Наиболее видными продолжателями институционализма Т. Веблена были Джон Коммонс, Уэсли Митчел, Джон Гелбрейт.
У. Митчел считал предметом экономической теории хозяйственное поведение людей, которое подчиняется определенным закономерностям психологии экономического поведения человека. В качестве метода исследования он применил и развил описательно- статический метод.
«Институционализм» Митчела состоял в сборе статистических данных и утверждение необходимости социального контроля над экономикой. В теории Митчела особое внимание уделено «институтам денежного хозяйства», денежная экономика объявляется наилучшей формой хозяйственной организации общества. В отличие от Веблена, который был его учителем, Митчел не считал необходимым критиковать стремление бизнесменов и финансистов к присвоению повышенной прибыли. Проблеме экономического цикла, входящей в круг его научных интересов, были посвящены работы «Деловые кризисы» (1913) и «Измерение деловых циклов» (1946).
Митчел был основателем Национального бюро экономических исследований. Им проводились конкретные исследования в различных областях рыночного хозяйства, прежде всего в сфере денежного обращения. Он создал так называемое эмпирическое направление институционализма, которое получило безжалостную характеристику «измерение без теории».
Методы Митчела, которые использовались для прогнозирования, были первой попыткой систематических предсказаний количественных изменений в рыночном хозяйстве. Но экономический кризис 1929 - 1933 гг. опроверг оптимистические прогнозы по предложенной им методике.
Дж. Гелбрейт – еще один из наиболее крупных и влиятельных американских экономистов.
В своих научных трудах Дж. Гелбрейт исследовал тенденции укрупнения промышленного производства, которые привели к образованию гигантских корпораций (акционерных обществ). В его работах показано, что корпорации достигают наивысших производственных успехов благодаря использованию новейшей техники и технологии, а также благодаря приходу к руководству предприятиями так называемой техноструктуры – технических специалистов – администраторов.
Гелбрейт считал, что усиление планирования хозяйственного развития идет на смену рыночным отношениям. В итоге в обществе складываются две системы: «рыночная система», охватывающая преимущественно мелкие хозяйства, и «планирующая система», куда входят корпорации, взаимодействующие с государством.
Исходя из сложившихся социально-экономических условий ХХ века, Гелбрейт опроверг устаревшие исходные положения неоклассицизма о подчинении целей экономической системы интересам отдельного человека, о свободной и совершенной конкуренции мелких товаропроизводителей, о рыночном саморегулировании национальной экономики. Свои взгляды на современную экономическую действительность он изложил в книгах «Новое индустриальное общество» (1967) и «Экономические теории и цели общества» (1973).
Джон Коммонс – другой последователь Т. Веблена – возглавил социально-правовое направление институционализма.
Центральное место в его научных трудах «Правовые отношения капитализма» (1926) и «Институциональная экономическая теория» (1934) отводится теории сделок. По Коммонсу, понятие сделки включает в себя следующие элементы:
Ø конфликт, т.е. столкновение интересов участников сделки;
Ø взаимозависимость или взаимообусловленность интересов участников конфликта;
Ø порядок завершения конфликта и заключение сделки, с помощью сделки можно уладить любое противоречие.
Своим современникам Коммонс был известен как исследователь трудового законодательства. Он активно сотрудничал с профсоюзами, работал экономическим и юридическим консультантом Американской Федерации труда. Именно благодаря его усилиям в 1953г. был принят в США Акт о социальной защищенности, который заложил основы современной системы пенсионного обеспечения.
Коммонс выступал с идеей «коллективного контроля» за социальной сферой, был сторонником расширения вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны. На первый план он поставил законодательную деятельность государства, работу правительственных комиссий. Государство изображалось им как орган для «примирения интересов» конфликтующих сторон.
Идеи институционалистов о необходимости усиления роли государства в национальной экономике были весьма своевременны. Они подготовили почву для макроэкономической теории Кейнса, которая послужила базисом «нового курса» Рузвельта.