Функции молодежной субкультуры в современном обществе

Существует ряд функций, которые выполняет молодежная субкультура в обществе. С одной стороны она выступает своего рода социальным двигателем и инструментом социализации молодежи, выполняя при этом образовательную и воспитательную функции. С другой – выполняет функции, среди которых основными, на наш взгляд, являются творческая (помощь молодому человеку в самореализации); инструментальная (улучшение своего имиджа среди сверстников), компенсаторная (компенсация отсутствия личной независимости).

Неоспорим тот факт, что социальное развитие молодежи связано с основными этапами ее творческого роста в культурно-досуговой деятельности. Оптимальное совершенствование творческих способностей происходит в той среде, которая наиболее благоприятна для молодого человека. В пространстве этой среды действует множество инициативно-творческих образований. В них немалую роль играет молодежная субкультура, непрерывно взаимодействующая с макросредой и создающая самостоятельную канву для вхождения в нее. В связи с этим активизируется творческий потенциал каждой отдельной личности. Не случайно многие авторы считают, что молодое поколение само формирует свой социум.

Субкультура обладает свойствами развивать и формировать молодого человека. Для нее свойственны направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время «индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого «Я»». Для молодежи характерно формирование целостного мировоззрения, устойчивых, зрелых ценностных ориентаций, складывание жизненной позиции. Различные отношения, детерминированные средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения. Эта совокупность отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет на творческие способности молодежи через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы [ 25, с. 70].

Мы согласны с мнением Блохиной М. В., которая отмечает, что личностные факторы в процессе творчества приобретают характер стимулов к продвижению вперед и становятся детерминирующими. В этом видится «саморазвитие сил, заложенных в каждом человеке». Каждая способность, наличествующая в человеке, стремится «выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой» [8, с. 125].

Вместе с тем, фактор среды также можно рассматривать как основу социально-педагогической детерминации, создающей целостность среды, ситуации жизненного опыта, культурно-образовательных условий, социально-бытовых и традиционные влияния. Личность является в этом процессе, по мнению А. А. Булыгиной своеобразной «микросистемой», микрокосмом, который формируется в процессе усвоения социально-художественного опыта [9, с. 20].

На молодого человека среда накладывает некий отпечаток своеобразия, который способствует проявлению индивидуальности и творчества. Уподобление той среде, в которой вращаешься, общий язык, следование примерам, взглядам и манерам индентифицирует личность. Следование поведению среды и соответствующая ориентация способствует подражательности в культурно-досуговой деятельности, если в среде главенствует стереотипы поведения. Однако субкультура среды может и выводить на творчество, если в ней господствует дух демократизма, гуманизма, учитывающий своеобразие проявлений каждого члена сообщества. Для перехода от репродуктивного освоения социально-художественного опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходима творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социально-педагогических условий. Это положение разделяется многим учеными. Например, Т. В. Ковалева отмечает, что признание творческих проявлений имеет тем большую основу, чем «раньше и отчетливее выступают оригинальные творческие элементы» [21, с. 36].

Таким образом, для творческого роста молодого человека имеет значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития. Рассматривая развитие молодого человека как переход из одной среды в другую, можно обозначить доминирующие развивающие среды (культурные хронотопы), которые на определенном этапе выступают в качестве ведущих. При этом условии усиливается роль то одной, то другой среды и создаются условия расширения сферы взаимодействия, а также интегрирования форм педагогического процесса.

Культурные хронотопы в своем влиянии на творческое развитие зависят от характера деятельности. Так, например, в процессе репродуктивной деятельности преобладает действие субкультурной среды, складывающейся из взаимодействия ближайшего социального окружения и клубных микросред общения и деятельности. Субкультурная среда, доминирующая в процессе осуществления репродуктивной деятельности, способствует развитию молодежи. В этом особенно ярко проявляется диалектика творческой деятельности, которая концентрирует все интеллектуальные, эмоционально-чувственные и творческие возможности.

Таким образом, культурный хронотоп определяет и ведущий тип деятельности молодежи на определенном этапе ее развития. Усвоение элементов познания, интенсивно происходящее в молодом возрасте, ставит перед необходимостью подчинения творческих задач и потребностей, единой стратегии, задаваемой субкультурной деятельностью.

Среда может способствовать приближению молодежи к реальному выполнению различных видов творчества. Все это позволяет говорить о появлении у молодежи микросоциальных отношений, в которых начинает формироваться личность через актуализацию заложенных в ней свойств. Потребности в сфере культуры молодежи пересекаются с характером созидательных возможностей их творческой деятельности и определяются ими.

Таким образом, субкультура способствует тому, что в деятельности молодого человека появляется целый ряд стимулов, которые способствуют становлению творческих отношений, проявляющихся в ином взгляде на окружающий мир, нестандартном подходе к жизненным ситуациям, изменении стиля жизнедеятельности, общения, системы ориентаций. Все это подводит к существенным изменениям в духовно-нравственной среде.

Изменение субкультуры сказывается и на общем культурном развитии молодежи. Ее творческий рост идет параллельно с изменениями в культурной составляющей творческого развития. Подтверждение этому мы находим в трудах И. В. Бестужева-Лады, Б. И. Гришина, Л. А. Гордона, Г. А. Евтеевой, С. Н. Иконниковой, Э. В. Клопова, В. Д. Патрушева, Б. Л. Парыгина, показывающих, что поэтапное развитие и усложнение досуга в процессе творческого развития может рассматриваться как самоизменение культуры [49, с. 68]. Субкультурное пространство мобилизирует в молодом человеке главным образом необходимые знания, совершенствует и развивает умения и навыки (художественно-творческий опыт деятельности). Приоритеты в процессе творческого развития отдаются интегрированным формам деятельности, а приобщение к творчеству осуществляется в расширенном социокультурном пространстве.

В ходе включения в субкультурную деятельность происходит одновременно и смыкание с соответствующим кругом деятельности и общения, что сказывается на изменении в статусе и личностных ориентациях молодежи. Все это позволяет говорить о необходимости мотивационно-потребностного блока, который помогает отыскать нужную для молодежи сферу самореализации. Культурным хронотопом в этот период является неформальная досуговая общность в сочетании с макросоциумом, интенсивно влияющими на становление личности. В этих сообществах интегрируется взаимодействие культурно-образовательной и культурно-досуговой микросреды. Таким образом, клубная микросреда также входит в макросредовое образование. В этих средах возникают предпосылки для расширения круга общения и сотворческой деятельности.

Макросреда создает более широкий фон для возможных творческих проявлений. Она вместе с обществом сверстников обеспечивает обогащение культурно-образовательного процесса через вхождение в мир культуры. От этого в конечном итоге зависят нравственные позиции и ценностные ориентации, а также своеобразие творческого поведения.

Ведущим типом деятельности на данном этапе является труд, который еще в некоторой степени смыкается с учебным процессом, но постепенно становится автономной, независимой творческой деятельностью. Преобладание общества сверстников, в котором под действием субкультуры формируется личность молодого человека, является важнейшим фактором, определяющим нравственные ориентиры.

Инструментальная функция – это преследование явной цели (защита памятника архитектуры, стремления возродить национальную культуру) и неосознанной цели (стать физически или умственно сильным, утвердиться в глазах сверстников). Результатами реализации инструментальной функции являются: улучшение своего имиджа среди сверстников, общение с единомышленниками, какие-либо совместные проекты или же банальное времяпровождение. Не столь важна сама цель, как затрачиваемые результаты для ее достижения и формирование новой социальной среды у молодежи.

Компенсаторная функция заключается в том, что в семье, школе или в вузе личность ощутила себя замкнутой, ограниченной рамками обязательств и социальных ожиданий от родителей и педагогов. Участие в неформальных группах компенсирует отсутствие личной независимости.

В этом смысле субкультура для определенных категорий молодежи выступает пространством, замещающим другие сферы жизнедеятельности, выполняя функцию, которую можно назвать компенсаторной. То есть компенсация обусловливается не отдельными проявлениями, а всеми составляющими субкультурного пространства. Иначе говоря, субкультура компенсирует не дефицит официальной культуры через формы молодежных движений, а отдельные сферы жизнедеятельности, поскольку для части молодежи выступает в качестве пространства самореализации, то есть достижения в значимых социальных статусов компенсирует неуспехи в иных сферах жизни.

Но у этой функции субкультуры существуют рамки. Это связано в определенной степени с временным характером подобной компенсации, который обусловлен необходимостью участвовать и в других сферах общественной жизни. Данная оговорка необходима в связи с тем, что у молодежи превалируют такие ценности, как материальное положение, семья, карьера, что подтверждается результатами крупномасштабных исследований ценностных ориентации украинской молодежи. Однако не всегда жизненные ценности могут быть реализованы в желаемой мере. В особенности это связано с условиями действительности последних 10-15-ти лет, при которых молодежь в силу ряда обстоятельств перемещается с активных позиций общественной жизни на ее периферию, практически теряет возможности достичь успеха и самореализоваться. В этих условиях в качестве практически единственного пространства, где она может жить в соответствии со своими желаниями и потребностями, является пространство субкультуры, в котором и могут находить выражение ее устремления, интересы, идеалы.

Иными словами, наблюдается тенденция использования субкультуры в качестве резерва для удовлетворения потребностей, которые переносятся сюда из других сфер жизнедеятельности молодого человека. Но данное явление имеет свои негативные последствия. Так, это может приводить к сокращению бюджета времени молодежи, например, на основное или дополнительное образование, на дополнительные заработки, на удовлетворение физиологических потребностей, таких, как, например, сон – с целью снятия усталости.

Возвращаясь к характеристике компенсаторной функции субкультуры, отметим, что собственно появление этой функции, степень ее реализации, а также потребность в ней обусловливаются характером и масштабами трансформаций общественного жизнеустройства, в условиях которых нарушается межпоколенная преемственность образцов поведения, значимых ценностей. Это и приводит к ломке системы ценностных ориентации и является причиной изменений в структуре и характере существовавших ранее типов субкультурных практик молодежи.

Существует целый спектр причин, обусловливающих близость молодежи нормам и ценностям субкультуры. Это – и неуверенность в завтрашнем дне, и ощущение своей ненужности, и отсутствие реальных шансов на достижение жизненного успеха. Неуверенность и тревожность отражают неопределенность жизненных позиций молодежи, постоянный поиск новых форм идентичности. Но отсюда и обострившаяся проблема одиночества, стрессы, выход из которых все больше и больше молодых людей находят в девиантном поведении [56, с. 12].

С точки зрения изменения ценностей субкультурного поведения, происходит переориентация значительной части молодежи и образование новых субкультур (геймеры, хакеры), нацеленных на повышение своего социального статуса не посредством потребления реальных стратегий отдыха, а с помощью с помощью увеличения своего престижа в виртуальном пространстве. Таким образом, можно вести речь о виртуализации субкультурных практик в культурном пространстве [26, с. 22].

Таким образом, мы можем сказать, что суть компенсаторной функции состоит, прежде всего, в том, что личность закрывается в зависимости от лидера, определенных правил поведения, то есть независимость эта является относительной, но возникает иллюзия этой независимости [58, с. 100].

Особенность нынешней ситуации, в которой осуществляется формирование духовного облика молодежи, заключается в том, что этот процесс происходит в условиях ослабления политического и идеологического прессинга, расширения социальной самостоятельности и инициативы молодежи. Он сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем профессиональном будущем и будущем общества [36, с. 45].

Субкультура современной молодежи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях.

Специфическими чертами молодежной субкультуры являются:

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) субкультура выполняет в основном рекреативную функцию, в то время как когнитивная, креативная и эвристическая функции не реализуются совсем или реализуются недостаточно. Рекреативные субкультурные ориентации подкрепляются основным содержанием телевещания и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов заключается в том, что ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегчённом варианте. Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию [26, с. 122].

3. Приоритет потребительских ориентации над креативными. Эта тенденция присутствует в субкультурной самореализации молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации, способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность субкультуры. Выбор тех или иных ценностей связан, чаще всего, с групповыми стереотипами достаточно жёсткого характера. Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере, местожительством и национальностью молодого человека, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые «команды» с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.

5. Внеинституциональная культурная самореализация. Самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием телевидения и глобальной сети Интернет – наиболее влиятельных институциональных источников не только эстетического, но и, в целом, социализирующего воздействия.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм [43, с. 28].

Анализ основных функций молодежной субкультуры позволил прийти к выводу, что в целом, молодежная субкультура ведет к обогащению всех существующих культур и побуждает общество к развитию национальной культуры.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: