Эдуард Чемберлин (1899-1967) – американский экономист. Родился в штате Вашингтон в семье священника. Окончил Айовский университет. В 1922 году Э. Чемберлин поступает в докторантуру Гарвардского университета и, закончив ее, остается здесь преподавать.
В 1933 году ученый публикует свой труд «Теория монополистической конкуренции », который стал впоследствии классическим произведением. С 1939 по 1943 гг. он занимает должность главы отделения экономической теории Гарвадского университета, а в 1944 году становится вице-президентом Американской экономической ассоциации.
В годы Второй мировой войны Э. Чемберлин работал в бюро стратегической службы США.
Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина явилась вызовом традиционной экономической науке, согласно которой монополия и конкуренция существовали как взаимоисключающие понятия. Э. Чемберлин в своих трудах показал существование специального вида монополии, образующего необходимую составную часть конкурентной рыночной системы. Он указал два способа соединения монополии с конкуренцией:
|
|
Ø создание рынка одинаковых товаров – этот вариант возможен при наличии двух или небольшого числа продавцов;
Ø рынок дифференцированных продуктов – контроль продавцов над товарами, имеющими отличительные признаки.
Предложенный им вариант монополистической конкуренции характеризуется следующим:
Ø число продавцов достаточно велико;
Ø каждая фирма действует на рынке, не учитывая своего влияния на поведение конкурентов;
Ø товар качественно разнороден, поэтому покупатели предпочитают товары с торговой маркой конкретных продавцов;
Ø вход в производство близких групп продуктов не ограничен.
В результате каждый продавец имеет кривую спроса при заданных ценах. Предлагая дифференцированный продукт, каждый продавец формирует свой микрорынок, в котором выступает как монополист, но при этом его товар подвергается конкуренции со стороны более совершенных товарозаменителей. Конкуренция при этом развивается в трех направлениях:
Ø манипулирование ценой – из-за монополизации рынка продавцом происходит нарушение равновесной цены в сторону увеличения: это ведет к снижению объемов выпускаемой продукции, недоиспользованию мощностей, росту безработицы (отрицательный аспект теории Э. Чемберлина);
Ø внесение качественных изменений в продукт;
Ø внедрение рекламы.
Последние два фактора относятся к неценовым факторам конкуренции.Позднее к ценовым условиям усиления монополистической конкуренции Э. Чемберлин отнес техническое усовершенствование и обслуживание покупателей.