Цели и задачи дисциплины. Производственная санитария

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ

И ГИГИЕНА ТРУДА

Часть 1

 

Программа и методические указания

к самостоятельному изучению дисциплины

 

Составитель Г.И. Ковалёв

 

 

 

Томск – 2013

Производственная санитария и гигиена труда. Часть 1: методические указания к самостоятельному изучению дисциплины / сост. Г.И. Ковалёв. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2013. – 38 с.

 

Рецензент д.т.н., профессор кафедры ОТ и ОС С.А. Карауш

Редактор к.б.н., доцент кафедры ОТ и ОС Ю.Н. Фатыхова

 

 

Методические указания к самостоятельному изучению части первой дисциплины Б3.В2«Производственная санитария и гигиена труда» предназначены для студентов направления подготовки бакалавров 280700 «Техносферная безопасность» всех форм обучения.

 

 

Рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры охрана труда и окружающей среды. Протокол № 8 от 02.04 2013 г.

 

 

Срок действия

с 01.09.2013

до 01.09.2018

 

Оригинал-макет подготовлен составителем Г.И. Ковалёвым

 

Подписано в печать

Формат 90×90/16.Бумага офсет. Гарнитура Таймс.

Уч-изд. л. 1,2. Тираж 22 экз. Заказ №

 

Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ.

634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания составлены для студентов направления подготовки бакалавров 280700 «Техносферная безопасность» всех форм обучения, изучающих дисциплину Б3.В2 «Производственная санитария и гигиена труда».

Методические указания содержат программу первой части дисциплины «Производственная санитария и гигиена труда», вопросы для самопроверки по каждой теме программы, вопросы для подготовки к экзамену и список рекомендуемой литературы для изучения дисциплины.

При самостоятельной работе над учебным материалом студент должен преследовать цель приобретения знаний для предстоящей практической деятельности на производстве или в строительных организациях в ходе осуществления мероприятий по обеспечению санитарно-гигиенического благополучия на рабочих местах в соответствии с действующими нормативами и требованиями.

В процессе работы над материалом учебной дисциплины повышается профессиональный уровень подготовки студента, степень его готовности к будущей самостоятельной профессиональной деятельности в современных условиях, способность принимать и решать задачи, связанные с вопросами производственной санитарии и гигиены труда.

В процессе изучения дисциплины формируются следующие, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС – 3), компетенции:

ОК – 6: способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей;

ОК – 8: способность работать самостоятельно;

ОК – 9: способностью принимать решения в пределах своих полномочий;

ОК – 10: способность к познавательной деятельности;

ОК – 11: способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;

ПК – 1: способность ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера;

ПК – 8: способность ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей;

ПК – 9: способность ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности;

ПК – 14: Способность использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду;

ПК – 17: способность определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска;

ПК – 20: способность принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные.

Работа над изучением дисциплины способствует приобретению студентом:

Знаний: Основных требований действующих руководящих документов в области производственной санитарии и гигиены труда.

Теоретических основ анализа соответствия гигиенических факторов рабочих мест действующим требованиям.

Структуры работ по гигиенической оценке условий труда.

Основных методов и процедур проведения измерений для целей гигиенической оценки условий труда.

Организационных основ контроля на предприятии соблюдения гигиенических требований к условиям труда.

Порядка актуализации нормативной базы в области производственной санитарии и гигиены труда.

Состояния, тенденций и перспектив развития производственной санитарии и гигиены труда.

Основных способов, методов и средств уменьшения вредного воздействия на работников гигиенически значимых опасных и вредных производственных факторов.

Умений: Применять по назначению основные средства, предназначенные для целей гигиенической оценки условий труда и для уменьшения вредного воздействия на работников гигиенически значимых опасных и вредных производственных факторов.

Определять необходимые организационные и технические меры безопасности при проведении измерений и оценок на рабочих местах для целей гигиенической оценки условий труда.

Рассчитывать (определять) основные нормируемые параметры опасных и вредных факторов при их инструментальном контроле косвенными методами измерений в ходе гигиенической оценки условий труда.

Оформлять основные документы, применяемые при гигиенической оценке условий труда.

Пользоваться нормативной документацией в области производственной санитарии и гигиены труда.

Пользоваться документацией предприятий-изготовителей на технические средства, применяемые для целей гигиенической оценки условий труда.

Предпринимать необходимые меры по предотвращению поломки технические средства, применяемые для целей гигиенической оценки условий труда, в процессе их применения по назначению и транспортировки.

Определять необходимый состав обеспечения для решения типовых задач гигиенической оценки условий труда и для защиты от гигиенически значимых опасных и вредных производственных факторов, включая обоснования необходимости применения коллективных и (или) индивидуальных средств защиты работников.

Навыков: Применения по назначению типовых средств гигиенической оценки условий труда.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цели и задачи дисциплины

 

Производственная санитария – это система организационных, санитарно-гигиенических мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов до значений, не превышающих допустимые (ГОСТ 12.0.002-80 «ССБТ. Термины и определения»).

Гигиена труда – это область профилактической медицины, изучающая влияние факторов производственной среды на функциональное состояние организма человека и условия сохранения здоровья на производстве (Руководство Р 2.2.2006-05).

 

 

Цели освоения дисциплины «Производственная санитария и гигиена труда» (ПС и ГТ):

− изучить теоретические основы гигиенической оценки опасных и вредных производственных факторов, санитарно-гигиенического контроля производственной среды;

− обучить основным методам и процедурам проведения гигиенических оценок параметров опасных и вредных производственных факторов.

Задачи освоения дисциплины ПС и ГТ:

− сформировать навыки проведения основных измерений и оценок для целей гигиенической оценки условий труда;

− сформировать применительно к рассматриваемой сфере деятельности способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей и готовность к использованию инновационных идей, способность работать самостоятельно, способность принимать решения в пределах своих полномочий, способностью к познавательной деятельности, способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач, способность ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера, способность ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности, пособность использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду, способность определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска, способность принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные;

− научить анализировать соответствие полученных в результате гигиенических оценок данных действующим нормам для рабочих мест, определять рациональный состав методического и технического обеспечения для конкретных задач санитарно-гигиенических исследований на рабочих местах, обосновывать предложения по улучшению санитарно-гигиенической обстановки на рабочих местах и по защите от гигиенически значимых опасных и вредных производственных факторов;

− ознакомить с современными способами и сретствами сбора и обработки информации о гигиенических условиях труда, с состоянием, тенденциями и перспективами развития производственной санитарии и гигиены труда в Российской Федерации и в развитых странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: