Развитие институционально-социального направления

Наиболее видными продолжателями институционализма Т. Веблена были Джон Коммонс, Уэсли Митчел, Джон Гелбрейт.

У. Митчел считал предметом экономической теории хозяйственное поведение людей, которое подчиняется определенным закономерностям психологии экономического поведения человека. В качестве метода исследования он применил и развил описательно- статический метод.

«Институционализм» Митчела состоял в сборе статистических данных и утверждение необходимости социального контроля над экономикой. В теории Митчела особое внимание уделено «институтам денежного хозяйства», денежная экономика объявляется наилучшей формой хозяйственной организации общества. В отличие от Веблена, который был его учителем, Митчел не считал необходимым критиковать стремление бизнесменов и финансистов к присвоению повышенной прибыли. Проблеме экономического цикла, входящей в круг его научных интересов, были посвящены работы «Деловые кризисы» (1913) и «Измерение деловых циклов» (1946).

Митчел был основателем Национального бюро экономических исследований. Им проводились конкретные исследования в различных областях рыночного хозяйства, прежде всего в сфере денежного обращения. Он создал так называемое эмпирическое направление институционализма, которое получило безжалостную характеристику «измерение без теории».

Методы Митчела, которые использовались для прогнозирования, были первой попыткой систематических предсказаний количественных изменений в рыночном хозяйстве. Но экономический кризис 1929 - 1933 гг. опроверг оптимистические прогнозы по предложенной им методике.

Дж. Гелбрейт – еще один из наиболее крупных и влиятельных американских экономистов.

В своих научных трудах Дж. Гелбрейт исследовал тенденции укрупнения промышленного производства, которые привели к образованию гигантских корпораций (акционерных обществ). В его работах показано, что корпорации достигают наивысших производственных успехов благодаря использованию новейшей техники и технологии, а также благодаря приходу к руководству предприятиями так называемой техноструктуры – технических специалистов – администраторов.

Гелбрейт считал, что усиление планирования хозяйственного развития идет на смену рыночным отношениям. В итоге в обществе складываются две системы: «рыночная система», охватывающая преимущественно мелкие хозяйства, и «планирующая система», куда входят корпорации, взаимодействующие с государством.

Исходя из сложившихся социально-экономических условий ХХ века, Гелбрейт опроверг устаревшие исходные положения неоклассицизма о подчинении целей экономической системы интересам отдельного человека, о свободной и совершенной конкуренции мелких товаропроизводителей, о рыночном саморегулировании национальной экономики. Свои взгляды на современную экономическую действительность он изложил в книгах «Новое индустриальное общество» (1967) и «Экономические теории и цели общества» (1973).

Джон Коммонс – другой последователь Т. Веблена – возглавил социально-правовое направление институционализма.

Центральное место в его научных трудах «Правовые отношения капитализма» (1926) и «Институциональная экономическая теория» (1934) отводится теории сделок. По Коммонсу, понятие сделки включает в себя следующие элементы:

Ø конфликт, т.е. столкновение интересов участников сделки;

Ø взаимозависимость или взаимообусловленность интересов участников конфликта;

Ø порядок завершения конфликта и заключение сделки, с помощью сделки можно уладить любое противоречие.

Своим современникам Коммонс был известен как исследователь трудового законодательства. Он активно сотрудничал с профсоюзами, работал экономическим и юридическим консультантом Американской Федерации труда. Именно благодаря его усилиям в 1953г. был принят в США Акт о социальной защищенности, который заложил основы современной системы пенсионного обеспечения.

Коммонс выступал с идеей «коллективного контроля» за социальной сферой, был сторонником расширения вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны. На первый план он поставил законодательную деятельность государства, работу правительственных комиссий. Государство изображалось им как орган для «примирения интересов» конфликтующих сторон.

Идеи институционалистов о необходимости усиления роли государства в национальной экономике были весьма своевременны. Они подготовили почву для макроэкономической теории Кейнса, которая послужила базисом «нового курса» Рузвельта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: