Для определения проекций векторов на оси координат записывают матричные уравнения:
(10)
(11)
- столбец координат точки D в системе
, (12)
- матрицы переноса соответственно от систем координат 1 к 0 и 2 к 1:
(13)
-матрицы поворота при переходе соответственно от систем координат 1 к 0 и 3 к 2;
Подставив (11)-(13) в (10), получим матрицы:
. (14)
Запишем модули соответствующих векторов:
|OB|=0,5000 м; |BC|=0,5000 м; |CD|=0,1414 м.
Ускорение точки В:
. (15)
Вектор и угол между векторами равны нулю, следовательно, .
Ускорение точки С:
(16)
Здесь откуда матрица:
. (17)
Используя зависимости (3), (7) и (8), составляем матрицу векторного произведения :
. (18)
Для определения матрицы векторного произведения используем зависимости (3), (7) и (14):
. (19)
Относительная линейная скорость звена 2:
, откуда получаем матрицу:
. (20)
Матрицу вектора ускорения Кориолиса составляют с использованием зависимостей (3), (7) и (20):
. (21)
Складывая матрицы (17)-(19) и (21), получим матрицу вектора :
. (22)
Модуль вектора ускорения
Ускорение точки D:
|
|
(23)
где матрицы входящих в уравнение векторных произведений определяют с использованием зависимостей (7), (9), (14) и (22):
. (24)
Складывая матрицы (22) и(24), получим матрицу-столбец вектора :
, (25)
откуда модуль вектора ускорения .
4. Построим планы угловых и линейных ускорений (графический метод).
4.1 План угловых ускорений. Построение плана угловых ускорений (рис. 3) начинаем с определения полюса и величины масштаба в соответствии с угловым ускорением , направленного, как и вдоль оси .
Примем масштаб .
Из полюса , являющегося началом системы координат плана угловых скоростей, проводим отрезок длиной 40 мм. Ускорение второго звена совпадает с . По законам ТММ, угловое ускорение третьего звена определяется следующим выражением:
. (26)
Относительное ускорение равно и в соответствии с рис. 2, направлено под углом 30 градусов к оси Y в плоскости . В указанном направлении, из конца вектора в той же плоскости проводим отрезок длинной 40 мм, характеризующий угловое ускорение третьего звена относительно первого. Составляющая имеет величину:
(27)
и направлена под углом 30 градусов к оси Y, однако лежит в отрицательной области оси Х плоскости . Из конца вектора , проводим отрезок длиной 50 мм. Отрезок, соединяющий полюс плана и конец вектора , будет искомым угловым ускорением третьего звена.
Рисунок 3 - План угловых ускорений
4.2 План линейных ускорений. Построение плана линейных ускорений (рис. 4) начинаем с определения полюса . Точки О, А и В не имеют линейных ускорений. Линейное ускорение точки С, складывается из составляющих релятивного ускорения (обусловлено относительным ускорением второго звена относительно первого, определяется аналогично переносной скорости , направлено вдоль звена), нормального (обусловлено угловой скоростью второго звена, определяется проецированием на базовую систему координат, направлено к центру вращения с учетом проекции звена), касательного (обусловлено угловым ускорением второго звена, определяется проецированием на базовую систему координат, направлено перпендикулярно касательному ускорению), и ускорения Кориолиса (обусловлено сложным характером движения – вращательное второго звена и поступательное первого звена, с учетом не параллельности главных осей звеньев):
|
|
. (28)
С учетом правил построения векторов ускорений, имеем, что сонаправлены пары ускорений с и с . Как и для скорости , результирующий вектор должен лежать в плоскости . На первом этапе построения плана линейных ускорений, выполним построение векторов, составляющих . Вектор направлен противоположно (см. рис.4, лаб. работа № 5) – под углом 30 градусов к оси . Из табл. 1, величина .
Принимаем масштаб плана ускорений .
Проводим отрезок длиной 10 мм. Аналогично направленный по второму звену вектор , определяется произведением квадрата угловой скорости на длину второго звена:
. (29)
Проводим отрезок длиной 10 мм из конца вектора в том же направлении. Перпендикулярно направленный вектору , вектор , определяется величиной:
. (30)
Проводим отрезок длиной 8 мм из конца вектора в перпендикулярном направлении. Величина кориолисова ускорения определяется величиной:
. (31)
Из конца вектора , проводим отрезок длиной 50 мм, характеризующий . Складывая длины четырех указанных векторов, получаем ускорение .
Точка D принадлежит вращательному звену 3, потому ускорение не имеет составляющей релятивного ускорения, а так как главные оси второго и третьего звеньев параллельны, то отсутствует и кориолисово ускорение. Остаются составляющая , а так же нормальная и тангенциальная составляющие:
. (32)
Достраивая взаимоперпендикулярные вектора и , получаем искомое ускорение точки D .
Рисунок 4 - План линейных ускорений
Анализируя план линейных ускорений, делаем вывод о том, что ускорение точки D в первую очередь определяется ускорением Кориолиса, зависящим от достаточно высокого значения линейной скорости второго звена (см. табл. 1). Необходимо отметить и то, что достаточно малы значения нормальной и касательной составляющих для третьего звена, по причине малых габаритов этого звена. Пример плана линейных ускорений наглядно доказывает то, что третье звено в манипуляторе предназначено в первую очередь для ориентирующей функции, а кинематическую функцию исполняет второе звено.
Варианты заданий
№ варианта | задание | № варианта | задание |
2.1 | 8.3 | ||
2.2 | 9.1 | ||
2.3 | 9.2 | ||
3.1 | 9.3 | ||
3.2 | 10.1 | ||
3.3 | 10.2 | ||
4.1 | 10.3 | ||
4.2 | 11.1 | ||
4.3 | 11.2 | ||
5.1 | 11.3 | ||
5.2 | 12.1 | ||
5.3 | 12.2 | ||
6.1 | 12.3 | ||
6.2 | 13.1 | ||
6.3 | 13.2 | ||
7.1 | 13.3 | ||
7.2 | 14.1 | ||
7.3 | 14.2 | ||
8.1 | 14.3 | ||
8.2 | 1.3 |
Пример варианта задания: 16 - 5.1. Вариант 16, схема 5, подвариант 1.
Схема 1
№ Варианта | Звено | Длина, м | Угол поворота, град | Перемещение, мм | |||||||
Общ | Расч | Общ | Расч | ||||||||
1,5 | 0,2 | 0,2 | |||||||||
1,5 | 1,25 | 1,0 | 0,2 | 0,2 | |||||||
0,75 | 0,25 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
1,75 | 0,1 | 0,2 | |||||||||
1,75 | 1,4 | 0,5 | 0,1 | 0,2 | |||||||
1,0 | 0,3 | 0,1 | 0,1 | ||||||||
0,1 | 0,1 | ||||||||||
1,75 | 1,3 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | |||||||
1,2 | 0,5 | 0,1 | 0,1 |
|
|
Схема 2
№ Варианта | Звено | Длина, м | Угол поворота, град | Перемещение, мм | |||||||
Общ | Расч | Общ | Расч | ||||||||
1,5 | 0,2 | 0,2 | |||||||||
1,5 | 0,2 | 0,2 | |||||||||
0,75 | 0,25 | 1,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||
1,75 | 0,1 | 0,2 | |||||||||
1,75 | 0,1 | 0,1 | |||||||||
1,0 | 0,3 | 1,0 | 0,5 | 0,1 | 0,2 | ||||||
0,1 | 0,1 | ||||||||||
1,75 | 0,1 | 0,1 | |||||||||
1,2 | 0,5 | 1,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 |
Схема 3
№ Варианта | Звено | Длина, м | Угол поворота, град | Перемещение, мм | ||||||||
Общ | Расч | Общ | Расч | |||||||||
1,5 | 1,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
0,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||||||
1,5 | 1,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
0,75 | 0,25 | 0,2 | 0,2 | |||||||||
1,75 | 1,25 | 0,75 | 0,1 | 0,2 | ||||||||
0,75 | 0,1 | 0,1 | ||||||||||
1,75 | 1,25 | 0,75 | 0,1 | 0,2 | ||||||||
1,0 | 0,3 | 0,1 | 0,2 | |||||||||
1,6 | 1,0 | 0,1 | 0,1 | |||||||||
0,75 | 0,1 | 0,1 | ||||||||||
1,75 | 1,25 | 1,0 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
1,2 | 0,5 | 0,1 | 0,1 |
Схема 4
№ Варианта | Звено | Длина, м | Угол поворота, град | Перемещение, мм | ||||||||
Общ | Расч | Общ | Расч | |||||||||
1,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||||||
0,5 | 1,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
1,5 | 1,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
0,75 | 0,25 | 0,2 | 0,2 | |||||||||
1,75 | 0,1 | 0,1 | ||||||||||
0,75 | 1,25 | 0,75 | 0,1 | 0,2 | ||||||||
1,75 | 1,25 | 0,75 | 0,1 | 0,2 | ||||||||
1,0 | 0,3 | 0,1 | 0,2 | |||||||||
0,1 | 0,1 | |||||||||||
0,75 | 1,6 | 1,0 | 0,1 | 0,1 | ||||||||
1,75 | 1,25 | 1,0 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
1,2 | 0,5 | 0,1 | 0,1 |
Схема 5
|
|
№ Варианта | Звено | Длина, м | Угол поворота, град | Перемещение, мм | ||||||||
Общ | Расч | Общ | Расч | |||||||||
1,5 | 0,1 | 0,2 | ||||||||||
0,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||||||
1,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||||||
0,75 | 0,25 | 1,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | |||||||
1,75 | 0,1 | 0,2 | ||||||||||
0,75 | 0,1 | 0,1 | ||||||||||
1,75 | 0,1 | 0,2 | ||||||||||
1,0 | 0,3 | 1,0 | 0,5 | 0,1 | 0,2 | |||||||
0,1 | 0,1 | |||||||||||
0,75 | 0,1 | 0,1 | ||||||||||
1,75 | 0,2 | 0,2 | ||||||||||
1,2 | 0,5 | 1,0 | 0,5 | 0,1 | 0,1 |
Схема 6
№ Варианта | Звено | Длина, м | Угол поворота, град | Перемещение, мм | |||||||
Общ | Расч | Общ | Расч | ||||||||
1,5 | 2,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | |||||||
0,5 | 0,2 | 0,2 | |||||||||
1,5 | 1,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | |||||||
0,75 | 0,25 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
1,75 | 2,25 | 0,75 | 0,1 | 0,2 | |||||||
0,75 | 0,1 | 0,1 | |||||||||
1,75 | 1,25 | 0,75 | 0,1 | 0,2 | |||||||
1,0 | 0,3 | 0,1 | 0,2 | ||||||||
1,6 | 1,0 | 0,1 | 0,1 | ||||||||
0,75 | 0,1 | 0,1 | |||||||||
1,75 | 1,25 | 1,0 | 0,2 | 0,2 | |||||||
1,2 | 0,5 | 0,1 | 0,1 |
Схема 7
№ Варианта | Звено | Длина, м | Угол поворота, град | Перемещение, мм | |||||||
Общ | Расч | Общ | Расч | ||||||||
1,5 | 2,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | |||||||
0,5 | 0,2 | 0,2 | |||||||||
1,5 | 0,2 | 0,2 | |||||||||
0,75 | 0,25 | 1,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||
1,75 | 2,25 | 0,75 | 0,1 | 0,2 | |||||||
0,75 | 0,1 | 0,1 | |||||||||
1,75 | 0,1 | 0,2 | |||||||||
1,0 | 0,3 | 1,25 | 0,75 | 0,1 | 0,2 | ||||||
1,6 | 1,0 | 0,1 | 0,1 | ||||||||
0,75 | 0,1 | 0,1 | |||||||||
1,75 | 0,1 | 0,1 | |||||||||
1,2 | 0,5 | 1,25 | 1,0 | 0,2 | 0,2 |
Схема 8
№ Варианта | Звено | Длина, м | Угол поворота, град | Перемещение, мм | |||||||
Общ | Расч | Общ | Расч | ||||||||
0,5 | 2,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | |||||||
1,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
1,0 | 0,2 | 0,2 | |||||||||
0,75 | 0,25 | 1,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||
0,75 | 2,25 | 0,75 | 0,1 | 0,2 | |||||||
1,25 | 0,75 | 0,1 | 0,1 | ||||||||
1,25 | 0,1 | 0,2 | |||||||||
1,0 | 0,3 | 1,25 | 0,75 | 0,1 | 0,2 | ||||||
1,0 | 1,6 | 1,0 | 0,1 | 0,1 | |||||||
1,35 | 1,0 | 0,1 | 0,1 | ||||||||
1,5 | 0,1 | 0,1 | |||||||||
1,2 | 0,5 | 1,25 | 1,0 | 0,2 | 0,2 |
Схема 9
№ Варианта | Звено | Длина, м | Угол поворота, град | Перемещение, мм | |||||||
Общ | Расч | Общ | Расч | ||||||||
1,5 | 2,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | |||||||
0,5 | 1,25 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
1,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
0,75 | 0,25 | 1,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||
1,75 | 2,25 | 0,75 | 0,1 | 0,2 | |||||||
1,0 | 1,5 | 0,75 | 0,1 | 0,1 | |||||||
1,25 | 0,75 | 0,1 | 0,2 | ||||||||
1,0 | 0,3 | 1,25 | 0,75 | 0,1 | 0,2 | ||||||
1,0 | 1,6 | 1,0 | 0,1 | 0,1 | |||||||
0,75 | 0,8 | 0,5 | 0,1 | 0,1 | |||||||
1,5 | 1,0 | 0,1 | 0,1 | ||||||||
1,2 | 0,5 | 1,25 | 1,0 | 0,2 | 0,2 |
Схема 10
№ Варианта | Звено | Длина, м | Угол поворота, град | Перемещение, мм | |||||||
Общ | Расч | Общ | Расч | ||||||||
0.1 | 0.2 | ||||||||||
0.1 | 0.3 | ||||||||||
0.1 | 0.4 | ||||||||||
0.2 | 0.4 | ||||||||||
0.1 | 0.2 | ||||||||||
-1 | -0.3 | ||||||||||
0.1 | 0.4 | 0.1 | 0,3 | ||||||||
0.2 | 0.4 | ||||||||||
0.1 | 0.2 | ||||||||||
0.1 | 0.3 | ||||||||||
0,1 | 0,4 | ||||||||||
0.2 | 0.4 |
Схема 11
№ Варианта | Звено | Длина, м | Угол поворота, град | Перемещение, мм | ||||||||
Общ | Расч | Общ | Расч | |||||||||
1,5 | 2,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
0,5 | 1,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
1,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||||||
0,75 | 0,25 | 0,2 | 0,2 | |||||||||
1,75 | 2,25 | 0,75 | 0,1 | 0,1 | ||||||||
0,75 | 1,25 | 0,75 | 0,1 | 0,2 | ||||||||
1,75 | 0,1 | 0,2 | ||||||||||
1,0 | 0,3 | 0,1 | 0,2 | |||||||||
3,25 | 1,0 | 0,1 | 0,1 | |||||||||
0,75 | 1,5 | 1,0 | 0,1 | 0,1 | ||||||||
1,75 | 0,2 | 0,2 | ||||||||||
1,2 | 0,5 | 0,1 | 0,1 |
Схема 12
№ Варианта | Звено | Длина, м | Угол поворота, град | Перемещение, мм | ||||||||
Общ | Расч | Общ | Расч | |||||||||
1,5 | 2,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
0,5 | 1,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
1,5 | 0,2 | 0,2 | ||||||||||
0,75 | 0,2 | 0,2 | ||||||||||
1,75 | 2,25 | 0,75 | 0,1 | 0,1 | ||||||||
0,75 | 1,25 | 0,75 | 0,1 | 0,2 | ||||||||
1,75 | 0,1 | 0,2 | ||||||||||
1,0 | 0,1 | 0,2 | ||||||||||
3,25 | 1,0 | 0,1 | 0,1 | |||||||||
0,75 | 1,5 | 1,0 | 0,1 | 0,1 | ||||||||
1,75 | 0,2 | 0,2 | ||||||||||
1,2 | 0,1 | 0,1 |
Схема 13
|
№ Варианта | Звено | Длина, м | Угол поворота, град | Перемещение, мм | ||||||||
Общ | Расч | Общ | Расч | |||||||||
1,5 | 2,0 | 0,5 | 0,2 | 0,2 |
|