Функция спроса и закон спроса

Зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q), накоторые будет предъявляться спрос при каждом уровне цен,может быть представлена в виде графика.

Графическое выражение между ценой товара и величинойспроса, предъявляемого покупателями на этот товар, называется кривой спроса или функцией спроса, которая обычно является убывающей.

Под воздействием прочих (неценовых) факторов кривая может смещаться вправо или влево. Если спрос увеличится, кривая спроса сдвинется вправо, если спрос уменьшится, криваяспроса сдвинется влево.

Итак, между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость.Такая зависимость в экономической теории получила название закона спроса: чемвыше цена, тем меньше величина спроса.

Закон спроса гласит: при прочих равных условияхспрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.

Закон спроса не действует:

1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золота,драгоценностей, антиквариата и др.), являющихся предметом роскоши;

3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, при переключении спроса с маргарина на масло снижение цен на маргарин не увеличитспроса на него).

В экономической литературе выделяют три эффекта, объясняющих обратную зависимость между изменением цены товара и спросом на него.

1. Эффект роста выгоды. Любой товар обладает полезностьюдля покупателя. Покупатель всегда сопоставляет объем затрат(в виде цены на покупку) и объем полезности приобретаемого товара. При изменении цены изменяется состояние расходов на товар и его полезность к большей выгоде покупателя.

2. Эффект дохода. При постоянном объеме располагаемого дохода снижение цены на данный товар означает для покупателя относительное расширение его дохода по отношениюк данному товару, т.е. при снижении цены на товар потребитель хочет проиобрести больше товара.

3. Эффект замещения. Если упала цена на определенныйтовар, это вызывает подорожание других товаров при неизменности их цен, т.е. товар при снижении цены на него дешевлеотносительно других товаров, поэтому его приобретение становится относительно более выгодным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: