Рынок и его основные свойства

Многие ученые-экономисты рассматривают рынок какконкурентный механизм, управляющий движением спросаи предложения и отражающий их взаимодействие черезсистему цен.

В широком значении рынок—это такая организация общественного производства, при которой производители товаровориентируются на спрос покупателей, сами решают:

1) когда, в каком количестве и какие товары производить;2) как эти товары производить (из каких ресурсов и с помощьюкаких технологий);3) для какого потребителя производить.

Для нормального функционирования рынка необходимыследующие основные условия:

1) свобода предпринимательской деятельности;2) конкуренция (совершенная и несовершенная);3) наличие различных форм собственности;4) свободное ценообразование;5) наличие необходимых структурных элементов рынка, таких

как спрос, предложение, цена;6) развитие инфраструктуры рынка;7) стабильные финансовая и кредитно-денежная системы.

Наиболее полно сущность рынка раскрыта в модели свободного рынка. Мировой экономической наукой сформулированы признаки, определяющие сущность феномена свободного рынка.

Первый признак. Неограниченное число участниковконкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же выход из него. Это означает, что каждый человек имеетправо заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность. Свободному рынку присущи любые формы собственности. Всякий человек имеет право купить нужные ему товары и услуги.

Второй признак. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов.

Третий признак. Полная информированность каждогоучастника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли и т.п.

Четвертый признак. Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара.

Пятый признак. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

В системе рыночного регулирования главную роль контролирующего механизма играет конкуренция, заставляющая произодителей удовлетворять общественные потребности наилучшим образом. Механизм рыночной конкуренции принуждает

производителей к эффективной деятельности, использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных характеристик и обновлению ассортимента товаров.

Типы рынков.

Количество фирм и потребителей на рынке определяет рыночную структуру. Эти рыночные структуры: совершенная конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; монополия. Различаются в следующих основных характеристиках: количество продавцов на рынке; размер фирмы; наличие барьеров на вход в отрасль; однородность продукции.

Совершенная конкуренция - рынок с множеством равноправных продавцов, предлагающих однородную продукцию, где отсутствуют входные барьеры в отрасль и продавец практически не влияет на рыночную цену.

Монополистическая конкуренция – рынок с множеством производителей и покупателей, предлагающих схожие, но не одинаковые (дифференцированные) товары и услуги.

Олигополия - рынок, где господствует несколько крупных фирм, вход в отрасль для соперников крайне затруднен. При олигополии возможен ценовой сговор или ориентирование на цены лидера.

Монополия – рынок, где имеется только один производитель, который полностью контролирует объем производства и очень сильно влияет на цену.

Спрос и его факторы.

Спрос — это количество товаров и услуг, которые покупатели готовы приобрести по данной цепе в данное время.

Объем спросазависит от цены данного товара, цены других товаров (товаров-заменителей), доходов покупателей и их вкусов.

На изменение спроса могут влиять и неценовые факторы – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара, такие как:

1) число покупателей;

2) изменение в денежных доходах населения. Например, ростдоходов увеличивает спрос на дорогие виды товаров: мебель,бытовую технику, высококачественные продукты питания;

3) изменение цен на другие товары, особенно на товары-заме-

нители и на дополняющие товары. Так, рост цен на сливочное масло повысит спрос намаргарин;

4) изменение структуры населения, например старение насе-

ления. Увеличение количества пенсионеров увеличивает

спрос на лекарства, медицинское обслуживание;

5) вкусы и мода потребителей;

6) ожидания потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: