Вопросы и задания:
.
1.Понятие сенсорного воспитания. Сенсорная культура и ее роль в умственном развитии детей.
2.Системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной педагогике.
4. Задачи сенсорного воспитания дошкольников.
5. Содержание и методика сенсорного воспитания дошкольников.
6.Практическое задание. Спрогнозируйте причины подобных затруднений ребенка. Предложите рекомендации родителям и воспитателю.
Педагогическая ситуация
«К воспитателю обратился отец, обеспокоенный тем, что его четырехлетний сын путает цвета: синий называет зеленым, желтый – красным, а квадрат путает с треугольником».
Литература:
1. Пралеска: программа дошкольного образования/ Е.А. Панько [и др.]. – Минск, 2007 - С.62-64, 135-138, 151,.231, 288.
2. Работаем по программе Пралеска: пособие для педагогов и руководителей учреждений, осеспеч.получение дошкольного образования/ Е.А. Панько [и др.]. – Минск, 2007 - С.152.
3. Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г. Венгер, Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.- 1988.
|
|
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. –М.- 1978.
5. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. – М.- 1983.
6. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.- 2002.
7. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.- 2000. – С. 142-149.
Тема 14.Система планирования педагогического процесса в учреждении дошкольного образования
(2 ч.)
Вопросы и задания:
.
1. Содержание понятий «план», «планирование», «планирование педагогического процесса».
Педагогический процесс как объект планирования. Функции, требования к планированию в учреждении дошкольного образования.
Цели и содержание планирования в учреждении дошкольного образования.
2. Формы планирования педагогической работы, их характеристика. Альтернативные формы планирования.
5.. Практическое задание Отразите в тетради варианты альтернативных форм планирования (блочный план, циклограмма и др.), раскройте их особенности. Для выполнения задания используйте журналы «Дошкольное воспитание», «Управление учреждением дошкольного образования», «Пралеска».
Литература:
1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М., 1997. – С. 161-179.
2. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М., 2001.
3. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в ДОУ. – М., 1997. С.17-19.
4. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой: В 2 ч. – М., 1988. – Ч.2. – Гл. 6.
5. Князева О.Л. и др. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. – М., 1998. – С. 9-62.
|
|
6. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. – Ростов-на-Дону, 2003. – Ч.1, 2.
7. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М., 1999.
8. Третьякова П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. – М., 2001.
Тема 15. Подготовка детей к школьному обучению в дошкольном
Образовательном учреждении и семье (4 ч.)
Вопросы и задания:
1. Содержание понятий: «подготовка», «подготовка к школе», «общая подготовка к школе», «специальная подготовка к школе», «преемственность».
Развитие детей старшего дошкольного возраста. Особенности организации педагогического процесса в старших группах учреждения дошкольного образования.
2. Общая и специальная подготовка детей к школе, их взаимосвязь. Пути и условия оптимальной организации подготовки.
3. Преемственность в системе «семья - дошкольное учреждение -начальная школа». Формы связи. Психолого-педагогические, организационные и другие условия обеспечения преемственности.
Практическое задание
Посетите подготовительную группу в учреждении дошкольного образования. Составьте с помощью видео или фото полный образ среды в группе. Оцените среду с позиций представленности учебной зоны, ее наполняемости, наличия средств, «работающих» на формирование разных видов готовности к школе. Посетите занятия и выделите педагогические методы и приемы подготовки детей к школе.
Литература
1.Айзман Р.И., Жарова Г.Н. и др. Подготовка ребенка к школе. – М., 1991.
2.Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М., 2000.
3.Божович Л.И. Отношение дошкольников к учению как психологическая проблема // Вопросы психологии школьников. – М., 1951.
4.Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М., 1987.
5.Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога. – М., 1992.
6.Венгер Л. А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития дошкольников. — М.: Педагогика, 1978.
7.Готовность к школе/ Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1995.
8.. Демина И. В. Игра в воспитании воли шестилеток // Начальная школа. 1988.- №3.
9. Зак. А. 3. Задачи для развития логического мышления // Начальная школа.1989. № 6.
10.Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики. – М., 1980.
11.Коломинский Я.М., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.
12.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.