доработку.

Декрет о праве застройки разрабатывается в НКВД, поэтому в данном случае Наркомату юстиции предстояло лишь обсудить проект и согласовать с НКВД его текст.

Обсуждались на заседании Коллегии НКЮ и проблемы, касавшиеся самого Гражданского кодекса. Было решено, " что вопрос о торговых сделках должен быть включен в общий кодекс об обязательственных правах ". Это малозначительное на первый взгляд замечание носило принципиальный характер. Известно, что в государствах с развитыми товарно-денежными отношениями на базе гражданского пра­ва образуется особая отрасль частного права - торговое право. Там, где товарно-денежные отношения развиты слабо, вполне достаточно бывает норм гражданского права. Решение Коллегии НКЮ, таким образом, показало подход Наркомюста к будущему экономики.

Новый проект Гражданского кодекса подготовили к осени 1922 г. Он обсуждался коллегией Наркомюста, а потом СНК.

Для редактирования проекта была образована специальная комиссия. После ис­правления проекта комиссия разослала его на места для обсуждения. С ним ознакомился и в принципе одобрил В.И. Ленин. Благодаря тщательной подготовке проекта ВЦИК внес в него лишь незначитель­ные изменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: