Конституционное право

 

Период 1922 - 1925 гг. ознаменовал новый существенный этап в развитии советского конституци­онного права.

В декабре 1922 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками:

· РСФСР,

· Украинской ССР,

· Белорусской ССР и

· Закавказ­ской СФСР.

Каждая из республик уже имела свою конституцию.

Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесоюзной конституции (проект был разра­ботан в течение 1922 г.), которая была утверждена Вторым съездом Советов 31 января 1924 г.

А XII Всероссийский съезд Советов 11 мая 1925 г. утвердил измененный текст Конституции РСФСР.

Главный смысл Конституции 1924 г. заключался

· в конституционном закреплении образования СССР

· и разделении прав Союза ССР и союзных республик.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов:

· Декларации об образовании СССР

· и Догово­ра об образовании СССР.

Декларация называла принципы и причины объединения советских республик в единое государство.

Созданный Союз признавался добровольным объединением равноправных наро­дов, обеспечивающим каждой республике право свободного выхода из Союза.

Договор состоял из 11 глав:

· О предметах ведения верховных органов власти СССР;

· О суверен­ных правах союзных республик и о союзном гражданстве;

· О съезде Советов СССР;

· О Централь­ном Исполнительном Комитете СССР;

· О Президиуме ЦИК СССР;

· О Совете Народных Комиссаров СССР;

· О Верховном Суде СССР;

· О народных комиссариатах СССР;

· Об Объединенном государ­ственном политическом управлении;

· О союзных республиках;

· О гербе, флаге и столице СССР.

В конституции было найдено юридическое решение, как разграничить компетенцию Союза и союз­ных республик:

· ст. 1-2 содержали исчерпывающий перечень прав Союза,

· ст. 3 ограничивала суверени­тет союзных республик лишь в пределах указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

В Договоре закреплялось объединение республик в одно союзное федеративное государство. Веде­нию СССР подлежали:

а) в области внешней политики и межреспубликанских отношений: представительство Союза в международных отношениях,

· ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;

· изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками, заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

· объявление войны и мира;

· заключение внешних и внутренних займов СССР и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;

· ратификация международных договоров;

· руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;

б) в области внутренней политики:

· установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза,

· определение отраслей промыш­ленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение,

· заключение концессионных договоров как общесоюзных, так и от имени союзных республик;

· руководство транс­портным и почтово-телеграфным делом;

· организация и руководство Вооруженными силами СССР;

· ут­верждение единого Государственного бюджета СССР, в состав которого входят бюджеты союзных рес­публик,

· установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них, надбавок к ним, по­ступающих на образование бюджетов союзных республик;

· разрешение дополнительных налогов и сбо­ров на образование бюджетов союзных республик;

· установление единой денежной и кредитной систе­мы;

· установление общих правил землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами на территории СССР;

· общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;

· установление основ судоустройства и судопроизводст­ва, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;

· установление основных законов о тру­де;

· установление общих начал в области народного просвещения;

· установление общих мер в области охраны народного здравия;

· установление системы мер и весов;

· организация общесоюзной статистики;

· основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

· право ам­нистии, распространяемое на всю территорию Союза;

· отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;

· разре­шение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.

Внесение изменений и утверждение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР.

Союзная республика сохраняла право выхода из Союза, террито­рия могла быть изменена только с ее согласия.

Устанавливалось единое союзное гражданство.

Суверенитет Союза ССР сочетался с суверенитетом союзных республик. Конституция закрепляла положение, согласно которому суверенитет союзных республик ограничивался лишь в определенных ею пределах и только по предметам, отнесенным к компетенции Союза ССР. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно.

При этом на Союз ССР возлагалась обязанность охранять суверенные права союзных республик.

Согласно Конституции СССР, высшим органом власти был Всесоюзный съезд Советов, избирав­шийся

· от городских Советов (1 депутат от 25 000 избирателей)

· и от губернских съездов Советов (1 де­путат от 125 000 избирателей).

В соответствии со ст. 11, очередные съезды Советов Союза ССР созывались ЦИК СССР один раз в год; чрезвычайные съезды созывались ЦИК СССР по его собственному решению, по требованию Со­юзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик.

В период между съездами высшим органом власти являлся - Центральный Исполнительный Коми­тет СССР. ЦИК состоял из двух равноправных палат

· Союзного Совета

· и Совета Национальностей.

ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год.

В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека.

Президиум ЦИК СССР являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР. Он обладал колоссальной властью - наделялся правом

· издавать законодательные акты,

· приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных наркоматов СССР,

· а также цен­тральных исполнительных комитетов и советов народных комиссаров союзных республик.

При выборах Президиума происходило раздельное голосование палат.

ЦИК СССР избирал из состава своего Президиума четырех председателей по числу союзных республик, что также подчеркивало их равноправие.

Союзный Совет избирался из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в количестве 414 человек.

Совет Национальностей образовывался из


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: