Iх. Кейнсианство, неолиберализм и монетаризм

Экономическое учение Дж. М. Кейнса.

Кейнсианство – одно из ведущих направлений в экономической теории. Сформировалось во второй половине 30-х гг. ХХ в. под влиянием резкого обострения противоречий капиталистического производства. Основатель кейсианства – Дж. М. Кейнс, главное произведение Кейнса - «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Теория Кейнса получила широкое распространение в экономической литературе и приобрела многочисленных сторонников в США, Англии и др. развитых странах (С. Харис, А. Хансен, Р. Харрод, Дж. Робинсон, Л. Клейн, Е. Домар). Кейнсианство оказало существенное влияние на экономическую политику ряда развитых стран.

Предмет исследования кейсианства – количественные функциональные зависимости капиталистического процесса воспроизводства, закономерные количественные связи совокупных народнохозяйственных величин. Кейнс положил начало теории государственного регулирования экономики, вызванной к жизни острейшими кризисными процессами капиталистического производства. Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», способным избавить капитализм от его внутренних противоречий.

В 30-х гг. Кейнс приходит к выводу, что вся старая экономическая теория, а не только ее денежные аспекты – нуждается в кардинальном обновлении, что ее надо привести в соответствии с новыми экономическими реалиями капитализма ХХ в. В книге Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» заложены основы макроэкономической теории функционирования экономики при полном использовании ресурсов.

Кейнс широко использует «категории ожидания» (ожидаемая прибыль; предельная эффективность капитала; перспективные издержки производства, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и т.д.) как категории экономического прогнозирования для государственного регулирования экономики. Решающей сферой воспроизводства Кейнс считает сферу обращения, рынок и в недостатке «эффективного спроса» он видит главную причину кризисных процессов. Экономические явления делятся Кейнсом на две группы: а) независимые переменные («склонность к потреблению», «предельная эффективность капитала» и норма процента) и б) зависимые переменные (объем занятости, национальный доход). И задача Кейнса сводится к выяснению количественных связей этих двух групп явлений. Вместе с тем некоторые исходные положения анализа заимствованы Кейнсом из классической школы и теории марксизма (в частности теория воспроизводства К. Маркса).

В теории рынка Кейнс исходит из «догмы Смита», которая связана с отождествлением стоимости общественного продукта с суммой доходов всех классов общества. Решающими моментами спроса на предметы личного потребления по Кейнсу являются, во-первых, склонность к потреблению и, во- вторых, объем национального дохода. Под «склонностью к потреблению» Кейнс понимает функциональную зависимость между величиной национального дохода и его долей, идущей на личное потребление при неизменном уровне дохода. Он выделяет две группы факторов, влияющих на «склонность к потреблению»: субъективные (расчетливость, скупость) и объективные (изменение «единицы заработной платы»). С ростом занятости и увеличением совокупного дохода общества возрастает и личное потребление, однако в меньшей степени, чем растет доход. В результате увеличивается сберегаемая часть национального дохода. Она изымается из обращения, и на эту величину относительно сокращается спрос на потребительские товары. С ростом дохода общества, заявляет Кейнс, «предельная склонность к потреблению» имеет тенденцию сокращаться. Поскольку с ростом национального дохода доля потребления уменьшается, в то время как в сферу производства средств производства должна направляться все большая доля добавочного труда. Отсюда следует, что с ростом производства, занятости и национального дохода возрастают возможности накопления, а не потребления. Здесь находит выражение закон преимущественного роста средств производства, разработанный в марксистской политэкономии.

В отличие от неоклассиков Кейнс пришел к выводу, что решение жизненно важных проблем развития капиталистического общества следует искать не на стороне предложения ресурсов (их редкости, ценности), а на стороне спроса, обеспечивающего реализацию этих ресурсов. Выступив с критикой закона Сея, согласно которому предложение автоматически рождает спрос, Кейнс на первый план поставил проблему формирования «эффективного спроса» и его компонентов – потребительского и инвестиционного, а также проблемы факторов, определяющих их динамику.

Сущность «эффективного спроса» сводится к необходимости увеличения платежеспособного спроса в условиях монопольно высоких цен, что равнозначно поискам путей расширения рынка при условии обеспечения монопольно высоких прибылей. Только при таком допущении спрос мог бы быть эффективном для крупного капитала. Важной составной частью теории эффективного спроса Кейнса является его концепция мультипликатора. Теория мультипликационного (множительного) процесса возникла в годы кризиса 1929-33 гг. в форме теории мультипликатора инвестиций или дохода. Увеличение инвестиций ведет к росту занятости, а потому и «дохода общества». Увеличивается и расход на потребление. Потребительский спрос возрастает тем больше, чем большая доля дохода идет на потребление и чем меньше сберегаемая часть.

Но чем больше потребительский спрос, тем больше емкость рынка и лучше условия для роста производства, занятости и доходов. Поэтому Кейнс связывает величину мультипликатора с предельной склонностью к потреблению, т.е. с долей расходов на потребление в приросте дохода. Мультипликатор находится в прямо пропорциональной зависимости от прироста национального дохода и обратно пропорциональной – от прироста инвестиций за соответствующий период.

Исходной темой анализа Кейнс сделал проблему занятости, поскольку безработица в этот период приобрела катастрофический характер. В неоклассической теории занятость зависит от двух факторов: предельной производительности труда (определяющий спрос на труд) и «предельной тягости труда», оцениваемой рабочими по их реальной заработной плате (определяющей предложение труда). Чем ниже реальная заработная плата, на которую согласны рабочие, тем выше уровень занятости и наоборот. Соглашаясь на понижение заработной платы, они будут способствовать уменьшению безработицы. Нежелание снижать заработную плату обернется против них самих растущей безработицей.

Кейнс отверг оба неоклассических положения. По Кейнсу – уровень занятости определяется уровнем и динамикой эффективного спроса. Эффективный спрос складывается из двух компонентов: ожидаемого уровня потребления и предполагаемых капитальных вложений. Только тогда, когда эти два компонента находятся в определенном соответствии, может наступить состояние полной занятости.

Инвестиционному компоненту эффективного спроса Кейнс придал основное значение в определении уровня национального дохода и занятости. Сама величина инвестиций зависит от: а) перспективной выгоды от нынешних капитальных вложений (предельной эффективности инвестиций); б) от нормы процента. Разность между этими факторами (величинами) определяет прибыльность инвестиций. Под «предельной эффективностью капитала» Кейнс имеет в виду отношение прибыли, приходящей на единицу вновь вводимого в действие «капитального имущества», (т.е. основной части постоянного капитала) и «восстановительной стоимости этой единицы», т.е. удельную рентабельность прироста основного капитала. «Предельная эффективность капитала» выступает как экономическая категория прогнозирования, поскольку Кейнс берет за основу своего расчета не фактическую прибыльность, а ожидаемую, перспективную доходность новых инвестиций основного капитала.

Второй решающий фактор, воздействующий на «побуждение к инвестированию» - это величина ссудного процента. От чего зависит норма ссудного процента? Неоклассики полагали, что она зависит от сбережения, от результата взаимодействия и уравнивания сбережений и инвестиций. Кейнс выдвинул новое объяснение. Процент у Кейнса - «чисто денежное явление», это вознаграждение за отказ от хранения богатства в его ликвидной форме, и зависящее от степени «предпочтения ликвидности». В теории Кейнса норма процента выступает в качестве низшего предела рентабельности. При норме прибыли, приближающейся к норме процента, инвестиции становятся все менее выгодными, а при равенстве этих двух величин они вообще невозможны. Величина процента находится, таким образом, в обратно пропорциональном отношении к уровню рентабельности: чем выше норма процента, тем ниже рентабельность.

Вместе с тем Кейнс отмечает, что норма процента отличается неподатливостью в силу высокой степени предпочтения ликвидности и относительно стабильного объёма денег в обращении.

Как мы отметили выше, процент Кейнса является чисто денежным явлением, отражающим труд рыночных сил на денежном рынке. Согласно его теории, увеличение денежного спроса по сравнению с предложением денег, есть главная причина, способная вызвать повышение или жесткость процентной ставки.

В своей упрощенной модели эффективного спроса Кейнс предполагает цены неизменными, считая, что экономика реагирует на изменения денежного спроса ростом или падением производства и занятости, а не ростом или падением цен. Однако по мере приближения упрощенной модели к реальности он стремится учесть и эффект изменения цен.

В работе Кейнса были заложены основы теории инфляции издержек, т.е. роста цен, связанного с увеличением денежной заработной платы, который возникает еще до достижения полной занятости. Кейнс делает вывод, что всякое увеличение денежного предложения будет распределяться между повышением цен, увеличением денежной заработной платы и ростом производства и занятости. На этой основе различают состояние «абсолютной» (истинной) инфляции, развертывающейся при росте эффективного спроса в условиях полной занятости и «полуинфляции», когда цены могут расти в ответ на увеличение эффективного спроса еще до наступления полной занятости. Кейнс полагал, что в течение продолжительных периодов изменение цен почти всегда идет в сторону повышения. Получается так, что когда деньги имеются в относительном избытке, растет единица заработной платы, а когда ощущается их относительный недостаток, то находится какое-нибудь средство для увеличения действительного количества денег. Устойчивость и неустойчивость цен в долгосрочном аспекте зависит от повышательной тенденции единицы заработной платы по сравнению с темпами роста эффективности производства.

Таким образом, Кейнс рассматривал два инструмента регулирования спроса: денежно-кредитную систему и бюджет. Однако практика показала, что денежно-кредитное регулирование – малоэффективный метод в условиях спада, когда инвестиции слабо или вовсе не реагируют на повышение процентной ставки (30-х гг.). Вот почему Кейнс выдвигает идею бюджетного регулирования, использования налогов, государственных расходов и бюджетного дефицита для стабилизации экономики и стимулированию ее роста.

Неокейнсианские модели

государственного регулирования экономики.

50-60-ые годы ознаменовались неуклонным укреплением кейнсианской веры в возможность разрешения противоречий капиталистического воспроизводства с помощью экономической политики государства. В этот период масштабы государственного регулирования экономических процессов расширялись. Экономическая теория получила всеобщее признание, освещая своим научным авторитетом практику государственного вмешательства в экономику. Произошел многосторонний процесс «огосударствления» экономической науки, который проявился в массовом привлечении академических экономистов на службу в государственные и полугосударственные учреждения; возникли «мозговые центры», ставшие пунктами трансформации теоретических идей в практические рекомендации правительству. Неоклассический синтез сформировал основу кейнсианской концепции макроэкономической политики, сочетающей идею бюджетного регулирования с кредитно-денежной политикой.

Кейнсианская концепция макроэкономической политики предполагала выбор такой траектории экономического роста, которая позволила бы достичь компромисса нескольких целей: высокого уровня занятости и низких темпов инфляции, экономической стабильности, высоких темпов роста, равновесия платежного баланса и стабильного валютного курса. Приоритетную роль в этом многоугольнике целей играла занятость, стабилизация экономического цикла и высокие темпы роста.

Формирование кейнсианской концепции макроэкономической политики включало три основных момента: преодоление идеи сбалансированности государственного бюджета как главного критерия бюджетной политики, разработку теории дефицитного финансирования государственных расходов и новое понимание роли кредитно-денежного регулирования как инструмента, поддерживающего бюджетную политику.

Идеи манипулирования налоговой системы, широкого использования государственных расходов и бюджетных дефицитов в целях достижения потенциально возможных темпов экономического роста все более настойчиво пробивали себе дорогу, пока не получили всестороннего обоснования в новых кейнсианских теориях дефицитного финансирования экономики. Согласно этим теориям, критерием желательного и допустимого роста бюджетного дефицита должен был служить бюджет, доходы и расходы которого рассчитаны в условиях полной занятости и полного использования производственных возможностей, т.е. соответствуют потенциально возможному выпуску продукции. Именно такой уровень, по мнению сторонников, придерживающихся этой концепции, должен был определять границы «нормальных» государственных расходов и доходов.

Разрабатывая концепцию дефицитного стимулирования экономики, кейнсианские теоретики исходили из того, что бюджетный дефицит способен порождать два экономических эффекта. Один из них – краткосрочный эффект расширения денежного спроса, который в свою очередь может вызвать рост производства (реальный эффект) и рост цен (инфляционный эффект). Предполагая, что дефицитное финансирование осуществляется в условиях неполной занятости и недогрузки производственных мощностей, они считали, что реальный (или производственный) эффект будет преобладать над инфляционным. Другой эффект – долгосрочный, эффект замещения, когда государственный спрос на денежные ресурсы, порожденный бюджетным дефицитом, замещает частный спрос, сокращает частные капиталовложения и таким образом в конечном счете препятствуют росту производства. Кейнсианские теоретики полагали, что это возможное вытеснение может быть компенсировано тем реальным эффектом роста производства в условиях неполной занятости, о котором говорилось выше. Важна была и роль так называемой согласованной кредитно-денежной политики, которая должна была предотвратить «вытеснение» частного капитала соответствующей политикой поддержания низких процентных ставок и финансирования бюджетного дефицита путем расширения денежного предложения.

В конце 60-х – начале 70-х гг. обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономического регулирования, которые, в конечном счете, привели к ее дискредитации. Эти просчеты состояли в недооценке опасности развития инфляции, в переоценке реального эффекта дефицитного финансирования.

Хроническая инфляция, усилившаяся в 70-х годах, выход на первый план задач антиинфляционного регулирования резко сузили возможности проведения кейнсианской политики стабилизации и стимулирования экономического роста. К тому же становилось все более очевидным, что сама стратегия государственного регулирования, в особенности ее методы, ориентированные на управление спросом, перестала соответствовать новым условиям, порожденным современным этапом НТР, растущими масштабами интернационализации экономики и обострением конкуренции. Фокус экономических проблем сместился с условий реализации на условия предложения (производства). Интернационализация, расширение экономических связей увеличили роль рыночных стимулов в развитии производства. В то же время само разрастание государственного аппарата, его бюрократизация стали важным фактором падения экономической эффективности. Огромные масштабы перераспределения национального продукта через бюджетные системы, увеличение дефицитов и связанные с этим усиление налогового бремени обернулись серьезным тормозом функционирования экономики, основанной на рыночных принципах.

Кризис кейнсианской макроэкономической политики вызвал критику всей ортодоксальной экономико-теоретической системы неоклассического синтеза. Ей стали приписывать как подлинные, так и мнимые причины неудач экономического развития. В этой обстановке кейнсианство быстро утратило свои позиции не только в качестве ведущего теоретического направления, но и как основания для выработки экономической политики. На передний план выдвинулись новые школы, исходной идеей которых является либеральная доктрина рыночного саморегулирования экономики при ограниченных формах вмешательства государства. Само кейнсианство как направление вступило в фазу глубокой переоценки собственных основ, завершив таким образом определенный исторический цикл своего развития. В то же время многие его теоретические достижения, прежде всего аналитический аппарат, вошли в арсенал мировой экономической науки.

Особенности неолиберализма.

С традиционным либерализмом неолиберализм роднит, прежде всего, идея индивидуальной свободы на основе укрепления и поощрения частной собственности на средства производства. Вместе с тем неолибералы в отличие от своих предшественников оценивали процессы хозяйственной жизни с позиции макроэкономики, с точки зрения частных предпринимателей- собственников предприятий.

Кроме того, неолиберализм отличается от «старого» либерализма эпохи капитализма свободной конкуренции тем, что он выступил за активное вмешательство государства в экономику. Причем объектом этого вмешательства неолибералы в отличие от кейнсианцев считали не сам процесс воспроизводства, а механизм прибыли и конкуренции. В целом неолиберализм внес определенный вклад в развитие экономической теории в странах Запада, сделав серьезные выводы из кризиса 1929-1933 гг. он показал, что без активного регулирования государством хозяйственного механизма, направленного на создание общих условий эффективного функционирования рыночной системы, западное общество обречено на глубокие потрясения. В послевоенный период эта идея неолиберализма в той или иной форме получила признание правящих кругов стран Запада и нашла выражение в проводимой ими экономической политике.

Главную роль в разработке теории неолиберализма сыграли немецкие экономисты, прежде всего В. Ойкен, заложивший основы этой теории и создавший ее методологию.

Неолиберализм одновременно складывался с кейнсианством. Оба учения выражали реакцию западной экономической теории на кризис 1929-1933 гг., подорвавший традиционные представления о саморегулировании экономики в странах Запада. Однако, если Дж.М. Кейнс объяснял недуги западного общества хроническим недостатком эффективного спроса, что при невмешательстве государства в экономику лишает экономический строй в странах Запада достаточных стимулов к развитию, то основоположники неолиберализма видели непосредственный источник всех бед в подрыве совершенной конкуренции и монополизации хозяйства, нарушающих действие рыночных регуляторов производства.

Понятие «монополия» Ойкен не связывал с процессом концентрации производства и капитала, а трактовал его как чисто рыночный феномен. Под монополизацией он понимал любое отклонение от модели совершенной конкуренции, при которой множество продавцов противостоит множеству покупателей и цена выступает в качестве внешнего регулятора производства. Подрывают конкуренцию, по его представлению, «олигополии» и «монополии», при которых число продавцов и покупателей мало или сведено к минимуму. Под такое определение монополистов подходили и ремесленники, производящие те или иные изделия в одном или немногих экземплярах. К монополистам (на рынке труда) Ойкен причислял и профсоюзы, тем самым теоретически обосновывая правомерность принятия предпринимателями и государством ограничительных мер против тред-юнионов.

Капитализм, по мнению Ойкена, есть лишь одна из исторических форм «хозяйства общения», соответствующая тому периоду в истории, когда государство проводило политику невмешательства в хозяйственную жизнь и ограничивалось ролью «ночного сторожа». Именно из пассивности государства Ойкен выводил подрыв совершенной конкуренции и социальные издержки, которые, по его мнению, могут быть устранены при помощи государственного вмешательства в экономику.

Неолибералы о роли государства

в «социальном рыночном хозяйстве».

В неолиберальной литературе отсутствует общая точка зрения по вопросу об экономической роли государства. Среди многочисленных направлений неолиберализма наибольшую известность получило учение теоретиков фрейбургской школы (ордолибералы) о строе конкуренции и концепция социального рыночного хозяйства. Название ведущей школы неолиберализма связано с городом Фрейбургом (Германия). В университете этого города с 1927 г. работал В. Ойкен.

Ордолибералы выделяли два основных направления государственной экономической политики: формирование хозяйственного строя и воздействие на процесс воспроизводства. Содержанием первого направления является регулирование монополии и конкуренции, соотношение частной и государственной собственности, прямых и косвенных мер вмешательства государства в экономику, установление правовых норм хозяйствования. Второе направлание включает в себя весь комплекс государственных мероприятий, регулирующих экономический рост.

Центральное место в концепции ордолибералов (латинское «ордо» означает «строй») занимает создание «функционально способной системы цен совершенной конкуренции», которую, по их мнению, «нужно сделать важным критерием каждого мероприятия хозяйственной политики». Конкуренция характеризовалась как «государственный институт», постоянно оберегаемый от посягательств монополии.

Ойкен выделял «конституирующие» принципы строя конкуренции и среди них неприкосновенность частной собственности. Это аргументировалось тем, что в условиях строя конкуренции частная собственность, подвергаясь «контролю конкуренции», будет полезна всем членам общества, в том числе тем, кому она не принадлежит. Такой «контроль», по мнению ордолибералов, приведет, в частности, к возрождению былой конкуренции на рынке труда, что значительно увеличит шансы работающих по найму на трудоустройство, избавив их от односторонней зависимости от монополистов.

Важно отметить следующее обстоятельство. Если Кейнс и его последователи считали необходимым проведение гибкой фискальной и кредитно-денежной антициклической политики, то ордолибералы государственное воздействие на хозяйственные процессы допускали лишь спорадически, в исключительных случаях. Аргументация в пользу частной собственности в учении ордолибералов исходит из необходимости совершенной конкуренции и «обуздания» монополии. В ордолиберальных рекомендациях антимонопольной политики не принимаются во внимание возможности некоторых общественных сил (например, рабочего движения), нередко выступающих против монополизации. В планы ордолибералов не входило ни огосударствление огромных промышленных объединений, ни их разукрупнение, ни любое другое посягательство на крупную частную собственность.

Теоретические взгляды ордолибералов были активно поддержаны после второй мировой войны предпринимательскими кругами Западной Германии. Однако по ряду причин они не могли полностью использовать учение о строе конкуренции. Во-первых, из-за объективной необходимости более глубокого государственного воздействия на экономические процессы, чем это допускали ордолибералы. Во-вторых, потому что строй конкуренции не находил поддержки широких слоев населения страны. Требования насаждения конкуренции, содержащиеся в учении ордолибералов как «соперничество», невольно вызывало у них ассоциации с разрушительными кризисами, безработицей и другими социальными неурядицами, имевшими место в 20-30-х годах в странах Запада.

Эти обстоятельства были учтены сторонниками теории социального хозяйства. Так, например, Мюллер-Армак не считал регулирование конкуренции и монополии главным средством стабилизации экономики стран Запада. Признавая ряд наиболее общих принципов фрейбургской школы (неприкосновенность частной собственности, открытые рынки, стабильности денежного обращения и национальной валюты), не выражающих ее специфику, он в то же время отказался от заявки на возрождение совершенной конкуренции путем «обуздания монополии». Акцент переносился с антимонопольной проблематики на вопросы социальной политики.

В ордолиберальном учении эти вопросы не имели самостоятельного значения. Ойкен и другие теоретики фрейбургской школы провозгласили венцом социальной справедливости рыночные распределения доходов в условиях совершенной конкуренции. Ордолибералы объявили главной качественной характеристикой своей модели регулирование монополии и конкуренции, призванные установить и социальную справедливость. Мюллер-Армак провозгласил активную социальную политику, подчиненную принципу «социальной компенсации», основным отличием социально-рыночного хозяйства от капитализма.

Главным инструментом «социальной компенсации» Мюллер-Армак считал прогрессивное налогообложение лиц с высокими доходами и перераспределение полученных средств в пользу менее имущих слоев в виде бюджетных дотаций на содержание детей, выплату квартплаты, строительство собственных жилищ и т.п. Таким путем предполагалось сократить разрыв между высокими и низкими доходами. К другим формам социальной политики он причислял создание развитой системы социального страхования (по безработице, болезни и т.п.) и достойной человека социальной инфраструктуры.

В 50-е годы рассмотренные положения концепции социального рыночного хозяйства были конкретизированы и дополнены лозунгами «благосостояние для всех» и «собственность для всех», выдвинутыми в то время правящими партиями Западной Германии ХДС/ХСС. За последним лозунгом стояла известная теория демократизации акционерного капитала, а также государственное стимулирование личных сбережений, приравненных к собственности на средства производства. Таким образом, концепция социального рыночного хозяйства в некоторых отношениях представляет собой неолиберальную разновидность теории народного капитализма.

Чикагская школа монетаризма и теория экономики предложения.

Подробный анализ монетаризма и теории экономики предложения был сделан в части III «Макроэкономика» в темах VIII и особенно IX. Поэтому мы отсылаем студентов для изучения указанного в заголовке вопроса к части III курса. Здесь же мы дадим общую характеристику этих теорий.

Современный консерватизм относится к неоклассическому направлению мировой экономической мысли. Его ведущими течениями является монетаризм и теория предложения, сформировавшиеся в 70-е годы благодаря усилиям главным образом экономистов США. Основы методологии и теории неоконсерватизма можно найти в положениях чикагской школы, в идеях Ф. Хайека, И. Фишера, К. Викселля, в концепции предельной эффективности факторов производства. На развитие неоконсерватизма, особенно его монетаристской составляющей, немало повлияло кейнсианство. К числу признанных авторитетов монетаризма следует отнести лауреата Нобелевской премии по экономике 1976 г. американского теоретика М. Фридмена, а также А. Лаффера, А. Мелуера, К. Бруннера, М. Фелдстайна, Д. Лэйдлера, М. Паркина, Э. Фелпса, Д. Фэнда, Т. Майера, Дж. Джонсона.

В центре неоконсерватизма находятся проблемы эффективности рыночной экономики, ее устойчивого неинфляционного развития на основе достижений НТП. Важное место принадлежит экономическим функциям государства, поиску наилучшего соотношения между государственным регулированием и механизмами рыночного саморегулирования. Объяснению этих явлений предшествует анализ безработицы, инфляции и экономического роста.

Специфика монетаризма состоит в том, что отмеченные проблемы рассматриваются главным образом сквозь призму денежного обращения. В сущности монетаризм является денежной теорией с очень широким предметом исследования, вместившим все основные проблемы современного рыночного хозяйства.

Что касается теории предложения, то она представляет собой более аморфное образование. У этой теории нет собственной, ясно очерченной методологической и идейной платформы, четкой характеристики предмета, известных лидеров. Далеко не всегда можно определить, где кончается монетаризм и начинается теория предложения. Как правило, ее ограничивают концепциями, авторы которых выступают за долгосрочное государственное регулирование предложения факторов производства, считают необходимым снижение налоговых ставок и проведение ограничительной денежной политики.

По отношению к теории предложения монетаризм, бесспорно, играет ведущую роль. Сторонники теории предложения в целом опираются на методологические установки, разработанные приверженцами монетаризма, вносят лишь некоторые дополнения в созданные ими концепции безработицы, инфляции и государственного регулирования экономики. Вместе с тем по ряду вопросов (роль денежной политики в стабилизации инфляционного процесса, финансирование бюджетного дефицита и др.) представителям теории предложения удалось выработать подходы, неадекватные монетаристским. Их заслуга состоит и в продуктивном изучении проблем экономического роста, фактически оставшихся за пределами монетаристской теории. Монетаристы, ориентирующиеся все же на анализ совокупного спроса, несмотря на всю свою критику в адрес кейнсианства, почерпнули из последнего немало идей; создатели же теории предложения проводят твердую антикейнсианскую линию по широкому спектру проблем современный экономики и экономической политики.

70-е и 80-е годы отмечены усилением влияния неоконсерватизма как на развитие мировой экономической мысли, так и на принципы формирования экономической политики ряда ведущих стран мира. Сейчас уже трудно найти правительство, чья экономическая стратегия строилась бы в отрыве от рекомендаций неоконсерваторов.

Большинство монетаристских концепций, равно как и те, что входят в теорию предложения, опирается на методологические принципы, сформулированные М. Фридменом. Главный из них – соединение традиционного для неоклассического направления формально-логического способа научного анализа («теоретической» политэкономии) с расчетами на основе эконометрических моделей («экспериментальной» политэкономией). По замыслу неоконсерваторов такие оценки должны обеспечивать связь между теоретическими заключениями и реальной действительностью.

В основе неоконсервативных концепций лежат известные постулаты неоклассической политэкономии – принцип рационального поведения человека в рыночной экономике и модель свободной конкуренции. Особенность монетаризма, отличающая его от теории предложения, состоит в добавлении к этим постулатам аксиомы о ведущей роли денег в современном рыночном хозяйстве.

Опираясь на эти установки, неоконсерваторы разработали концептуальную схему, которой отвечает большинство созданных ими теорий. Сначала рассматриваются механизмы возникновения экономических проблем (неуправляемой инфляции, высокой безработицы, низкой динамики роста). Эти механизмы искажают мотивы рационального поведения, деформируют рыночные процессы, снижают эффективность использования факторов производства. Деформирующими силами выступает государство, осуществляющее неправильную экономическую политику, профсоюзы, чья деятельность выходит за разумные пределы, и др. Необходимо подчеркнуть, что анализ таких механизмов ведется доказательно, с привлечением результатов обширных эконометрических исследований. После этого объясняется, каким образом можно демонтировать указанные механизмы, например, так преобразовать систему государственного регулирования, чтобы она помогла более полно мобилизовать рыночный потенциал экономики, повысить эффективность производства, добиться удовлетворительного решения проблем инфляции, безработицы, экономического роста.

Подобный способ конструирования теории созвучен традициям неоклассической политэкономии, в частности идеям Хайека. Именно им дано наиболее полное толкование «спонтанного рыночного порядка», когда функции государства сводятся к одному лишь обеспечению условий бесперебойной работы рынка. Развивая линию Хайека, неоконсерваторы утверждают, что иные формы государственного вмешательства (кейнсианское антициклическое регулирование, бюджетное перераспределение доходов, подавление инфляции экономическими или административными методами и др.) расстраивают механизм рынка, наносят ущерб экономике.

 

Задания. Вопросы.   Ответы.
1. Что является предметом исследования кейнсианства? 2. Какие категории Кейнс широко использует в своей теории? 3. В чем состоит сущность «эффективного спроса» Кейнса? 4. Почему Кейнс сделал проблемы занятости исходной темой своего анализа? 5. Назовите два инструмента регулирования «эффективного спроса» в теории Кейнса. 6. Чем отличается неолиберализм от «старого» либерализма? 7. Охарактеризуйте центральное положение в теории ордолибералов. 8. Дайте характеристику специфики монетарной теории. 9. В чем различия взглядов кейнсианцев и сторонников экономики предложения?    

 

 

Задания. Тесты.   Ответы.
1. Какие из названных ниже экономических явлений Кейнс выделял в две группы: а) независимые переменные (норма процента и др.); б) нейтральные величины; в) зависимые переменные (объем занятости и др.). 2. Кейнс признавал следующие два инструмента регулирования спроса: а) бюджет; б) заработную плату; в) денежно-кредитную систему; г) фондовый рынок. 3. Какие типы экономической политики из нижеприведенных получат одобрение монетаристов: а) дискретная фискальная политика; б) активная экономическая политика; в) основное монетарное правило; г) меры по стабилизации процентной ставки.  

Х. ВКЛАД РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ

В РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: