double arrow
Танбридж Уэллз, 1950 г. Фостер Бейли 2 страница

Исчезли мрак и чернота; разломлен свод пещеры. Свет жизни воссиял внутри; тепло воодушевляет. Взирающие Владыки видят, что работа началась. Четверичный становится семью. Песнь тех, 21] кто пылает, поднимается ко всякому творению. Момент достижения наступил.

Работа продолжается снова. Творение движется своим чередом, пока возрастает свет внутри пещеры.

 


22]

СТАНсА VII

Возрождается пещера редкостной красоты, переливающегося цвета. Светятся стены лазурным оттенком, купаясь в розовом свете. Примешивающийся оттенок синего пронизывает целое, и все сливается в отблеске.

В пещере радужного цвета, в ее арочном круге стоит Пятеричный, требуя дальнейшего света. Он борется за расширение, он пробивается к дню. Пять взывают к большим Шестому и Седьмому. Окружающая красота не удовлетворяет потребности. Внутреннего тепла достаточно лишь для того, чтобы разжигать потребность в Огне.

Владыки Пламени взглянули; они громко пропели: «Время пришло, время, которого Мы ждем. Пусть Пламя станет Огнем, и пусть свет воссияет».

Усилие Пламени внутри кристаллической пещеры нарастает. Возносится клич о другой помощи других Пламенных Душ. Приходит ответ.

Владыка Пламени, Древний, Могущественный Владыка Огня, Точка Синего внутри скрытого алмаза, Юность Безвременных Эонов, помогает в работе. Внутренний горящий свет и внешний ожидающий огонь – вместе с Жезлом – встречаются на сфере кристалла, и вот, работа исполнена. Кристалл содрогается и раскалывается.




Семь раз продолжается работа. Семь усилий было сделано. Семь приложений Жезла в руках Владыки Пламени. Три было 23]меньших касаний; четыре – божественная помощь. При окончательном четвертом работа исполняется, и вся пещера разрушается. Светлое пламя струится сквозь осыпающиеся стены. Оно поднимается к своему Источнику. Другой огонь вливается; другая точка синего находит свое место в логоической диадеме.

 


24]

СТАНсА VIII

Большие Трое, каждое со своими семью меньшими колесами, вращаются, в спиральной эволюции, внутри безвременного Сейчас, и движутся как одно. Космические Владыки со Своего высокого места обозревают прошлое, управляют Вечным Сейчас и размышляют о Дне «будь с нами».

Лха извечного Звука, продукт времени, которое было, увенчивают семеричное проявление. Внутри «кольца-не-преступи» звучит Слово Любви.

Семеричные Владыки продолжают правильной вибрацией выполнять работу. Каждый издает ноту глубокого логоического аккорда. Каждый Своему большему Владыке оказывает должную признательность. На торжественном выдохе строятся формы, цвет верно распределяется, и внутреннее пламя открывает себя со все возрастающим светом.



Владыка Синего, собирающий все в свод Буддхи, издает Свою ноту. К Своему источнику возвращаются остальные шесть, сливая Свои разные цвета со Своим Первичным.

Синее добавляется к зеленому, и видится быстрое завершение. Вибрация третьего добавляется к единому. Синее соединяется с оранжевым, и в их мудром смешении видится устойчивая система. К желтому и красному, к пурпурному и окончательному приспосабливается вибрация седьмого как Первичного.

Каждый из семи Владык внутри Своих семи схем, соотнесенных 25]со вторым кармическим кругом, соединяет Свои мигрирующие сферы и смешивает мириады Своих атомов.

Формы, через которые Они работают, миллион меньших сфер, причина разделения и проклятие Асуров, разламываются, когда звучит в точке времени Священное Слово.

Логоическая жизнь выступает. Потоки цвета сливаются. Формы остаются позади, и Парабрахм стоит завершенный. Владыка космического Третьего произносит неведомое Слово. Семеричное меньшее Слово составляет часть более обширного аккорда.

Настоящее становится бывшим. Эон погружается в пространство. Слово Движения было услышано. Слово Любви за ним следует. Прошлое контролировало форму. Настоящее развивает жизнь. День, который будет, произносит Слово Могущества.

В усовершенствованной форме и развитой жизни – третий секрет большего Колеса. Это скрытая тайна живого движения. Тайна, утерянная в Настоящем, но известная Владыке Космической Воли.

 


26]

СТАНсА IX

Тридцать миллиардов Наблюдателей отказались внять зову. «Мы не войдем в формы», – сказали они, – «до седьмого эона». Дважды по тридцать миллиардов прислушались к зову и заняли предназначенные формы.

Бунтующие смеялись внутри себя и искали пралайического мира до седьмого эона. Но семь великих Владык воззвали к большим Чоханам и вместе с вечными Лха третьего космического неба вступили в спор.

Затем пришел приговор. Бездельники из высшей сферы услышали его отзвуки во всей схеме. «Не в седьмом эоне, но в четырнадцатом седьмом снова появится шанс. Первые будут последними, и время будет потеряно на эоны».

Послушные Сыны Ума соединились с Сынами Сердца, и эволюция пошла своим спиральным путем. Сыны Могущества оставались в своем назначенном месте, хотя космическая Карма вынудила горстку их присоединиться к Сынам Сердца.

В четырнадцатом седьмом эоне Сыны Ума и Сердца, абсорбированные беспредельным пламенем, присоединятся к Сынам Воли в манвантарическом проявлении. Трижды повернется колесо.

В центре стоят Будды действия, им помогают Владыки любви, и, следуя их двойной работе, придут сияющие Владыки могущества.

27]Будды творения пришли из прошлого. Будды любви собираются сейчас. Будды воли при последнем обороте третьего главного колеса на краткий миг войдут в бытие. После чего наступит конец.

 


28]

СТАНсА Х

Пятая прогрессировала, размножалась и воспроизводилась из остатков Четвертой. Воды поднялись. Все затонуло, погрузилось в воду. Священные остатки в назначенном месте позднее проступили из зоны безопасности.

Воды схлынули. Твердая почва выступила в некоторых предопределенных местах. Пятая заполнила Святую Землю, и в своих пятеричных группах развивала низшую Пятую.

Они переходили от стадии к стадии. Наблюдающие Владыки, признав рупы сформированными, подали знак циркулирующей Четвертой, и она ускорила движение по своему пути. Когда меньшая Пятая дошла до середины и все меньшие четыре заселяли землю, поднялись Владыки Темного Намерения. Они сказали: «Не так должна идти сила. Формы и рупы третьей и четвертой внутри соответствующей Пятой слишком приближаются к архетипу. Работа слишком хороша».

Они соорудили другие формы. Они воззвали к космическому огню. Семь глубоких бездн ада изрыгнули оживленные тени. Входящая седьмая уменьшила, приведя в порядок, все формы: белые, темные, красные, и коричневого оттенка.

Период разрушения с обеих сторон сильно затянулся. Работа была удручающе извращена. Чоханы высшего плана в молчании взирали на работу. Асуры и Чайтаны, Сыны Космического Зла, и 29]Риши самых темных созвездий собрали свои меньшие сонмы темнейших исчадий ада. Они затемнили все пространство.

* * * * *

После пришествия Посланника неба не стало мира на земле. Планета содрогнулась и изрыгнула огонь. Часть поднялась. Часть опустилась. Форма переменилась. Миллионы приняли другие формы или взошли в назначенное место ожидания. Они дожидались, пока для них снова не прозвучит час прогресса.


 

* * * * *

Ранняя Третья произвела чудовищ, огромных зверей и злые формы. Они бродили по поверхности земли.

Водная Четвертая произвела в водной сфере рептилий и отродья злой славы, продукт своей Кармы. Воды пришли и смыли прочь прародителей порождений жидкой среды.

Разделяющая Пятая построила в сфере рупы конкретные формы мысли. Она разбрасывала их. Они заселили низшие четыре и, подобно черной злой туче, закрыли свет дня. Высшие три были сокрыты.

* * * * *

На земле велась война. Обе стороны спустились в ад. Затем пришел Победитель формы. Он достал Священный Огонь и очистил уровни рупы. Огонь разрушил земли в дни меньшей Шестой.

Когда появилась Шестая, земля изменилась. Поверхность Земного шара вращалась согласно другому циклу. Люди высшей 30]Пятой овладели низшими тремя. Работа сместилась на план, где находился Пилигрим. Меньший треугольник внутри нижнего аурического яйца стал центром космического диссонанса.

 


31]

СТАНсА XI

Колесо жизни поворачивается внутри колеса внешней формы.

Материя Фохата циркулирует, и ее огонь закаляет все формы. Колесо, не видимое даже мельком, быстро обращается внутри более медленного внешнего корпуса, пока не изнашивает форму.

Сорок девять огней горят во внутреннем центре. Тридцать пять циркулирующих огненных вихрей распределены по окружности периферии. Между двумя в упорядоченной последовательности проходят разноокрашенные пламена.

Великие Треугольники в своем точном расположении скрывают тайну колеса жизни. Космический огонь излучается, направляясь из второй сферы, управляемой Правителем объединяющего луча. Когорты третьей окружающей сферы различными рангами отмечают меньшие тройки.

Колесо жизни еще движется внутри формы. Дэвы четвертой соединяют тридцать пять и смешивают их с центральными сорока девятью. Они работают наверху, стараясь объединить целое. Вверх устремлены те, кто в мириадах своих форм вращаются в колесах меньших размеров. Целое едино, хотя в нижних сферах явлены только формы. Их, в их подразделениях, кажется больше, чем можно оценить или понять.

Многие циркулируют. Формы выстраиваются, становятся слишком твердыми, разрушаются жизнью и вновь циркулируют. Немногие вращаются, удерживая многих в жаре движения. Единый охватывает все и приводит все от великой деятельности в сердце космического покоя.

 


32]

СТАНсА XII

Благословенные скрывают Свою тройственную природу, но раскрывают свою тройную сущность посредством трех больших групп атомов. Есть три вида атомов и троично излучение.

Внутреннее ядро Огня скрывается и известно только благодаря излучению и тому, что излучает. Только после того как сверканье затухает и жар более не чувствуется, может быть познан Огонь.

 


33]

СТАНсА XIII

Через обод фиолетового, окружающий Небеса, проходит шар темно-пурпурного. Он проходит и не возвращается. Он захватывается синим. Трижды синее окутывает, и, когда цикл завершается, пурпурное блекнет и переливается в розовое, и путь проходится снова.

Три великих цвета в цикле, считающемся четвертым – фиолетовый, синий и розовый, с базовым пурпурным во вращении.

Четыре вторичных цвета в цикле различения, в котором имеет место вращение. Он происходит по кругу до срединной точки и в какой-то мере прекращается. Желт обод, который появляется, оранжево облако, которое скрывает, и зелено – оживляющее. Но еще не время.

Много окружающих огней; много вращающихся кругов, но лишь когда дополнительные цвета распознают свой источник и целое приспособится к семи, увидится завершенность. Тогда каждый цвет увидится в верной соотнесенности и вращение закончится.

 


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОГОНЬ ТРЕНИЯ

(Огонь материи)

Вводные замечания.

Раздел А. Внутренние огни оболочек.

Раздел Б. Луч Личности и его отношение

К Огню.

Раздел В. Прана и эфирное тело.

Раздел Г. Кундалини и позвоночник.

Раздел Д. Движение на физическом и

астральном планах.

Раздел Е. Закон Экономии.


37]

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

I. II. III. Огонь в Макрокосме Огонь в Микрокосме Огонь в Проявлении

В этом кратком вступлении мы намерены заложить фундамент «Трактата о Космическом Огне» и рассмотреть тему огня как в макрокосмическом, так и в микрокосмическом масштабах, обсуждая ее, таким образом, с точки зрения как Солнечной системы, так и человеческого существа. Для этого потребуется изложение некоторых предварительных технических сведений, которые при первом прочтении могут показаться несколько сложными и трудными для понимания. Однако если читатель будет медитировать над ними и изучать их, то в конечном итоге поймет их просветляющую и озаряющую суть, а когда он ознакомится с некоторыми подробностями, то сможет понять, что они выдвигают логически оправданную гипотезу о природе и происхождении энергии. В другом месте, в ранее вышедшей книге, мы отчасти затронули этот вопрос, но хотели бы вернуться к нему и расширить его, закладывая таким образом некое общее основание, на котором можно выстроить рассматриваемый предмет, а также очертить основную схему, которая покажет читателю границы обсуждаемой нами темы.

Давайте поэтому взглянем на предмет с макрокосмической точки зрения, а затем проследим, что соответствует ему в микрокосме, или в человеческом существе.

I. Огонь в Макрокосме

По своей основной природе Огонь троичен, однако когда он в проявлении, то можно видеть, что он обнаруживает себя пятеричным образом и определяется как:

38]1. Огонь трения, или внутренний живительный огонь. Эти огни вдыхают жизнь и поддерживают жизненную энергию в объективной Солнечной системе. Когда они приходят в полную активность во всей Системе, то являются совокупностью логоической кундалини.

2. Солнечный Огонь, или космический ментальный огонь. Это та составная часть космического ментального плана, которая вдыхает жизнь в ментальное тело Логоса. Этот огонь можно рассматривать как совокупность Искр ума, огней ментальных тел и животворящего принципа развивающихся единиц человеческой расы в трех мирах.

3. Электрический Огонь, или логоическое Божественное Пламя. Это Пламя – отличительный признак нашего Логоса, именно оно отличает Его от всех других Логосов; это Его основная характеристика и знак Его места в космической эволюции.

Этот троичный огонь можно выразить в терминах, связанных с Лучами, следующим образом:

Во-первых, имеются животворящие огни Солнечной системы, представляющие собой огни Изначального Луча Активной Интеллектуальной, или обладающей Интеллектом, материи; они образуют энергию Брахмы, Третьего аспекта Логоса. Далее, есть огни божественного Луча Любви-Мудрости, Луча Интеллектуальной Любви, образующие энергию аспекта Вишну, Второго логоического 39] аспекта.[1] Наконец, имеются огни Космического ментального плана, являющиеся огнями Космического Луча Воли. Их можно описать как Лучи Интеллектуальной Воли, и они являются проявлением Первого логоического аспекта, аспекта Махадэвы[2]. Таким образом, перед нами проявлены три космические луча:

Луч интеллектуальной активности. Этот Луч весьма наглядно демонстрирует славу и более высокую точку развития, нежели два другие, ибо он – плод предшествующей Махакальпы, или 40]предыдущей Солнечной системы[3]. Он воплощает базовую вибрацию нашей Солнечной системы и является ее великим внутреннем огнем, вдыхающим и поддерживающим жизнь в Целом, проникая от центра к периферии. Он – причина вращательного движения и, следовательно, сфероидальной формы всего, что существует.

Луч интеллектуальной любви. Это луч, воплощающий наивысшую вибрацию, на какую способен наш Солнечный Логос, или Божество, в нынешней Солнечной системе. Он еще не вибрирует в полную силу и еще не достиг пика своей активности. Он – основа циклического спирального движения логоического тела, и основным законом этого божественного Луча является космический Закон Притяжения и Отталкивания, подобно тому как Закон Экономии служит законом, управляющим внутренними огнями системы.

Луч интеллектуальной воли. Об этом луче можно пока сказать немногое. Это луч Космического ума, и его эволюция параллельна эволюции Луча космической любви, однако пока он вибрирует медленнее, а развивается не столь быстро. Это происходит намеренно, согласно основной цели и выбору Солнечного Логоса, который на своем высоком уровне стремится (как и Его отражения – сыны человеческие) достигнуть более завершенного развития, а 41]потому в нынешнем более обширном круге сосредотачивается на развитии Космической Любви.

Этот Луч управляется Законом Синтеза и является основой системного движения, которое лучше всего может быть описано как движение вперед через пространство, или поступательное движение. Луч контролирует движения всего «кольца-не-преступи»[4] в связи с его космическим центром.

Таблица 1 на странице несколько прояснит вышеизложенные идеи.

Можно считать, что эти три выражения божественной Жизни отражают тройственную форму проявления. Во-первых, это объективная, или доступная чувственному восприятию Вселенная; во-вторых, – субъективные миры или формы и, в-третьих, – Духовный аспект, находящийся в основе всего.[5] Оживотворяющие внутренние огни проявляют себя двояко:


42] Таблица 1.

Огонь Луч Аспект Выражение Закон Качество
1. Внутренний Изначальный Интеллектуальная Активность Вращательное Движение Экономии Огонь трения
2. Ума Любви Интеллектуальная Любовь Спиральное Циклическое Движение Притяжения Солнечный Огонь
3. Божественное пламя Воли Интеллектуальная Воля Поступательное Движение Синтеза Электрический Огонь

43] Во-первых, как скрытое тепло. Оно является основой вращательного движения и причиной сфероидального связанного, или последовательно соединенного, проявления всего сущего, от Логоического атома, Солнечного «кольца-не-преступи», вплоть до мельчайшего атома, каким его представляют химики или физики.

Во-вторых, как активное тепло. Оно приводит к активности и к продвижению материальной эволюции. На высшем плане комбинация этих трех факторов (активного тепла, скрытого тепла и изначальной субстанции, которую они оживляют) известна как «Море Огня», из него происходит Акаша, которая является первой дифференциацией прагенетической материи на втором плане. Акаша[6] в проявлении выражается как Фохат, или божественная Энергия, а Фохат на разных планах известен как Эфир[7], воздух, огонь, вода, электричество, эфир, прана и под прочими тому подобными терминами.[8] Он – совокупность того, что активно, животворно или оживлено, и всего того, что связано с адаптацией формы к потребностям внутреннего пламени Жизни.

44]Здесь будет полезно указать, что магнетизм есть действие Божественного Луча Любви-Мудрости в проявлении в том же смысле, в каком электричество – это проявленное действие Изначального Луча Активного Интеллекта. Следует хорошо поразмыслить над этим, так как здесь скрыта тайна.

Огни ментального плана также проявляются в двух видах:

Во-первых, как Огонь Ума, основа всяческого выражения и, в специфическом оккультном смысле, совокупность существования. Он обеспечивает связь между Жизнью и формой, между Духом и материей и является основой самосознания.

Во-вторых, как Элементалы Огня, или совокупность активного выражения мысли, проявляющая себя через посредство тех сущностей, которые по своей сути являются самим огнем.

Эти проявляющиеся двойственности образуют четыре необходимых фактора в Логоическом кватернере[9], или низшей природе Логоса, если рассматривать его проявление с одной, эзотерической, точки зрения; c экзотерической же точки зрения они являются полной суммой Логоического кватернера и Логоического пятого принципа, Космического Ума.

Божественная искра пока еще не проявляется (как делают это остальные два огня) в виде двойственности, и только эволюция раскроет то, что пока скрыто в более позднем цикле. Этот третий огонь вместе с остальными двумя (двойственными) составляют необходимую пятерку логоического эволюционного развития, а в его совершенном слиянии с этими двумя огнями в ходе эволюционного процесса видится цель логоического достижения в нынешнем большом цикле, или периоде нашей Солнечной системы. 45]Когда Изначальный Луч Интеллектуальной Активности, Божественный Луч Интеллектуальной Любви и Космический Луч Интеллектуальной Воли встретятся, смешаются, сольются и воссияют, Логос примет свое Пятое посвящение, завершив таким образом один из своих циклов. Когда вращательное, поступательное и спирально-циклическое движения начнут производиться в совершенном синтезе, тогда будет достигнута желаемая вибрация. Когда три Закона – Экономии, Притяжения и Синтеза – начнут действовать в совершенной согласованности друг с другом, природа будет в совершенстве демонстрировать необходимое функционирование и правильную адаптацию материальной формы к обитающему в ней Духу, материи – к Жизни, а Сознания – к своему проводнику.

II. Огонь в Микрокосме

Итак, рассмотрим кратко соотношение между большим целым и человеческой единицей, а затем разобьем этот предмет на отдельные подтемы и рассмотрим разделы, на которые его можно для удобства разделить.

Огонь в Микрокосме также по своей сути троичен и пятеричен в проявлении.

1. Есть Внутренний Животворный Огонь, соответствующий Огню трения. Это совокупность индивидуальной Кундалини. Он оживотворяет физическое тело и проявляет себя также в двух видах:

Во-первых, как скрытое тепло, являющееся основой жизни сфероидальной клетки, или атома, и ее соотнесения и взаимодействия с остальными клетками при вращении.

Во-вторых, как активное тепло, или Прана, которое оживляет все и является движущей силой развивающейся формы. Оно выражает себя в четырех эфирах и газообразном состоянии и соответствием этому проявлению активного тепла на физическом плане применительно к человеку является Акаша и ее пятеричное проявление на планах Солнечной системы.

Этот огонь – базовая вибрация той малой системы, в которой Монада, или человеческий Дух, является логосом; он удерживает 46]личность, или низшего материального человека, в объективном проявлении, тем самым позволяя Духовной единице соприкасаться с планом самой плотной материи. Он находит свое соответствие в Луче Интеллектуальной Активности и управляется одним из подразделов Закона Экономии – Законом Адаптации во Времени.

2. Далее имеется Огонь, или Искра Ума, который является соответствием Солнечному огню. Это образует мыслящую самосознательную единицу, или Душу. Огонь Ума управляется Законом Притяжения как своим высшим соответствием. Позже мы поговорим об этом более подробно. Именно эта Искра Ума, проявляющаяся как спиральная циклическая активность, отвечает за развитие и окончательное возвращение человека в центр его системы, к Монаде – источнику и цели перевоплощающейся Дживы, или человеческого существа. Как и в Макрокосме, этот огонь также проявляется в двух видах:

Он проявляется как та интеллектуальная воля, которая связывает Монаду, или Дух, с ее наинизшей точкой контакта, личностью, функционирующей через физический проводник.

Он также проявляет себя, хотя пока еще несовершенно, как животворящий фактор в мыслеформах, создаваемых Мыслителем. Пока лишь об относительно немногих мыслеформах можно сказать, что они созданы центром сознания, Мыслителем, Эго. Пока лишь немногие люди находятся в столь тесном контакте со своим высшим «Я», или Эго, что способны выстроить из материи ментального плана форму, которую действительно можно назвать выражением мыслей, цели или желания их Эго, действующего через физический мозг. Большинство мыслеформ, которые сейчас создаются людьми, можно назвать сгустками материи, встроенными в форму при помощи Кама-Манаса (или желания с незначительной примесью ума, образующего таким образом смесь астральной и ментальной материи, в основном – астральной), что достигается соответствующим отражением действия элементала.

Итак, эти двойственности выражения Огня таковы:

47]1. а) Активный огонь, или прана.

б) Скрытый огонь, или телесное тепло.

2. а) Ментальная энергия в ментальном теле.

б) Чисто ментальные мыслеформы, оживотворенные самопорожденным огнем, или Пятым принципом, и потому являющиеся частью сферы, или системы контроля Монады.

Они образуют эзотерический кватернер, который вместе с пятым фактором, Божественной Искрой Интеллектуальной Воли, составляет пятерку монадического проявления – проявления, в данном случае означающего чисто субъективное проявление, которое не является ни полностью духовным, ни полностью материальным.

3. Наконец, имеется Монадическое Божественное Пламя, или Искра. Оно воплощает наивысшую из вибраций, на которые способна Монада, управляется Законом Синтеза и является причиной прогрессивно-поступательного движения развивающейся Дживы.

Теперь мы подходим к точке слияния или концу проявления, к завершению (рассматривая его с точки зрения Монады) большого цикла, или Манвантары. Что мы там обнаружим? Подобно тому как в Макрокосме смешение трех основных Огней космоса отмечает точку логоического достижения, так и при слиянии сущностных огней микрокосма мы достигаем апофеоза человеческого достижения в нынешнем цикле.

Когда скрытый огонь личности, или низшего «я», соединяется с огнем ума, огнем высшего «Я», и, наконец, сливается с Божественным Пламенем, человек принимает Пятое Посвящение в данной Солнечной системе и завершает один из своих больших циклов.[10] Когда все три сияют, как один огонь, достигается освобождение от материи, от материальной формы. Материя теперь преображена Духом, и обитающая в ней Жизнь высвобождается наконец из своей оболочки, которая теперь образует лишь канал для освобождения.

III. Огонь в проявлении

48]Продолжая исследование огней, поддерживающих структуру видимой Солнечной системы и видимого объективного человеческого существа, обусловливающих эволюционное развитие и являющихся основой всякого объективного раскрытия, следует заметить, что они проявляют себя как сумма энергии жизни Солнечной системы, планеты, всей структуры активно функционирующего человека на физическом плане, а также атома субстанции.

Обобщенно говоря, первый огонь всецело имеет отношение к:

а) Активности материи.

б) Вращательному движению материи.

в) Развитию материи посредством трения под действием Закона Экономии. Е. П. Б. касается этого вопроса в «Тайной Доктрине».[11]

Второй огонь, исходящий с Космического ментального плана, относится к:

а) Выражению эволюции ума, или манаса.

б) Жизненной силе Души.

49]
в) Эволюционному выражению Души, проявляющемуся в форме того неуловимого нечто, которое обеспечивает синтез материи. Со слиянием Души и материи посредством этого активного энергетизирующего фактора, возникает то, что называется сознанием.[12] По мере того как происходит слияние, а огни все более и более синтезируются в одно целое, становится все совершеннее та совокупность проявления, которую мы рассматриваем как сознательное существование.

г) Действию этого огня согласно Закону Притяжения.

д) Последующему результату в виде спирально-циклического движения, которое внутри системы мы называем Солнечной эволюцией, но которое (с точки зрения Космоса) является приближением нашей Системы к своей Центральной точке. Это следует рассматривать с точки зрения времени.[13]

Третий огонь связан с:

а) Эволюцией духа.

На данной стадии об этой эволюции нельзя сообщить практически ничего. Развитие Духа можно выразить пока лишь в терминах эволюции материи, а достигнутая точка духовного развития может быть хоть каким-то образом оценена только через соответствие проводника, через пригодность оболочки, тела или формы. Здесь нужно предупредить, что:

Подобно тому как физический проводник на физическом плане не может полностью выразить точку развития Эго, или высшего «Я», так и Эго не может полностью почувствовать и выразить качество Духа. Отсюда – абсолютная невозможность для человеческого сознания дать верную оценку жизни Духа, или Монады.

б) Действием божественного пламени согласно Закону Синтеза – это общее обозначение, которое, как станет очевидно позднее, включает в качестве подвидов два других Закона.

в) Последующим результатом в виде поступательно-прогрессивного движения вперед – движения, являющегося вращательным и поступательным.

50]
Весь материал, излагаемый в этом Трактате, имеет отношение к субъективной сути Солнечной системы, а не к объективному или духовному аспектам. Он описывает Сущности, населяющие форму, которые проявляют себя в качестве оживляющего фактора через посредство материи, и в первую очередь – материи эфирной; они развивают второе свойство – огонь ума, и сами по сути являются огненными точками, высеченными космическим трением, созданными вращением Космического колеса, ввергнутыми во временное и ограниченное проявление; в конечном итоге они должны вернуться в свой Космический центр. Они вернутся, обретя результаты эволюционного роста, и благодаря ассимиляции интенсифицируют свою фундаментальную природу и будут духовным огнем плюс огнем манасическим.