Способность совершенствовать свои профессиональные качества является на сегодняшний день одним из основных конкурентных преимуществ любого сотрудника и, соответственно, любой компании. Необходимо следить за тенденциями развития каждой конкретной отрасли и постоянно повышать потенциал собственных кадров с помощью тренингов и программ обучения. Поэтому многие компании включают в число своих приоритетов создание и использование системы обучения и развития персонала.
Старение кадров, высокий уровень текучести, «вымывание» профессионалов из отрасли, с одной стороны, и постоянно возрастающие требования к компетенциям современных работников на фоне динамично развивающегося общества, с другой, составляют одно из основных противоречий сферы культуры. Однозначно, без целенаправленной поддержки со стороны государства невозможно существенно повысить уровень заработной платы и поднять престиж отрасли. Однако и сами учреждения культуры могут многое сделать для формирования и поддержания собственного позитивного имиджа и повышения уровня значимости в сегменте информационных и досугово-развлекательных заведений, привлекая тем самым внимание широкой общественности к своим проблемам и нуждам. Осуществление же данной задачи зависит в первую очередь от профессионализма работников культуры. Ведь даже самые передовые технологии не будут приносить пользу без уверенно владеющих ими квалифицированных специалистов.
|
|
Не секрет, что зачастую в учреждения культуры приходят работать пожилые люди ради небольшой прибавки к пенсии и студенты для приобретения первоначального трудового стажа. Последние в большинстве случаев увольняются сразу после получения диплома и ищут более высокооплачиваемые места работы. Широко распространено мнение, что в библиотеках вообще можно работать без всякой специальной подготовки. Это подтверждается и практикой (особенно в сельской местности). Очевидно, что организации с таким кадровым составом не могут быть востребованными и конкурентоспособными в современном обществе.
Поэтому для любого учреждения культуры очень важно выстроить комплексную систему повышения квалификации и переподготовки своих сотрудников. Причем под повышением квалификации подразумевается расширение и углубление уже имеющихся знаний, а под переподготовкой – получение и освоение новых навыков и приемов работы.
К системе повышения квалификации и переподготовки должны предъявляться следующие требования:
· полный охват всего персонала (каждый сотрудник должен повышать квалификацию по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет);
|
|
· дифференцированный подход к разным категориям персонала (использование различных форм повышения квалификации в зависимости от образования, стажа работы, занимаемой должности);
· непрерывность процесса (повышение квалификации должно проходить на постоянной основе, а не от случая к случаю);
· системность и последовательность мер по повышению квалификации персонала (наличие долгосрочного и оперативного планирования данной деятельности).
В каждом учреждении должны быть разработаны планы повышения квалификации сотрудников.
Сводные перспективные планы (сроком до 5 лет) охватывают всех сотрудников учреждения и имеют приблизительный характер.
В годовых планах дается уже более подробное описание программы повышения квалификации с указанием временных сроков и перечнем сотрудников, включенных в программу.
В квартальных планах все данные конкретизируются, в эти планы включаются только те сотрудники, которые должны пройти повышение квалификации именно в данный календарный период (квартал) с разбивкой по структурным подразделениям.
Основным средством повышения квалификации всех без исключения сотрудников учреждения должно быть непрерывное профессиональное самообразование, которое нуждается в постоянной стимуляции и поощрении со стороны руководства.
Порядок повышения квалификации.
Определение потребности
Прежде чем приступать к разработке плана повышения квалификации, необходимо определить потребность в обучении каждого сотрудника. Для этого используют следующие методы:
· оценка первоначального уровня подготовки;
· результаты аттестации (программы обучения и переподготовки составляются на основе рекомендаций членной аттестационной комиссии);
· диагностика возникающих в процессе работы проблем;
· комплексный анализ перспективного плана развития учреждения (в том числе плана технической модернизации);
· оперативный мониторинг происходящих изменений (в законодательстве, в области государственных стандартов, в сфере обслуживания).
Основными видами повышения квалификации с отрывом от производства являются:
1) циклы лекционно-семинарских занятий;
2) тематические и проблемные «круглые столы»;
3) мастер-классы;
4) групповые тренинги и психологические практикумы;
5) индивидуальные стажировки (на базе ведущих учреждений культуры, в т. ч. и зарубежных) / посещение школ передового опыта;
6) научно-исследовательская деятельность (участие в конференциях, симпозиумах и других научных мероприятиях);
7) курсы переподготовки различного содержания и продолжительности (на базе специализированных учреждений).
Для проведения тренинга выбран метод «Круглый стол» - совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (её течение зависит от участников группового обсуждения).
Продолжительность тренинга 5 дней, с повторными проверочными занятиями 1 раз в месяц на протяжении 2-3 месяцев.
Стоимость данного тренинга составит 63 600 рублей.
Для психологической разгрузки выбран тренинг «Психология влияния». Тренинг посвящен искусству побеждать личностной силой, развитию харизматических качеств личности, психологической защите и нападению. А также овладению технологиями влияния, управляемому конфликту, формированию психологической стойкости.
Тренинг развивает лидерские качества, необходимые для управления людьми и успеха в некомфортных и стрессовых ситуациях: уверенность, самообладание, психологическую неуязвимость, мастерство доминирования в общении и управления людьми.
|
|
Тренинг проводится 1 раз в месяц в течении года.
Стоимость данного тренинга составит 53 000 рублей.
Общая стоимость тренингов составит 116600 рублей
Таблица 3.2.1.1
Затраты по мероприятию №1«Проведение тренинга «Повышение квалификации персонала»
№п/п | Статья затрат | Сумма, тыс.руб. |
1. Единовременные затраты | ||
1.1 | Стоимость тренинга «Круглый стол» | 63,6 |
1.2 | Стоимость тренинга «Психология влияния» | 53,0 |
1.2 | Стоимость учебных материалов | 15,9 |
2. Текущие затраты | ||
2.1 | Проверочные занятия | 17,8 |
Итого затрат | 150,3 |
Для проведения мероприятия №1 необходимо затратить 150,3 тыс. рублей.