Роль субкультурных объединений и их влияние на молодежь

 

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди и малые социальные группы, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На разных возрастных этапах состав таких групп специфичен. Так, по отношению к юношеству таковыми выступают родители, другие родственники, сверстники, соседи, педагоги. Далее в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Молодежная субкультура также является агентом социализации и воздействует на молодёжь при помощи стилизованного механизма социализации, который действует в рамках определенной субкультуры. Как было сказано в 1.1, под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него [25, с. 125–126].

Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде аспектов. В первую очередь, имея более или менее явные особенности и ценностные ориентации субкультура влияет на отношение ее носителей к миру, на их самосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т. п.

Субкультурное влияние проявляется через следование моде, использование жаргона, что оказывает прямо организующее влияние на речь, стиль, построение образов у носителей субкультуры. Субкультурное влияние на социализацию молодежи идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. Музыка позволяет молодым людям пережить, выразить, оформить свои эмоции, чувства и ощущения, которые невозможно передать словами. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде, поведении и даже взглядах на жизнь [47, с. 71].

Субкультура играет роль своеобразного буфера, в котором молодежь восполняет недостаток социализации, приобретает недостающие навыки, осваивает социальные роли. Вместе с тем, свободный поток любой информации, отсутствие объективных критериев при ее усвоении молодыми людьми создают ситуацию риска, при которой молодые люди усваивают антисоциальные и деструктивные нормы поведения.

Еще одним, более продвинутым вариантом в разрешении проблем воздействия молодежной субкультуры можно назвать создание искусственных движений на основе выявленных особенностей жизни разных типов молодежной субкультуры. Этот вариант представляется особенно привлекательным еще и потому, что позволяет заранее создавать безопасную для общества систему норм и ценностей, на которые будет ориентироваться молодежь. Однако и в этом случае остается проблема уже существующих движений. Кроме того, при опоре на неформальные признаки и свойства субкультуры, которые известны исследователям и на основании которых создавалась бы искусственная субкультура, последняя, вероятней всего, очень быстро потеряла бы свой субкультурный статус и стала формальной.

Но не все субкультуры одинаково позитивно влияют на развитие и социализацию молодежи в обществе. В моменты значительных потрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества и связанных с деформациями условий и образа жизни людей, внезапно образующимся вакуумом ценностей, изменением материальных показателей, неясностью жизненных перспектив и неизбежным обострением противоречий, экстремизм становится одной из трудно изживаемых и наиболее опасных характеристик общественного бытия [43, с. 41].

Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Ученые вправе исследовать философско-психологическую природу экстремизма, чтобы охарактеризовать этот феномен во всех его частных и общих проявлениях, классифицировать и типизировать случаи экстремистского поведения. Не менее важным является и установление связи между политико-экономическим состоянием общества и ростом экстремизма в молодежной среде.

Однако попытаемся взглянуть на данную проблему с другой стороны. По некоторым данным можно предположить, что взрыв молодежного экстремизма обусловлен происходящей ныне коренной ломкой стереотипов поведения, складывавшихся веками и освященных культурой [25, с. 67].

Смена культурных эпох влечет за собой четкую смену стереотипов и норм поведения. Наиболее болезненными оказываются пограничные области, когда старые стереотипы уже не отражают изменившейся реальности, но еще продолжают существовать в жизни старшего поколения и навязываются молодым традиционной системой воспитания и образования [18, с. 54].

Тотальный кризис конца XIX – начала XX вв. был связан с тем, что классическая европейская культура исчерпала свои функции так же, как в свое время исчерпала их культура ритуальная. Общество оказалось на пороге существования, не связанного нормой, а, следовательно, и законом [28, с. 48].

На протяжении длительного периода противостояние «отцов» и «детей» происходило по одному из периферийных личностных признаков при преемственности признака доминирующего стремления к постоянству. Естественным образом сохранялись и стереотипы поведения, область которых изменялась и обогащалась за счет периферии.

Изменилось и качество конфликта «отцов» и «детей». В нынешней ситуации молодежь хорошо ощущает несоответствие навязываемых ей культурных стереотипов и норм поведения жизни, а, вместе с этим, отказывается понимать и принимать всю традиционную культуру [21, с. 38].

У молодежи, воспитанной в традиционной культуре, основной конфликт разворачивается на ментальном уровне, между осознаваемой ею реальностью и культурными стереотипами восприятия и осмысления мира. Поведение здесь вторично. При необходимом и достаточном развитии чувства целого люди этого типа легче соотносят свое поведение с осмысленной целостной картиной мира [17, с. 114].

Для молодежи, растущей, в основном, вне классической европейской культуры, наиболее существен конфликт на поведенческом уровне. Люди этого типа познают жизнь опытным путем, абсолютизируя собственный опыт и признавая лишь тех, с действиями которых входят в резонанс. Врожденные способности обусловливают у них высокую скорость постижения жизни и наработки навыков ориентирования в постоянно меняющемся мире [28, с. 115].

Субкультурные объединения влияют на молодежь тем, что это не государственное движение и в него может присоединиться любой, они свободны в реализации своих целей, принципов, морали.

Таким образом, особенностью субкультурных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы [ 25, с. 77].

Субкультурные объединения молодежи можно классифицировать по направлениям их деятельности и другим основаниям (подробно об этом анализировалось в параграфе 1.3). Но следует отметить, что присоединение к субкультурному молодежному объединению – нормальный и закономерный выбор молодого человека.

Исходные мотивы, приводящие его в субкультурные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Так, И. П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности молодежи в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «нормальные» сверстники, а такие же, как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы» [27, с. 43].

Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо молодой человек обычно вынужден присоединяться к той группе, которая доминирует на территории его проживания (социализации).

Наиболее распространенными причинами вступления в такие группы молодежи стали одиночество, непонимание родителей, обособленность, подражание, группирование, свобода, эмоциональная насыщенность общения, стремление компенсировать недостатки традиционных институтов и школы. При этом, как отмечает современная молодежь, вовлеченная в деятельность подобного рода субкультурных объединений, им нравятся такие черты характера членов объединения как умение постоять за себя (54%), смелость (40%), независимость (35%) (см. рис. 2.1).

Отличительной чертой общения молодежи во многих субкультурных группах является беспредметность. Когда у коммуникации в группе появляется постоянный предмет, группа переходит в новое качество. Этот постоянный предмет впоследствии, как правило, и определяет тип субкультуры, принятый в группе: романтико-эскапистская или, может, гедонистско-развлекательная, радикально-деструктивная или полуделинквентная, определяет ценности и образ жизни группы.

 

 

Рисунок 2.1 – Мнение молодежи о привлекательных для них чертах характера членов субкультурных объединений, (в %)

 

По результатам исследования, проведенного при участии автора в январе 2013 года[1] видно, что основным мотивом, побуждающим молодых людей стать представителем той или иной субкультуры, является потребность в друзьях, желание обрести единомышленников (35,1%). Во-вторых, это мода; скука, поиск более интересного проведения досуга; конфликты в семье и в кругу сверстников (по 26,4%). В-третьих, это интерес к идеологии субкультуры (25,6%) и потребность в эмоциональных впечатлениях (19,3%) (см. рис. 2.2).


Где: 1 – интерес к идеологии субкультуры; 2 – потребность в друзьях, желание обрести единомышленников; 3 – мода; 4 – скука, поиск более интересного проведения досуга; 5 – стремление познать необычное; 6 – потребность в эмоциональных впечатлениях; 7 – конфликты в семье и в кругу сверстников; 8 – возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях; 9 – желание уйти от постоянного надзора родителей, педагогов.

Рисунок 2.2 – Распределение ответов на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, побуждает молодых людей стать представителем той или иной субкультуры?», (в %)

 

Результаты исследования свидетельствуют о том, что существуют различия в позициях респондентов в отношении мнения о мотивах, побуждающих молодых людей стать представителем той или иной субкультуры в зависимости от вида деятельности. Так, для школьников в большей степени значимы такие мотивы как интерес к идеологии субкультуры, конфликты в семье и в кругу сверстников, желание уйти от постоянного надзора родителей, педагогов. Для студентов и работающей молодежи в большей степени значимы такие мотивы как скука, поиск более интересного проведения досуга, потребность в эмоциональных впечатлениях. Студенты в большей степени, чем участники других групп, становятся представителями молодежных субкультур из-за моды (см. рис. 2.3).

 

Где: 1 – интерес к идеологии субкультуры; 2 – потребность в друзьях, желание обрести единомышленников; 3 – мода; 4 – скука, поиск более интересного проведения досуга; 5 – стремление познать необычное; 6 – потребность в эмоциональных впечатлениях; 7 – конфликты в семье и в кругу сверстников; 8 – возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях; 9 – желание уйти от постоянного надзора родителей, педагогов.

Рисунок 2.3 – Распределение ответов на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, побуждает молодых людей стать представителем той или иной субкультуры?» в зависимости от вида деятельности, (в %)

 

Изменение предмета коммуникации, и особенно, появление постоянного предмета ее является зачастую первый симптом культурных перемен на микросоциальном уровне. Объединение в группы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственное отнюдь не только молодежному возрасту. Более того, некоторые субкультурные объединения выполняют полезную функцию, направляя и управляя социальной активностью молодежи.

Анализ роли субкультурных объединений молодежи будет не полон, если не коснуться вопроса о том, какие функции они выполняют в развитии общества, и какое влияние они оказывают на молодежь.

Прежде всего, сам слой «субкультурности» как общественной активности никогда не исчезнет с горизонтов развития человеческого сообщества. Анализируя роль молодежных объединений необходимо правильно оценивать состояние субкультурного движения молодежи как своего рода социальную симптоматику, помогающую поставить диагноз всему общественному организму. Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор молодым человеком своего социального окружения и партнера. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодежную среду, провоцируют молодежь к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.

При этом важнейшая функция субкультурного молодежного объединения заключается еще и в том, что молодежные инициативы становятся проводником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими зонами общественной жизни и ее центром – основными социально-экономическими и политическими структурами [9, с. 44].

В современных условиях развития украинского общества, молодежь поставлена перед проблемой самостоятельного выбора между добром и злом. Вероятно, это и стало причиной возникновения и широкого распространения молодежной субкультуры [8, с. 123].

Существует мнение, что главное для молодежи в неформальных группах – это возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: такая причина стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 5% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное – это условия для развития своих способностей, возникающие в субкультурных объединениях [9, с. 78].

Анализируя вопросы, связанные с ролью субкультурных объединений и их влиянием на молодежь, интересными, на наш взгляд, являются результаты исследования, проведенного сотрудниками лаборатории проблем высшей школы Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия» в 2009 году. Опрошено 839 чел. – представители молодежи. Распределение по полу: 42% юношей и 58% девушек. Средний возраст опрошенных составил 23,5 года, при этом минимальный 18 лет, максимальный 29 лет. Одной из задач данного исследования была попытка измерить отношение к современным молодежным субкультурам и движениям (см. табл. 2.1).

Среди ответивших из числа опрошенной молодежи на вопрос «Как Вы относитесь к современным молодежным субкультурам и движениям?» в среднем около 3% относится положительно к различным представителям современных молодежных субкультур и движений, и сами являются участниками некоторых из них. 15% опрошенной молодежи относится положительно к различным представителям современных молодежных субкультур и движений, но сами к ним не принадлежат (положительное отношение в большинстве случаев касается представителей R’n’b-культуры (35,4%); хип-хоп-культуры (30,8%), т. е. танцевальных направлений; футбольных фанатов (30,1%) и байкеров (26,3%)).


Таблица 2.1

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к современным молодежным субкультурам и движениям?», (в %)

  Положительно, сам принадлежу к субкультуре Положительно, но к ним не принадлежу Безразлично Отрицательно, не одобряю их существова-ние Кое-что о них знаю, но мнение не сложилось Ниче-го о них не знаю
Панки 4,1 15,3 43,3 25,0 7,5 4,8
Альтернативщики 3,7 18,2 42,2 10,9 9,3 15,7
Эмо 1,2 11,4 39,5 27,6 6,1 14,2
Металлисты 3,0 14,7 44,0 26,5 6,1 5,7
Готы 1,3 10,7 41,1 29,3 7,1 10,5
Байкеры 1,5 26,3 43,9 15,6 8,3 4,4
Скинхеды 0,4 6,9 25,5 54,2 4,9 8,1
Гопники 1,8 4,9 26,2 48,5 4,7 13,9
Хип-хоп 6,6 30,8 40,6 11,9 4,8 5,3
R’n’b 8,2 35,4 35,2 11,1 3,8 6,3
Растаманы 2,6 15,1 39,2 24,2 4,9 14,0
Сатанисты 1,0 5,4 23,6 57,8 3,6 8,6
Ролевики 1,0 17,9 39,9 13,7 5,9 21,6
Толкиенисты 1,3 12,8 36,5 12,9 6,8 29,7
Индустриальщики 1,6 7,2 38,8 11,3 7,6 33,5
Фрики 1,6 5,4 30,3 16,5 7,1 39,1
Fetish/BDSM 1,0 5,7 30,7 20,1 6,2 36,3
Паркуры 1,4 15,1 31,5 9,8 5,3 36,9
Диггеры 1,5 9,1 33,7 10,7 6,4 38,6
Футбольные фанаты 12,0 30,1 37,5 11,4 3,0 6,0

 

16% ничего не знают о современных молодежных субкультурах и движениях, особенно это касается таких субкультур молодежной направленности как фрики (39,1%), диггеры (38,6%), паркуристы (36,9%), фетиш (36,3%), индустриальщики (33,5%), толкиенисты (29,7%) и ролевики (21,6%). Возможно, это связанно с тем, что данные субкультуры на тот период времени имели слабые позиции среди молодежи, так как только относительно недавно стали набирать «поклонников» в молодежной среде. Около 6% кое-что знают о современных молодежных субкультурах и движениях, но мнение в их отношении не сложилось.

В 2009 году в среднем 36% респондентов безразлично отнеслись к современным молодежным субкультурам и движениям, 23% − выразили отрицательную позицию по отношению к ним. В большинстве выборов не одобряют существование таких субкультур как сатанисты (57,8%), скинхеды (54,2%), гопники (48,5%), т. е. субкультур асоциальной направленности. Такая же тенденция сохраняется и до настоящего времени.

По результатам исследования 2013 года, видно, что отношение к представителям современных молодежных субкультур в той или иной степени изменилось. Так, в целом положительно относятся к ним около 25% респондентов, но не принадлежат ни к одной молодежной субкультуре (что на 10% больше по сравнению с результатами опроса 2009 г.). Около 5% выразили положительное отношение и принадлежность к молодежным субкультурам.

В 2013 г. 46% респондентов безразлично отнеслись к современным молодежным субкультурам и движениям, что на 10% больше, чем в 2009 г.; и 13% − выразили отрицательную позицию по отношению к ним, что на 10% меньше по сравнению с результатами предыдущего опроса. При этом, третья часть респондентов в числе своих друзей имеет представителей молодежных субкультур (чаще всего – это готы, панки, рокеры, байкеры, хиппи, эмо, реперы, анимешники, металлисты; и представители асоциальных субкультур: скинхеды, националисты, неофашисты).

Таким образом, субкультурные объединения влияют на процесс социализации молодежи, на выстраивание отношений в обществе между различными социально-демографическими группами, на взаимоотношения с окружающим миром. Однако, не всегда это влияние позитивно. В зависимости от своей направленности и парадигм, субкультуры могут так же оказывать и негативное воздействие на социализацию молодого человека и провоцировать конфликты поколений, межсубкультурные и межрасовые конфликты. Но главным парадоксом молодежных субкультур является то, что молодой человек обращается к определенной субкультуре, чтобы выделится из толпы, занять свою нишу в социуме, а в итоге получается стирание границ индивидуальности, он попадает под массовизацию и шаблонность культуры [25, с. 71].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: