double arrow

БРАКОВАННЫЕ ТОВАРЫ И НЕДОПОСТАВКА


При обнаружении дефекта в купленном товаре покупатель имеет право отменить покупку и потребовать возвращения денег (или замены товара на другой), но при условии, что он не пользовался изделием после обнаружения дефекта. Если же он продолжал им пользоваться, это означает, что он был готов оставить изделие у себя[13].

Если между продавцом и покупателем возник спор по поводу того, когда возник дефект (до или после покупки), на покупателе лежит обязанность доказать, что дефект имел место в момент приобретения изделия. Но если за товар еще не внесена плата, то следует обратиться за советом к раввину, поскольку бывают случаи, когда преимущество — на стороне покупателя, т.е. он имеет право вернуть товар, не доказывая, когда возник дефект.

Возвращение дефектного товара

Если покупатель пользовался изделием до того как обнаружил дефект и лишь после обнаружения решил возвратить его продавцу, он должен заплатить ему установленную арендную плату за пользование. Продавец не обязан освобождать его от этой платы[14], в противном случае можно считать, что он как бы получил процент[15]. Указанное положение об арендной плате теряет силу, если покупатель предпочитает заменить товар на другой и не требует возврата уплаченных денег.

Если стоимость товара за это время увеличилась, возникает вопрос, который надо задать раввину: может ли продавец вернуть покупателю больше первоначально уплаченной суммы?

Трефная еда

Если человек, купивший еду, съел ее и лишь потом обнаружил, что она была трефная (запрещенная по закону Торы), он должен спросить у раввина, можно ли предъявить денежную претензию к тому, кто продал ему эту еду. (Например, у курицы, как выяснилось после ее приготовления и частичного использования за столом, оказался дефект, сделавший ее некашерной, т.е. запрещенной к еде по закону Торы.)

Если некашерностъ была обнаружена до того как еда была съедена, продажа считается недействительной и деньги подлежат возврату.

Недопоставка или поставка не заказанного товара

Покупатель, которому недопоставили товар, т.е. прислали заказанный им товар в неполном количестве, не имеет права возвращать товар, заявив, что он расторгает сделку. Все, что он может сделать, — это попросить недостающий товар у продавца, который обязан выполнить его требование.




В случае, если получен товар другого сорта или сорвана договоренная дата поставки, следует (через раввинов) рассмотреть вопрос о том, может ли покупатель вообще отказаться от сделки.

ГЛАВА 7

СПОРЫ

Споры обычно возникают из-за взаимного непонимания. Конфликтующие стороны часто по-разному интерпретируют обсуждаемую тему. Иногда речь идет о какой-то юридической тонкости, когда обе конфликтующие стороны утверждают, что их мнение ближе к закону. Надо знать, что причиной диспута редко бывает сознательный обман или желание заработать во что бы то ни стало. В идеальном случае решать конфликтные вопросы надо путем обсуждения спорных моментов на основе мирного диалога. Но если спор не удается решить путем логики и доказательств, то обе стороны должны попытаться прийти к компромиссному решению[16], не обращаясь в Дин-Тора (раввинский суд, состоящий из трех судей) или в арбитраж, поскольку ни одна из конфликтующих сторон не может быть уверена в том, что выиграет дело.

Некоторые дела настолько сложны и доказать в них чью-либо правоту бывает настолько сложно, что спор остается нерешенным даже в суде. К тому же его участники неизбежно теряют престиж. Чем дольше тянется тяжба, тем больше вероятность широкой огласки, что не может не повредить обеим сторонам.



Нееврейский суд

Если в споре участвуют евреи, ни при каких обстоятельствах нельзя передавать дело на рассмотрение в нееврейский суд, — за исключением тех случаев, когда одна из сторон отказывается идти в раввинский суд или принять его решение[17].

Дин-Тора

Если все компромиссные пути решения конфликта исчерпаны и приходится обращаться в Дин-Тора, то выбор судей происходит следующим образом:

а) Обе стороны выбирают одного даяна (судью) или одного раввина.

б) Если в городе есть официальный бет-дин (суд раввинов), то обычно обращаются в него.

в) В общем случае конфликтующие стороны могут выбирать любой бет-дгт и любых раввинов по обоюдному усмотрению. Обычно каждая сторона делегирует в суд, призванный решить их казус, по одному раву, и затем эта пара раввинов выбирает третьего рава.

г) Если одна из сторон не участвует в выборе бет-дина, то другая сторона может обратиться в любой бет-дин, который в таком случае имеет все полномочия вызвать в суд другую сторону. Каждый соблюдающий заповеди Торы еврей обязан явиться в бет-дин по первому вызову.

Если человек отказывается явиться в бет-дин по трем вызовам, его дело может быть рассмотрено и в его отсутствии. Кроме того, бет-динимеет право огласить (расклеив объявления или через прессу), что такой-то еврей отказывается прийти в бет-дин, а поэтому членам общины рекомендуется не вступать с ним в деловые отношения, пока он не откликнется на вызов. Бет-дин вправе также передать дело в нееврейский суд.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: