Классификация туров и маршрутов

Тема: Проектирование туристского продукта.

На современном международном рынке туристских услуг существует большое количество туров и туристских маршрутов. Все они очень разные и адресованы различным группам потребителей, дифференцированно различаемым по разным признакам.

Поэтому существует несколько видов классификации туров и транстуров, каждый из которых опирается на какой-либо один определенный классификационный признак (количество дней, вид транспорта, содержание и т. д.).

Классификация туров и маршрутов.

1. По цели путешествия:

¾ отдых на природе;

¾ отдых на морском побережье;

¾ отдых в горах;

¾ охота и рыбная ловля и т.д.

2.По типу - это характеристика определенной туристской деятельности:

¾ внутренний – относится к жителям какой-нибудь страны, путешествующий по своей собственной стране;

¾ въездной - относится к путешествующим по какой-либо стране, не являющейся ее жителями;

¾ выездной относится к путешествиям жителей какой-либо страны, в другую страну.

3.По категории туризма:

¾ туризм в пределах страны;

¾ международный;

¾ национальный.

В зависимости от содержания программ обслуживания туры подразделяются по видам:

¾ тематические — туры с преобладанием в программе экскурсионного обслуживания и занятий тематико-познавательной направленности (посещение музеев, фольклорных праздников, изучение языка и т. д.);

¾ курортно-оздоровительные — туры с преобладанием оздоровительно-восстановительных мероприятий и занятий отдыхом
(курортные программы, профилактическое водогрязелечение, использование минеральных вод, отдых у моря, фито процедуры и т.д.);

¾ спортивные - туры с преобладанием спортивных мероприятий или с активными способами передвижения (потопы и прогулки, катание на горных лыжах, велотуры, рафтинг лай винт, приключенческие экспедиции и др.);

¾ комбинированные - туры, сочетающие в программе обслуживания элементы тематических, курортно-оздоровительных, спортивно-походных туров (приключенческие, экзотические, ностальгические, религиозные и др.).

5. По построению трассы:

¾линейные — с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;

¾радиальные — с посещением одного пункта на трассе;

¾ кольцевые — с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.

6.По поло - возрастному признаку группы:

инфант (0-2 года), ребенок (3-12 лет), школьник (14-18 лет), молодежь, студенты (18-25), взрослые (26-44- 64 лет), пенсионеры (65 и старше).

7.По формированию и содержанию пакета услуг тура при продаже различают инклюзив - туры и туры заказные.

Инклюзив - туры это туры, включающие в себя определенный, жесткий, заранее спланированный набор услуг.

Заказные (индивидуальные) туры это туры, состав пакета услуг которых формируется непосредственно во время продажи по выбору и желанию клиента.

8 .По организации туристской деятельности:

¾ плановый;

¾ самодеятельный;

¾ социальный туризм.

Плановый туризм, который включает в себя групповой и индивидуальный.

Индивидуальными турами называются такие, которые предназначены для индивидуальных потребителей или небольших групп (до 5 человек). Как правило, подобные туры формируются туристским предприятием на индивидуальной основе с учетом персональных запросов (заказной тур) и пожеланий клиентов. Групповые туры ориентируются на стандартизованные программы и комплекс услуг, удовлетворяющие интересы массового покупателя. Групповые туры могут формироваться как для относительно небольших групп туристов (от 5 человек до 15).

9. В зависимости от времени путешествия туризм подразделяется на сезонный и несезонный.

По сезонности туры подразделяются на:

круглогодичные - к ним относятся все виды туров приналичии круглогодичного графика действия;

сезонные - это такие туры, которые функционируют некруглый год, а в течение какого-либо сезона или сезонов. Например, теплоходные речные туры могут действовать у настолько во время навигации (примерно с мая по октябрь). Сезонными турами являются летние туры на курорт. Зимой туда нет
графика заезда. Горнолыжные туры - также сезонные, функционируют в зимне-весенний период и т. д.

10.В зависимости от продолжительности путешествия различают туризм:

¾ продолжительный;

¾ кратковременный (на срок до 5—7 суток);

¾ отдых выходного дня (week-end 1-2 дня).

11. В зависимости от состава группы различают:

¾ массовый туризм (путешествие туристов в составе группы);

¾ Индивидуальный туризм (данный вид туризма чаще всего реализуется в рамках делового, научного и оздоровительного туризма). В последнее время индивидуальный туризм получает значительное развитие по каналам родственных и семейных связей, творческих обменов и посещений по приглашению. Индивидуальные поездки практикуются также по программам социального и молодежного туризма. Индивидуальные туристы могут воспользоваться услугами гидов-переводчиков, экскурсоводов, организаторов путешествий, проводников и сопровождающих, арендовать легковой автотранспорт, использовать возможности других форм туристского сервиса;

¾ семейный туризм. Данный вид туризма получил большое развитие в значительной степени за счет скидок, которые предлагают туристские фирмы лицам, путешествующим с детьми. Зачастую семейный туризм осуществляется по программам, разработанным туристскими фирмами специально для семейного отдыха;

¾ молодежный (студенческий) и детский туризм. Молодежный и детский туризм получил большое развитие счет туристских обменов как внутри страны, так и между различными странами. Чаще всего такой туризм ориентирован на обучающие программы. Туристы, путешествующие в рамках молодежного и детского туризма, широко пользуются дотациями и значительными скидками в ценах на обслуживание.

12.В зависимости от принадлежности транспортных средств, используемых на туристском маршруте:

Туры на собственном транспорте — туры на транспорте, принадлежащем транспортным предприятиям туристской отрасли или непосредственно туристской фирме.

Туры на арендованном туристском транспорте, принадлежащем транспортным организациям. В качестве арендованного специализированного транспорта туристские организации могут использовать морские и речные теплоходы, самолеты, специальные составы поездов, автобусы городских и областных транспортных предприятий.

Туры на личном транспорте туристов — специально разработанные индивидуальные или групповые туры для автолюбителей (владельцев личных машин) с предоставлением туристам всех видов услуг по маршруту (проживание в автокемпингах, питание, экскурсии, досуг, авторемонт и т.д.), кроме проезда.

13. В зависимости от способа передвижения:

¾ автомобильный туризм, начавший бурно развиваться во второй половине XX века и получивший в настоящее время наиболее широкое распространение;

¾ железнодорожный туризм, начавший развиваться с середины XIX века. Относительная дешевизна железнодорожных билетов делает его доступным широким слоям населения;

¾ авиационный туризм, являющийся наиболее перспективным, так как обеспечивает значительную экономию времени при доставке туристов к местам посещения. Авиационные туры подразделяются на групповые с использованием части мест в самолетах пассажирских авиалиний и специальные авиарейсыс полной арендой самолета для специальных туристских перевозок (чартер);

¾ теплоходный (водный) туризм, организующийся с использованием судов морских и речных пароходств (комфортабельных теплоходов и катеров, катамаранов, речных трамвайчиков и т.д.). Преимущества водного туризма на комфортабельных теплоходах заключаются в том, что туристы обеспечиваются средствами размещения, питания, спорта, развлечений и т.д. на корабле;

¾ автобусный туризм. Автобусные туры могут быть обычными туристско-экскурсионными (с предоставлением всех других видов услуг, предполагаемых транспортным туром — проживание, питание, экскурсионное обслуживание) и так называемые «автобусы здоровья» — прогулочные (туры одного дня);

¾ велосипедный туризм, доступный широкому кругу туристов в туристских центрах. Велосипедные туры — основа экологического туризма, позволяющего сохранять окружающую среду, способствующего оздоровлению и укреплению организма. Во многих туристских центрах создается целая инфраструктура (места стоянок и ночевок, дороги, пункты технической и медицинской помощи, пункты проката дополнительного снаряжения), обеспечивающая использование велосипедного транспорта в туристских целях;

¾ пешеходный туризм. Протяженность маршрутов может составлять от 2-6 до 20-50 км. Чаще всего пешеходный туризм — это туризм для школьников в целях закрепления учебной программы, познания природы, изучения родного края, освоения начал туристских походов, навыков ориентирования, обустройства привалов. В остальных случаях пешеходные маршруты используются преимущественно в оздоровительных, экскурсионных и познавательных целях, а также в рамках экологического туризма для посещения труднодоступных и нетронутых достижениями человеческой цивилизации уголков природы, например, в альпинизме и спелеологии.

14. В зависимости, от средства размещения туристов:

Услуги проживания, основной вид туристских услуг, подлежащих обязательному предоставлению в рамках любого организованного туристского путешествия. Услуги проживания могут быть классифицированы по количеству проживающих: одно-, двух-, трех- и более местные номера; по категории проживания: гостиницы одно-, двух-, трех-, четырех- и пяти звездные; по типу размещения: гостиницы, пансионаты, мотели, кемпинги.

По характеру средств размещения:

¾ с размещением в отелях. Отели, как правило, расположены либо в центре города, либо недалеко от аэропорта или железнодорожного вокзала;

¾ с размещением в мотелях. Мотели располагаются либо вдоль автомобильной трассы, либо на окраине города Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу за автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосервис и т.д.);

¾ с размещением в туристских пансионах. Туристские пансионы гостиничного типа с единым управлением предоставляют клиентам жилье в одном или нескольких номерах, сопутствующие услуги и автономную кухню;

¾ с размещением в кемпингах, турбазах, турдеревнях. Кемпинги туристические деревни и базы — это помещения, расположенные, как правило, в загородной местности, предназначенные для размещения, как обычных туристов, так и автотуристов.

15.В зависимости от услуг питания.

Основная классификация услуг питания связана, прежде всего, с количеством приемов пищи в течение одного дня обслуживания. Так, в частности, различают завтрак (одноразовое питание), которой зависит от традиций страны или региона посещения (европейский, континентальный, английский и т.д.). Полупансион (двухразовое питание, обычно включающее "завтрак - обед" или "завтрак - ужин") и полный пансион (полное трехразовое питание, состоящее из завтрака, обеда и ужина). Важен и вид обслуживания гостей.

«Шведский стол» – вид самообслуживания в ресторане, кафе, а также на официальных приемах. Это форма организации обслуживания туристов с предоставлением свободного выбора выставленных на общий стол блюд и самообслуживания. Посетитель пункта питания за единую усредненную плату получает любое количество блюд и в любом ассортименте по своему выбору из числа предлагаемых и выставленных заранее в зале.

«А ля карт» - вид обслуживания, предусматривающий свободный выбор клиентов порционных блюд из предлагаемого рестораном меню. За каждое блюдо указывается отдельная цена в отличии от меню «табольдот», в котором предусмотрена комплексная цена на выбор блюд. Обычно применяется при обслуживании индивидуальных туристов или небольших туристских групп.

«Табольдот» - обслуживание туристов по единому для всех клиентов меню без права выбора блюд.В «табольдот» предусматривается комплексная цена на набор блюд. Используется при организации питания туристских групп в пансионатах, домах отдыха и других средствах размещения, где производственные мощности и возможности кухни ограничены.

«Дю жур» - обслуживание туристов по перечисленным дежурным блюдам, т.е. дневным. А также популярным, дешевым, как правило, быстрого приготовления.

В ряде случаев в связи с выполнением программных услуг, включенных в основной комплекс услуг тура, возможна замена одного из видов питания на " сухой паек".

Как правило, любое туристское путешествие совмещает в себе сразу несколько видов туризма, например, организованный семейный автомобильный познавательный туризм с размещением в туристической деревне.

Проектирование и разработка туристского маршрута

Проектирование туристской услуги осуществляется согласно ГОСТ Р 50681-2010 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг».

Проектирование туристских услуг – это подготовка и разработка технических и технологических документов на туристские услуги/туристский продукт в соответствии с программой обслуживания туристов и условиями путешествия.

Проектирование туристских услуг осуществляется туроператором или организацией, предоставляющей услуги по проектированию туристских услуг, а также саморегулируемой или общественной организацией, осуществляющей деятельность в сфере туризма, в целях определения основных параметров и характеристик новых туристских продуктов.

Проектирование туристских услуг осуществляется в соответствии с техническим заданием, разрабатываемым туроператором.

Формирование туристского продукта осуществляется в соответствии с техническими и технологическими требованиями.

К техническим требованиям в туристской индустрии, направленным на обеспечение безопасности туристов относятся:

- требования к документам, а том числе картам и схемам маршрутов путешествии, паспортам трасс туристских походов, схемам трасс маршрутов и т.п.;

- требования. учитывающие инженерные, геологические, геодезические, почвенные и гидрологические характеристики территории;

- регламенты использования технических средств, в том числе паспорта объектов туристской индустрии, инструкции о правилах использования оборудований и т.д.;

К технологическим требованиям в туристской индустрии относятся:

- требования, установленные в технологических картах процессов оказания туристских услуг (туристских маршрутов, экскурсии и пр.);

- требования, предусмотренные в технологических инструкциях;

- требований, предусмотренные национальными стандартами отраслевыми технологическими нормами;

- квалификационные требования, содержащиеся в должностных инструкциях, стандартах работы персонала и др.

Проектирование пуристских услуг осуществляется в несколько этапов:

1. Составление моделей туристских услуг, используют ГОСТ Р 53522.

2. Разработка технических требований и нормируемых характеристик услуг. Установление нормируемых характеристик/показателей для каждой туристской услуги осуществляют в зависимости от ее вида и назначения. Для каждой характеристики/показателя услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения.

Основными требованиями ктуристским услугам и условиям обслуживания туристов являются:

- соответствие назначению;

- безопасность;

- точности и своевременность исполнения;

- эргономичность;

- комфортность;

- эстетичность.

3. Установление технологических требований и определение технологии процесса оказания ту­ристских услуг осуществляется для процессов формирования, продвижения и реализации туристского продукта. Результатом данного этапа проектирования являются проекты технических условии, технологических инструкции технологических каст, стандартов работы персонала и других документов.

4. Определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг проводят по показателям в соответствии с ГОСТ 52113;

Анализ проектов документов направлен на выявление и своевременное устранение несоот­ветствий и может быть осуществлен методом верификации (инспекционное обследование маршрута, ознакомительный тур и др.).

5. Утверждение проектных документов на туристские услуги осуществляется руководителем туристской организации.

Существуют особенности проектирования отдельных видов туристских услуг - проектирование туристских услуг, туристских походов, экскурсионных услуг.

Разработка конкретного туристского маршрута — сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.

Разработка маршрута осуществляется при выполнении ряда условий:

- проведение маркетингового исследования рынка для определения потенциального потребительского спроса на различные виды туристского продукта;

- определение видов, форм и элементов турпродукта, периодичности его потребления;

- анализ реальных затрат на разработку и реализацию предполагаемого к продаже турпродукта;

- оценка экономической эффективности и целесообразности разработки турпродукта на основе данных о его предлагаемых доходах и расходах.

Процесс разработки и реализации туристского продукта потребителю включает четыре этапа:

1 Исследование рынка, спроса и предложения, разработка программы тура, его экономическая и ценовая проработка.

2 Экспериментальная оценка разработанной услуги и турпродукта, т.е. первый пробный тур, презентация продукта и его реклама, анализ предлагаемого спроса на данный турпродукт.

3 Внедрение турпродукта; проработка технологической документации (договоров, графиков заезда, программ обслуживания и др.); обучение персонала, его стимулирование.

4 Формирование системы управления производством и сбытом нового продукта, обеспечивающей его реализацию и постоянное совершенствование в соответствии с запросами потребителей.

После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с поставщиками услуг.

В процессе разработки маршрута идет интенсивная переписка с принимающей стороной, оговариваются условия приема и обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия, утверждение гидов.

Отношения с принимающей стороной основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслуживание, а иногда и страхование. Российская фирма — перевозку туристов, страхование, визовое оформление. Рекламная кампания осуществляется российской фирмой с использованием только собственных средств, без помощи партнера.

Подобное сотрудничество можно считать вполне выгодным. Иностранная компания, имея постоянные связи с гостиницами, ресторанами, экскурсионными бюро и лучше разбираясь в положении на местном рынке туристских услуг, может снизить затраты и обеспечить скидку, которые дают возможность российской фирме предлагать конкурентоспособные услуги по стоимости меньшей, чем затраты самостоятельно путешествующего туриста, что обеспечивает постоянный спрос. Туроператор может и сам заключать договоры с гостиницами, ресторанами, транспортными организациями, с бюро экскурсионного обслуживания и т.д., но подобная деятельность может быть невыгодна для него, так как требует много денежных и временных затрат.

Система взаимоотношений между основными субъектами в сфере международного туризма юридически оформляется договорами.

После разработки и утверждения маршрута приступают к формированию программы тура.

Основой для проектирования услуги является ее вербальная модель (краткое описание) - м одель туристской услуги - набор требований, предъявляемых к туристской услуге и согла­сованных с туристом/заказчиком туристского продукта, и учитывающих возможности туроператора и соисполнителей услуг.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: