Основные тенденции развития молодежной субкультуры в Украине

 

Анализируя молодежную субкультуру, представляется возможным делать выводы о нравственности, о культуре поведения современной молодежи, прогнозировать тенденции развития общества.

Рассмотрим подробнее наиболее распространенные виды молодежной субкультуры в современном украинском обществе.

Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом как подражание сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей.

Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры.

В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые – культивировали личностную свободу и независимость. Последние же, обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные ее черты – мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов [7, с. 248−249].

В последнее время, в том числе, и в Украине, появилась субкультура фурри, увлечение антропозооморфными персонажами анимации, а также арт-дизайн антропозооморфных персонажей.

К спортивным субкультурам можно отнести субкультуру паркура, а также футбольных фанатов и байкеров.

Хиппи – это фактически самая первая неформальная молодежная субкультура. Именно она дала старт всем другим молодежным течениям, таким как панки, рокеры, металлисты и даже толкиенисты. Практически все традиции, обычаи, сленг и культура взаимоотношений последующих субкультур были заимствованы у хиппи.

Хиппи пропагандировали свободную любовь. Весомая часть их культуры базировалась на употреблении наркотиков, которое оправдывалось поиском определенных духовных истин в состоянии измененного сознания.

Субкультура хиппи была создана как мощная контркультура в противовес общепринятой. Это была фактически единая система ценностей, пропагандируемая через живопись, музыку, нередко даже и театр.

Современную субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самосознанию. На данный момент эта субкультура не имеет такого влиятельного характера как в 60-х годах ХХ века, но все же некие ее проявления можно встретить в любом обществе [57, с. 181].

Близки по многим параметрам к хиппи – растаманы. Это убежденные пацифисты, особенно протестующие против расизма.

Яппи (англ. Yuppie, Young Urban Professional – молодой городской профессионал) – молодежная субкультура, представители которой ведут конформистский образ жизни человека современного общества. Идеология яппи на постсовестком пространстве сформировалась на неприятии социального неравенства, лени, некомпетентности. Цель яппи – высокий социальный статус, принадлежность к новой деловой аристократии и обязательное обладание внешними признаками положения в обществе.

Яппи – это успешные молодые люди, хорошо вписавшиеся в требования современного общества, занимающие в нем достаточно высокие ступени социальной лестницы [36, с. 80].

В качестве особой субкультуры со свойственными ей ценностями образцами поведения также можно рассматривать очень модную в последние годы культуру гламура. Как стиль жизни, гламур ассоциируется с яркостью и внешней легкостью жизни, он предполагает светскость, успешность, праздность, демонстративную трату денег. Здесь ценится не профессионализм, трудоголизм и карьерные амбиции, а высокий уровень потребления, так называемое престижное потребление, любовь к роскоши и почти профессиональное знание самых дорогих товарных брендов.

Еще одной очень важной характеристикой гламурного имиджа становится известность, популярность, «раскрученность», приобретаемая персонажем благодаря СМИ, в особенности, телевидению и Интернету.

Если культура гламура представляет собой идеологию потребительского успеха, подобно мировоззрению яппи, то другие молодежные культуры носят в основном протестный характер. Так, например, металлисты, готы и эмо, хоть и отличаются друг от друга по внешнему виду и музыкальным интересам, схожи в главном – пессимистическом взгляде на жизнь [14, с. 85–86].

В молодежной культуре 90-х годов появилось толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Отличительными особенностями представителей данной субкультуры является вовлечённость в ролевые игры, отождествление себя с героями книг. В начале 90-х годов толкиенисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур, в том числе, хиппи и панков.

В 1993 году субкультура толкиенистов пережила кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения писателей-фантастов, а также исторические сюжеты. Организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкиенистам. Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично [36, с. 120].

Готика – обобщающее понятие, которым сегодня обозначают стиль жизни, мироощущение и жизненную философию, целый комплекс направлений искусства (музыка, арт, литература, кино, фото, архитектура) составляющих вместе готическую субкультуру.

Готы – это представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка, исповедующие готический стиль жизни, имеющие специфическое иронично-философское отношение к окружающему миру и жизни.

Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для неё в той или иной степени характерны общие черты: специфический мрачный имидж, преобладание черного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж, а также интерес к готической музыке, литературе, фильмам ужасов и мистике. Готы ориентируются на специфическую философию, сочетающую абсолютный индивидуализм и необычную «тёмную» романтику.

На данный момент готическая субкультура представляет собой достаточно целостную, замкнутую, относительно независимую субкультуру, она вобрала в себя множество течений мировой культуры и породила целую индустрию моды, музыки и искусства [14, с. 90].

Эмо (от англ. emotional – эмоциональный) – молодежная субкультура, появившаяся в Украине сравнительно недавно. Выражение эмоций является главным правилом для представителей этой субкультуры.

С одной стороны нет ничего опасного ни для общества, ни для молодежи от вовлечения в субкультуру эмо, с другой – необходимо обратить внимание на то, какие ценности лежат в основе данной субкультуры.

Во-первых, эмо пропагандирует уни-секс (бесполость), то есть стирание граней между мужчиной и женщиной, что недопустимо и ведет к падению уровня рождаемости [2, с. 133].

Во-вторых, эмо − это пропаганда эмоциональности, которая зачастую перерастает в состояние депрессивности и плаксивости. При этом, у молодежи формируются такие качества как пассивность, равнодушие и нерешительность. Эмо-человек не способен дать отпор врагу в реальной борьбе, он (она, оно) никак не может участвовать в политической деятельности, физически слаб и т. д.

С одной стороны эмо-стиль глубоко чужд украинским людям, с другой – он активно пропагандируется молодежной субкультурой. Внешний вид представителей этой субкультуры вызывает интерес со стороны молодежи и желание быть похожими на них.

Как же приходят в субкультуру «эмо»? Исследователями определены основные факторы, влияющие на желание молодежи стать представителем эмо-культуры. Основными среди них являются Интернет, друзья – представители субкультуры эмо, представители субкультуры эмо (любопытство), мода [27, с. 10] (см. рис. 2.3).

Молодежная субкультура эмо больше остальных субкультур опасна в плане демографической ситуации. Опасность этой молодежной субкультуры еще и в том, что среди ее представителей популяризируется суицид, а суицидальные наклонности считаются модным и правильным поведением в контексте данной субкультуры. Наряду с этим, субкультура эмо культивирует депрессию и викитимность. В Украине субкультура эмо существует около семи лет и является одной из популярных субкультур. Представители субкультуры эмо в Украине – это, чаще всего, возрастная категория молодежи от 14 до 17 лет обоих полов [63, с. 15].

Рисунок 2.3 – Основные факторы, влияющие на желание молодежи стать представителем эмо-культуры, (ранг)

 

В 2003-м году впервые заявили о себе мобберы (флэшмобберы) (от англ. flashmob – «мгновенная толпа»). Флешмоб – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут с серьезным видом выполняют заранее оговоренные действия абсурдного характера и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чем не бывало. Психологический принцип флешмоба в том, что мобберы создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней нормально и естественно.

Флешмоб – это представление, рассчитанное на случайных зрителей, у которых возникает полное непонимание, интерес и даже чувство собственного помешательства. Технология флэшмоба достаточно проста: по адресам потенциальных мобберов, зарегистрировавшихся на соответствующем сайте, рассылается инструкция с изложением сюжета акции, перечнем необходимых аксессуаров, указанием точного времени и путей отхода.

Участники флешмоб акций не получают и не платят никаких денег за участие в ней. Это совершенно добровольное занятие. Участники одного и того же мероприятия могут преследовать различные цели. Среди возможных вариантов: развлечение; протест против строгих моральных устоев общества; создание чувства свободы от общественных стереотипов поведения; произведение впечатления на окружающих; самоутверждение; попытка получить острые ощущения; ощущение причастности к общему делу; получение эффекта групповой психотерапии.

Идеология субкультуры флешмоба базируется на девизе: «Флешмоб вне религии, вне политики, вне экономики». Этим флешмобберы обезопасил себя от внешних факторов и использования флешмоба в рекламных или политических целях. Флэшмоб имеет уникальную идеологию и не имеет аналогов в мировой истории [45, с. 22].

Достаточно популярной в Украине является субкультура рейва. Она возникла в 80-е годы XX века в США и Великобритании. Неотъемлемой частью рейверского стиля жизни являются ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рейверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рейва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рейверской субкультуры [7, с. 281].

Байкеры – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры – это любители рок-музыки. Первых байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла «Harley-Davidson». Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров пополнились за счет ветеранов второй мировой войны. Тогда и появились первые «дикие» мотоклубы, в частности, знаменитые «Ангелы ада». В 60-е годы байкерское движение приняло на вооружение рок-музыку и испытало в своем развитии очередной бум. Любимый напиток байкера – пиво. Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный жилет или куртку. Часто байкеры сплошь покрыты татуировками. Чаще всего байкеры – это возрастная категория от 25 лет и старше [14, с. 94].

Развитие Интернет повлекло за собой распространение в Украине такой молодежной субкультуры как хакеры – компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя. В 1988 году впервые появилось главное хакерское орудие – компьютерный вирус. Вместе с тем, хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие. Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном, преимущественно мужского пола. Установить точно численность хакеров затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем [35, с. 128].

Анимэшники – это фанаты специфических мультипликационных фильмов анимэ или японской субкультуры в целом. Анимэшники являются потребителями масс-медийных современных продуктов японской культуры – видеоигр, комиксов, мультипликационных многосерийных фильмов про фантастику, роботов, параллельные реальности и т. д. Большая часть анимэ-сериалов имеет ярко выраженный эмоциональный и идейный подтекст и часто сопровождается поп-музыкой.

Серьезную критику в свой адрес вызывает чрезмерное количество насилия и эротики в анимэ, неадекватное поведение подростков, которые увлекаются просмотром и коллекционированием анимэ. Все это может вызывать патологические формы поведения у подростка, такие как уход от реальности, появление агрессии, которая близка к наркотической зависимости [7, с. 118].

Самые агрессивные представители молодежных субкультур – это скинхеды. Идеальным политическим деятелем для них является А. Гитлер. Скинхеды, как правило, выделяются начисто выбритой головой. Одеваются скинхеды в подобие военной формы или просто в узкие темные джинсы. Их идеология заключается в том, что все, кто не скинхеды – враги скинхедов. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть – к рэперам и всем длинноволосым. Основную массу скинхедов составляют молодые люди от 14 до 22 лет, преимущественно выходцы из рабочих кварталов, школьники, учащиеся техникумов, студенты вузов [17, с. 109].

Футбольные хулиганы – лица, нарушающие общественный порядок, связывающие свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывающие их ими. Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков.

Футбольная субкультура зародилась в Англии в конце 1950-х годов XX века и в связи с актуализацией футбола как вида спорта получила достаточно активное распространение среди украинской молодежи и представителей других возрастных категорий.

Существует так же противопоставленная футбольным хулиганам молодежная субкультура ультрас. Ультрас – высокоорганизованные фанаты определенного клуба, как правило, официально зарегистрированная структура, которая объединяет от десяти до нескольких тысяч наиболее активных фанатов, занимающихся всевозможным информационным продвижением и поддержкой своей команды: промо-атрибутикой, популяризацией своего движения (стикеры, листовки и др.), распространением и продажей билетов, организацией специальных шоу на трибунах, организацией выездов на гостевые матчи любимой команды [25, с. 102−103].

Не менее яркая и популярная так же и субкультура хип-хопа. К основным типам хип-хоп культуры можно отнести: рэп, брейк, граффити, ди-джеинг, некоторые виды спорта. На данный момент именно эта субкультура особенно популярна среди украинской молодежи. Что парадоксально – в Америке эта субкультура присуща больше молодежи из неблагополучных семей, бедных кварталов, являясь «культурой улиц», а в нашем обществе, трансформировавшись, субкультура хип-хопа наибольшее признание получила в кругах «золотой молодежи» из обеспеченных семей.

Субкультура граффити представляет собой целое направление современного «стрит-арта». Граффити в узком смысле – это своеобразная легкоузнаваемая роспись, сделанная с помощью красок, распыляемых из баллончиков, с почти обязательным присутствием текста. Но в современном мире граффити – это не просто росписи на заборах, а и произведения искусства, или проявления социально значимых для молодежи проблем. Иногда граффити используют для распространения сообщений политического и социального характера.

Данное ответвление субкультуры хип-хопа является очень популярным среди современной украинской молодежи. Выделяется это направление среди других, прежде всего, своей неординарностью и неоднозначностью.

С одной стороны субкультура граффити является просоциальной, помогает в развитии художественных способностей, в самореализации молодых людей. Благодаря проведению в Украине, в том числе и в Харькове, фестивалей граффити, у молодых художников есть возможность показать свое мастерство всем желающим и абсолютно легально украсить старые здания или «оживить» серые заборы. Так же в современных граффити прослеживается тенденция к акцентированию на социальных проблемах общества, что крайне важно, ведь для современной молодежи авторитетными являются именно модные веяния и молодежные субкультуры, нежели мнение старшего поколения.

С другой стороны – субкультура граффити является и асоциальной, ведь не всегда у «уличных художников» есть талант к рисованию, часто представители этой субкультуры (райтеры) стараются оставить свой знак на свежевыкрашенных заборах или зданиях, чем наносят материальный вред и портят внешний вид того или иного сооружения. Именно из-за несознательности и безответственности некоторых райтеров граффити в целом рассматривается как мелкое хулиганство, которое карается законом.

Среднестатистический украинский райтер – это преимущественно представитель мужского пола, в возрасте от 15 до 25 лет и поскольку над граффити-художниками постоянно нависает угроза наказания за создание своих работ в публичных местах – ради безопасности многие из них предпочитают оставаться анонимными.

Ди-джеинг – это музыкальное сопровождение для рэпа и брейка, хотя, конечно, ди-джеинг может существовать и отдельно. Ди-джеи создают как свои записи, так и используют чужие, «вырезая» кусочки записей и вставляя их в свои композиции. По достоинству культуру рэперов можно назвать одной из самых богатых на таланты и направленных на творческое развитие молодежных субкультур [12, с. 64].

Роллерами называют любителей роликовых коньков. Это тоже своеобразное ответвление от хип-хопперов и любителей так называемой уличной культуры. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. В Украине роллеры-одиночки появились в начале 90-х годов, возникновение же групп роллеров относится к середине 90-х годов.

Наравне с увлечением роликовыми коньками последователи хип-хопа пустились и на другие экстремальные эксперименты, связанные с удовлетворением потребностей в новых физических ощущениях. Возникло целое движение экстремалов, к которым относятся скейтбордисты, сноубордисты, серферы. Главное для экстремалов – это не достижение определенных результатов, а острота ощущений.

Таким образом, можно сказать, что для молодежной субкультуры конца ХХ – начала ХХІ вв. характерен некий симбиоз двух или более различных направлений субкультур.

Все эти виды субкультур так или иначе осуществляют значительное влияние на формирования мировоззрения каждого человека, в том числе и молодого. Если это хиппи, то они агитируют общество к миру, но в тоже время пропагандируют лёгкие наркотики и «свободную любовь». Если это скинхеды, то они возвеличивают нацию, народ, но при этом сеют расовый раздор среди общества. То есть у каждой субкультуры есть свои определенные плюсы и минусы.

На основе изученного материала можно сделать следующие выводы: значительное распространение в Украине получили разнообразные неформальные движения: готы, эмо (в Украине движение эмо распространилось сравнительно недавно, около 6-ти лет назад, но все с большей и большей скоростью набирает обороты), хиппи, панки, скинхеды, граффитеры, хип-хоперы и толкиенисты. В целом, относительно молодежных субкультур в Украине, ситуация такая: здесь практически нет таких субкультур, которые бы возникли и развились в нашей стране, все они пришли к нам с запада. Единственное, о чем мы можем говорить, как о таком, что зародилось в Украине – это гоп-культура (гопники). По одной из основных версий данная субкультура зародилась в послевоенном Харькове (50-е годы ХХ века). Ее представители как тогда, так и сейчас – это молодежь, вышедшая из малообеспеченных и неблагополучных семей. Также ее можно было охарактеризовать как субкультуру «озлобленную» послевоенной обстановкой, разрухой, голодом и низким уровнем жизни. Сегодня представителями данной субкультуры являются менее 2% молодежи [43, с. 70].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог работы, хочется отметить, что на сегодняшний день в Украине, в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе, а, следовательно, обществу необходимы новые источники ценностей, норм и морали, одним из которых для молодежи является субкультура.

Современная украинская молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер – она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей; призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений; наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования.

Отмена многих идеологических ограничений и запретов привели к интенсивному развитию духовной жизни украинского общества, обусловили разнообразие стилей жизнеустройства. Быстрые и неоднозначные изменения последнего времени обусловили проникновение и развитие в Украине разных течений и субкультур с Запада и Востока, возрождение многогранности духовного достояния разных эпох и регионов [27, с. 201].

Украинское общество, как и любое другое, не существует изолировано, в замкнутом пространстве, оно испытывает влияние и взаимопроникновение разных культурных традиций. Происходит процесс трансформации общественных отношений под воздействием интеграционных процессов, взаимодействия разных культур, изменяется система приоритетов и целей современной украинской молодежи.

Круг субкультур Украины разнообразен и включает дифференциацию по досуговым занятиям, национально-диалектными особенностями, по стилю поведения и образу жизни. В этом смысле особого внимания заслуживают процессы, которые происходят в молодежной среде. Ведь именно молодые люди являются более подверженными внешнему влиянию. Они, как правило, не обременены противоречивым опытом прошлого с присущими ему ценностными и поведенческими установками. Молодежь, которая определяет будущее любого общества, уже сегодня существенно влияет на его содержательные характеристики.

Современные субкультурные молодежные движения в Украине можно назвать своеобразной «молодежной культурой», которая включает в себя разнообразные направления и качественно отличные виды активности молодежи. Среди молодежных субкультур, которые часто встречаются в Украине, можно обозначить следующие: граффитчики, готы, металлисты, панки, рэйверы, хип-хоперы, эмо и др. Чаще всего, субкультуры, представленные в современном украинском обществе, являются просоциальными и позитивно влияют на социализацию и саморазвитие молодежи, но стоит также обратить внимание на асоциальные субкультуры, такие как, например, субкультура скинхедов, которая представляет собой угрозу для общества и морально разлагают молодежь, отвергая толерантность и межэтническое равенство. В украинские молодежные субкультуры вовлечена молодёжь от 14 до 35 лет, приблизительно одинаково представленная обоими полами. Главной специфической чертой украинской молодежной субкультуры является преломление под наш менталитет субкультур и их идеологий, зародившихся в других странах, культурная трансформация ценностей, не свойственных нам изначально.

Возникает молодежная субкультура в обществе в результате стечения обстоятельств и специфических факторов, таких как социальная и политическая нестабильность в обществе, аномия, глобализация, компьютеризация. Молодежная субкультура отличается от доминирующей посредством присущих только ей определенных черт, среди которых: рекреативно-развлекательный характер самой субкультуры; отсутствие этнокультурной самоидентификации; вестернизация культурных интересов; приоритет потребительской потребности над креативной; слабая индивидуализированность в молодежной среде; проявление субкультуры как внеинституциональной культурной самореализации.

Молодежная субкультура призвана помогать молодому человеку самореализоваться, компенсировать недостаток внимания и общения, создать определенный имидж, получить признание в кругах единомышленников. В связи со смещением авторитетов в подростковом возрасте, субкультура, как особая форма проведения досуга и общения выходит на первый план у молодежи, в чем и проявляется специфика субкультуры как агента социализации [46].

Содержательные характеристики молодежной культуры существенно зависят от стиля жизни молодых людей, устоявшихся в их среде форм проведения досуга. Соответствующие показатели принадлежности к той или иной субкультуре заметно отличаются в зависимости от образования, места жительства и семейного положения молодых людей.

В данной работе мы попытались рассмотреть что такое «культура», «контркультура», «субкультура», «молодежная субкультура». Культура – это те нормы, ценности правила поведения, которые приняты в обществе. Контркультура – это опровержение определенной культуры. Так же попытались раскрыть, то, что принято разделять понятия «субкультура» и «молодежная субкультура». Молодежная субкультура – это культура создаваемая молодыми людьми для самих себя, это культура «не для всех», культурная подсистема внутри официальной системы. Молодежная субкультура определяет стиль жизни. Различные молодежные субкультуры зарождаются в связи с тем, что молодежь ощущает некую потребность социализироваться и при этом активно заявить о себе. В обществе молодежные субкультуры возникают в стечении обстоятельств, социальной и политической нестабильности, компьютеризации.

Под молодежной субкультурой нами понимается, прежде всего, особая форма организации молодых людей, определяющая свой стиль жизни, поведения, мышления, отличающаяся своими обычаями, ритуалами, нормами, ценностями и стереотипами. А так как «классическую» группу молодежи представляют именно студенты, имеет смысл рассмотреть вопросы, связанные с взаимовлиянием молодежной субкультуры и образовательного пространства.

В целом социологами проводится оценка субкультуры по нескольким направлениям: системно-динамическое (субкультура рассматривается как сложная система), синергетическое (взаимодействие субкультур в процессе трансформации общества), иерархическое (интерпретирует субкультуру как иерархически организованную систему), реконструктивистское (полное воспроизведение мировоззрения представителей определенной группы), когнитивное (субкультура выступает как система познавательной и полезной информации), структурно-функциональное (рассмотрение молодежной субкультуры как системы позиций для приобретения определенного социального статуса).

Разумеется, совокупность научных подходов не ограничивается данным перечнем, но перечисленные выше направления в исследовании молодёжной субкультуры являются наиболее распространенными, и на их основе предпринимаются попытки типологизации, интерпретации субкультур.

Проведенный анализ в дипломной работе позволяет сделать вывод, что по специфике выделяют: просоциальные молодежные группы (не несут угрозу обществу), асоциальные (несут критику устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера) и антисоциальные (подвергают критике общественные порядки пытаются сломать).

А так же в дипломной работе мы рассмотрели, какие функции выполняет молодежная субкультура: творческая (помощь молодому человеку в самореализации), инструментальная (улучшение своего имиджа), компенсаторная (компенсация личной независимости).

Как правило, желание принадлежать к какой-либо субкультуре с возрастом исчезает, а, следовательно, к этому нужно относиться как к определенному этапу развития молодого человека. Следует отметить, что большая часть молодежи проходит через членство в определенных группах, кружках, секциях, субкультурных объединениях. Вместе с тем, можно согласиться, что молодежные субкультуры являются не только ступенью на пути индивидуального становления личности молодого человека, а и являются своеобразным экспериментальным полем каждого общества. В результате этого, появляются пробные культурные модели, которые представляют собой определенный ценностный опыт для всего человечества и могут войти в состав культуры будущего конкретного социума [17, с. 90].

Следует отметить, что не все типы молодежной субкультуры положительно влияют на молодежь – некоторые типы молодежной субкультуры в Украине несут в себе элементы криминализации общества, менталитет западных стран, способствуют формированию ценности развлечений, вместо реализации себя как творческой личности. Эти воздействия в разной мере присущи тем или иным субкультурным феноменам. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде.

Но, несмотря на это, важно понимать, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности. Главный социальный факт состоит в том, что осмысление и создание своей субкультурной идеологии не свойственно молодому поколению украинцев. Для них субкультура – это мозаика социокультурных образований, фрагментарно рассеянная в молодежной среде, новые веяния запада и продукт информационных технологий [18, с. 79].

Подводя итог, хотим отметить, что молодежь – это движущая сила любого общества и его будущее. Молодежная субкультура, безусловно, важна для социума, играя немаловажную роль в социализации и становлении личности молодого человека. Она дает толчок к саморазвитию и реализацию творческих способностей молодежи – с одной стороны, а с другой – культивирует приоритет потребления готовой продукции над креативом, а так же стимулирует к проявлению девиантного поведения, в зависимости от своей направленности и идеологии.

К сожалению, на данном этапе развития украинского социума не уделяется должного внимания развитию и поощрению просоциальных субкультур и отсутствует усиленный контроль субкультур асоциального и антисоциального типов. Проблематика молодёжной субкультуры и молодежных объединений достаточно нова для нашего общества, поэтому она еще носит более теоретический характер и требует глубокого осмысления сквозь призму не только социологической науки, но и других сфер жизнедеятельности общества и социальных институтов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: