Анализ безубыточности (Break Even Point)

Важен не только для определения критической производственной программы предприятия, но и для оценки его состояния, а также для выработки стратегии его развития.

Важно:

В процессе анализа безубыточности необходимо определить объем продаж, необходимый для того, чтобы деятельность предприятия была безубыточной.

Другими словами, нужно определить точку безубыточности, ниже которой предприятие теряет деньги, а выше – зарабатывает.

Точка безубыточности это уровень физического объема продаж на протяжении определенного периода времени (месяц, квартал, год), за счет которого предприятие покрывает все свои издержки.

Для расчета точки безубыточности используются значения переменных (прямых) и постоянных (общих) издержек. Расчет точки безубыточности производится следующим образом:

 

 

При расчете точки безубыточности устанавливаются следующие условия и ограничения:

1) объем выпуска продукции должен быть равен объему продаж, т.е. не допускается затоваривание;

2) постоянные издержки одинаковы при любом объеме производства;

3) переменные издержки линейно связаны с объемом выпускаемой продукции;

4) цена реализации продукции на весь рассматриваемый период расчета остается неизменной.


 

Пример.

Постоянные издержки производства 3200 руб.

Переменные издержки 30 руб.

Цена единицы продукции 40 руб.

Тогда:

ВЕР = 3200 / (40-30)= 3200 / 10= 320 шт.

Анализ

А) Если мощность проекта 400 шт. за определенный интервал времени, то 320 шт. продукции (ВЕР) соответствуют 80%, т.е. при загрузке оборудования меньше 80% при указанной продажной цене 40 руб. весь проект становится убыточным.

Б) Цена и объем продаж на рынке являются достаточно нестабильными величинами, поэтому рекомендуется рассмотреть, как будет вести себя ВЕР при изменении цены и объема продаж в большую или меньшую сторону. Обычно берется изменение параметра на 10% от номинальных значений.

Проведем расчеты:

1. Номинальные данные

Цена – 40 руб.

Объем продаж – 320 шт.

2. Изменение цены

+10%, цена — 44 руб.

–10%, цена — 36 руб.

Для цены 44 руб.

т.е. значение ВЕР уменьшилось, что является положительным моментом.


Для цены 36 руб.

533 >320, т.е. ВЕР значительно выше, чем объем продаж.

Из данного примера следует, что анализируемый проект высокочувствителен к цене, и снижение цены на 10% переводит проект в состояние убыточности (ВЕР2 больше производственной мощности 400 шт. и объема продаж 320 шт.).

Анализ безубыточности позволяет определить:

1) объем продаж, обеспечивающий покрытие затрат и получение необходимой прибыли;

2) зависимость прибыли предприятия от изменения торговой цены, переменных и постоянных издержек;

3) роль каждого продукта в доле покрытия общих затрат.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: