Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Методологическаяобоснованность педагогических исследований как научная проблема
Цель, задачи, содержание и формы работы в методологии и методахпедагогических исследований. Сущность и структурадисциплины. Методологические основы педагогического исследования и основные закономерности, отраженные вдисциплине. Связь с другими дисциплинами.Методология как наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса. Роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки.Методология педагогики как концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.
Тема 2. Тезаурус дисциплины «Методы и техники педагогических исследований»
Основные компоненты научно-терминологического и логического аппарата психолого-педагогического исследования: актуальность, проблема, тема, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, совокупность исследовательских методов, средств и способов, необходимых для решения задач, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики, защищаемые положения.
|
|
Тема 3. Педагогическая наука и научный поиск
Основные признаки и функции педагогики как науки. Уровни методологического знания (по Э.Г. Юдину): философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Основные методологические принципы педагогического исследования: единства теории и практики, принцип творческого, конкретно-исторического подхода к исследуемой проблеме; объективности, всесторонности,единства исторического и логического, принцип системности. Методологические требования к проведению педагогических исследований.
Тема 4.Понятийный аппарат научного исследования, его содержание и характеристика
Аппарат научного исследования, его содержание и характеристика. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. Основные признаки прикладных исследований: приближенность их к актуальным запросам практики, сравнительная ограниченность выборки исследования, оперативность в проведении и внедрении результатов.
Тема 5.Понятие «метод» педагогических исследований
Понятие «научного метода» как «целенаправленного подхода, посредством которого достигается поставленная цель, как комплекса различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний». Характерные признаки научного метода (к какому бы типу он ни относился): объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность.
|
|
Тема 6.Теоретические методы педагогических исследований
Методы научного познания. Классификации методов: методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы материальной (практической) деятельности. В зависимости от роли и места в процессе научного познания: методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п. По содержанию изучаемых наукой объектов: методы естествознания и методы социально-гуманитарных наук. Качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д. Классификация методов (по В. П. Кохановскому): философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные. Общенаучные логические методы и приемы познания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.
Тема 7.Эмпирические методы педагогического исследования
Эмпирические методы педагогического исследования. Метод изучения педагогической научной и методической литературы, архивных материалов. Использование метода как важное условие объективности и глубины психолого-педагогического исследования. Наблюдение как метод сбора педагогической информации. Особенности наблюдения как научного метода: направленность к ясной, конкретной цели; планомерность и систематичность; объективность в восприятии изучаемого и его фиксация; сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов. Разновидности наблюдения: целенаправленное и случайное; сплошное и выборочное; непосредственное и опосредованное; длительное и кратковременное; открытое и скрытое «инкогнито»; констатирующее и оценивающее; неконтролируемое и контролируемое (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); каузальное и экспериментальное; полевое (наблюдение в естественных условиях) и лабораторное (в экспериментальной ситуации). Беседа как метод исследования. Формализованная и неформализованная беседа. Правила применения метода беседы. Опросные методы в структуре педагогического исследования. Преимущества и недостатки опросных методов. Разновидности опросных методов: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, социометрия, тестирование. Методы изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта: изучение педагогической документации, контент-анализ, изучение и обобщение передового педагогического опыта. Метод эксперимента в педагогическом исследовании. Естественный и лабораторный эксперимент. Констатирующий и формирующий эксперимент. Зондирующий и проверочный эксперимент. Сравнительный и перекрёстный эксперимент. Классический и многофакторный эксперимент. Условия эффективности проведения педагогического эксперимента. Этапы проведения педагогического эксперимента.
Тема 8.Методы и техники исследованиявозникновения предпосылокобразования
Методическая ценность педагогического наследия исследованиявозникновения предпосылокобразования. Методология и методы исследованиявоспитания в условиях «продленного детства»истилей воспитания.Исследовательское значение теоцентрической, социоцентрической, натуроцентрической и антропоцентрической моделейобразования.
Исследовательское значение традиционных концепций происхождения воспитания: эволюционно-биологическая теория (Дж. Симпсон) и психологическая теория (П. Монро). Воспитание в первобытном обществе. Зарождение воспитания как особого вида деятельности.Методы исследований школы и воспитания в странах Древнего Востока. Методы исследования возникновения и развития письменности как важнейшего фактора развития школы.
|
|
Тема 9.Методы и техники исследованийистории образования
Методы исследований основных тенденций развития мировой педагогической науки и школы: демократизации школьных систем; диверсификации и дифференциации образования; гуманистической направленности воспитания; форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся; модернизации классно-урочной системы; опытно-экспериментальная деятельности; педагогизации новейших технических средств; интеграции школьного и внешкольного воспитания и образования.Исследования основных направлений современной зарубежной педагогики: дидактические концепций: традиционная социопедагогическая парадигма (Ж. Капель, Ч. Е. Финн); рационалистическая модель (П. Блум, Б. Скиннер), феноменологическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс). Концепции теории воспитания: социологизаторский подход (социальная педагогика), биопсихологический подход (экзистенциалистская педагогика, новое воспитание, гуманистическая психологическая школа).
Тема 10.Методы математической статистики в педагогических исследованиях
Содержание комплекса математико-статистических методов обработки. Классификация задач и методов их решения. Задача исследования и выбор математико-статистического методаобработкиМетоды математической статистики в педагогических исследованиях. Основные понятия математической статистики: средняя арифметическая, медиана, мода, дисперсия, среднее квадратичное отклонение. Меры связи между переменными (корреляция). Статистическая проверка научной гипотезы. Оценки генеральных параметров. Многомерные методы анализа данных (факторный анализ; кластерный анализ; дисперсионный анализ; регрессионный анализ; латентно-структурный анализ; многомерное шкалирование и другие). Статистическая обработка результатов психолого-педагогических исследований. Обеспечение массовости и представительности (репрезентативности) объектов изучения. Шкалирование. Виды группировок: типологическая, вариационная и аналитическая. Приёмы итогового обобщения данных: таблицы, диаграммы, графики.
|
|
Тема 11.Методика проведения педагогического исследования
Методика проведения психолого-педагогического исследования. Замысел, структура и логика проведения педагогического исследования. Этапы педагогического исследования. Формулировка цели, задач, гипотезы исследования. Структура методики психолого-педагогического исследования. Программа исследования. Обработка и интерпретация полученных результатов исследования. Систематизация результатов. Апробация исследования. Внедрение разработанных положений и идей в педагогическую практику. Оформление результатов научного труда. Основные требования к содержанию излагаемого исследовательского материала: концептуальная направленность, сущностной анализ и обобщение, аспектная определенность, сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным, определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов, четкое выделение нового и авторской позиции, мера в сочетании однозначности и вариативности, конструктивность рекомендаций. Основные виды изложения результатов исследования: диссертация, научный отчёт, монография, курсовая работа, квалификационная работа, учебное пособие, тезисы научных докладов, научная статья, рецензия, методические рекомендации, депонированная научная разработка. Методы написания текста научной работы: конструктивно-синтетический и критико-аналитический.
Тема 12.Педагогическое мастерствоинтерпретации, апробации и внедрениярезультатов педагогических исследований
Педагогическое мастерство и культура исследователя. Педагогическое мастерство исследователя. Научная работа как исключительно напряженный, творческий труд, требующий полной самоотдачи, упорства, терпения, самоотверженности. Профессиограмма педагога-исследователя. Научная добросовестность и этика исследователя. Искусство общения и культура поведения педагога-исследователя.
Матрица компетенций
Раздел (тема) дисциплины | Количество часов | Компетенции | ||||||
ПК-1 | ПК-3 | ПК-4 | ПК-11 | ПК-21 | ПК-27 | ПК-31 | ||
1.Предмет и задачи дисциплины. Методологическая обоснованность педагогических исследований как научная проблема | ||||||||
2.Тезаурус дисциплины «Методы и техники педагогических исследований» | ||||||||
3.Педагогическая наука и научный поиск | ||||||||
4.Понятийный аппарат научного исследования, его содержание и характеристика | ||||||||
5.Понятие «метод» педагогических исследований. Классификация методов педагогических исследований | ||||||||
6.Теоретические методы педагогических исследований | ||||||||
7.Эмпирические методы педагогических исследований | ||||||||
8.Методы и техники педагогических исследования возникновения предпосылок образования | ||||||||
9.Методы и техники исследований истории образования | ||||||||
10.Методы математической статистики в педагогических исследованиях | ||||||||
11.Методика проведения педагогического эксперимента | ||||||||
12.Педагогическое мастерство интерпретации, апробации и внедрения результатов педагогических исследований | ||||||||
Итого за семестр |