Важен не только для определения критической производственной программы предприятия, но и для оценки его состояния, а также для выработки стратегии его развития.
Важно:
В процессе анализа безубыточности необходимо определить объем продаж, необходимый для того, чтобы деятельность предприятия была безубыточной.
Другими словами, нужно определить точку безубыточности, ниже которой предприятие теряет деньги, а выше – зарабатывает.
Точка безубыточности – это уровень физического объема продаж на протяжении определенного периода времени (месяц, квартал, год), за счет которого предприятие покрывает все свои издержки.
Для расчета точки безубыточности используются значения переменных (прямых) и постоянных (общих) издержек. Расчет точки безубыточности производится следующим образом:
При расчете точки безубыточности устанавливаются следующие условия и ограничения:
1) объем выпуска продукции должен быть равен объему продаж, т.е. не допускается затоваривание;
|
|
2) постоянные издержки одинаковы при любом объеме производства;
3) переменные издержки линейно связаны с объемом выпускаемой продукции;
4) цена реализации продукции на весь рассматриваемый период расчета остается неизменной.
Пример.
Постоянные издержки производства 3200 руб.
Переменные издержки 30 руб.
Цена единицы продукции 40 руб.
Тогда:
ВЕР = 3200 / (40-30)= 3200 / 10= 320 шт.
Анализ
А) Если мощность проекта 400 шт. за определенный интервал времени, то 320 шт. продукции (ВЕР) соответствуют 80%, т.е. при загрузке оборудования меньше 80% при указанной продажной цене 40 руб. весь проект становится убыточным.
Б) Цена и объем продаж на рынке являются достаточно нестабильными величинами, поэтому рекомендуется рассмотреть, как будет вести себя ВЕР при изменении цены и объема продаж в большую или меньшую сторону. Обычно берется изменение параметра на 10% от номинальных значений.
Проведем расчеты:
1. Номинальные данные
Цена – 40 руб.
Объем продаж – 320 шт.
2. Изменение цены
+10%, цена — 44 руб.
–10%, цена — 36 руб.
Для цены 44 руб.
т.е. значение ВЕР уменьшилось, что является положительным моментом.
Для цены 36 руб.
533 >320, т.е. ВЕР значительно выше, чем объем продаж.
Из данного примера следует, что анализируемый проект высокочувствителен к цене, и снижение цены на 10% переводит проект в состояние убыточности (ВЕР2 больше производственной мощности 400 шт. и объема продаж 320 шт.).
Анализ безубыточности позволяет определить:
1) объем продаж, обеспечивающий покрытие затрат и получение необходимой прибыли;
2) зависимость прибыли предприятия от изменения торговой цены, переменных и постоянных издержек;
3) роль каждого продукта в доле покрытия общих затрат.