VI. Возможности смягчения демографического кризиса в бюджетной концепции 2018–2020 гг

Прогноз и опирающиеся на оценки Прогноза проектировки Федерального Бюджета на 2018 год и последующие годы, исходят из ограниченности демографических факторов экономического роста. Прогнозируется, что дефицит квалифицированных кадров будет восполняться за счет миграции специалистов и перспективной молодежи (Прогноз, с.18). Проект Федерального бюджета на 2018 и последующие годы не предусматривает масштабные долгосрочные меры, направленные на парирование угрозы демографического кризиса. Напротив, в Проекте предусмотрено завершение с 2019 года действия программы «материнского капитала (Пояснительная записка, с.337). Реализация пятилетней давности решений (2012 г.) о повышении заработной платы работников бюджетной сферы, под которую в Федеральном бюджете на 2018 год и последующие годы выделены ассигнования, – лишь временно (фактически до начала 2020 г.) и частично ослабят остроту соответствующих проблем. В Проекте предусмотрено лишь незначительное (только в 2018 г. и на 6,7%) увеличение ассигнований на реализацию подпрограммы выравнивания финансовых возможностей бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (Табл.4.2.62).

Между тем демографический кризис в настоящее время является одной из существенных угроз национальной экономической безопасности. Самым тесным образом усиление этой угрозы связано с известным феноменом «работающих бедных». Одна из причин застойного характера этого феномена – постоянное присутствие на рынке труда РФ дешевой рабочей силы временных мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья (особенно республик Средней Азии). Квалифицированные специалисты из ближнего зарубежья, так же как квалифицированные специалисты из РФ, предпочитают страны дальнего зарубежья. Привлечение низкооплачиваемой рабочей силы из зарубежья на массовые специальности существенно экономит издержки непосредственных производителей работ. Однако конкуренция низкооплачиваемых работников, заработок которых ориентирован на значительно более низкую стоимость жизни в местах постоянного проживания их семей и принципиально иную структуру доходов семей, сбивает уровень заработной платы работников, постоянно проживающих в тех регионах, где в широких масштабах используется привлеченная рабочая сила, до уровня, который делает затраты на содержание детей, особенно учитывая массовый перевод учреждений образования и здравоохранения на оказание платных услуг, крайне обременительными для семей и, зачастую, невозможными. Недостаток платежеспособного спроса на услуги, результатом которого является финансовая слабость учреждений образования и здравоохранения снижает и эффективность бюджетных затрат на содержание этих учреждений. Социальная заброшенность и нищета, как постоянно проживающих в трудонедостаточных регионах, так и привлеченных работников, провоцирует асоциальное поведение. Обострение криминогенной обстановки требует значительного увеличения затрат на содержание полиции, следствия, суда, прокуратуры - как раз затрат Федерального бюджета.

Таким образом, миграция в своем современном состоянии не только не решает демографические проблемы РФ, но способствует их обострению. Кроме того, необходимо отдавать отчет в том, что в данном случае речь идет не столько о повышении качества «человеческого капитала» в трудонедостаточных регионах, сколько о предотвращении его деградации вследствие необратимых культурных изменений (которые отчасти сказываются и на состоянии бюрократической культуры на региональном уровне).

Представляется, что переход к инновационной социально ориентированной модели экономического роста требует иной концепции Федерального бюджета РФ и иных бюджетных проектировок. В первую очередь, концепция Федерального бюджета, оставаясь в рамках основополагающего для бюджетного планирования принципа разумной осторожности, должна предполагать существенный рост расходов на развитие социальной инфраструктуры. Во-первых, формирование и реализация масштабных долгосрочных программ развитие социальной инфраструктуры необходимы, чтобы парировать угрозы, связанные с обострением демографических проблем в трудонедостаточных регионах. Во-вторых, как показывают исследования, проведенные на основе статистики, характеризующей показатели развития различных стран, инвестиции в развитие социальной инфраструктуры имеют наибольший потенциал ускорения экономического роста.

В первую очередь, увеличение бюджетных ассигнований должно обеспечивать финансирование развития инфраструктуры дошкольного и школьного образования, включая весь комплекс затрат на подготовку педагогических кадров, а также финансирование инфраструктуры первичной медицинской помощи, включая весь комплекс затрат на подготовку медицинских кадров, в трудонедостаточных регионах Центра, Урала, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Состояние региональных бюджетов в указанных регионах, как правило, не позволяет обеспечивать приоритетное финансирование даже заработных плат, не говоря уже обо всех затратах на эти цели.

В этой связи в Федеральном бюджете целесообразно предусматривать увеличение сумм субвенций бюджетам регионов на указанные выше цели. Кроме того, необходимо ужесточение контроля использования таких субвенций. Не вступая в дискуссию об эффективности программы «материнского капитала», результаты которой в практическом отношении неоднозначны, полагаем, что необходимы ее более целенаправленные аналоги. Ситуация, когда за счет кредита международной организации финансируется программа доступности качественного дошкольного образования в регионе, как в Республике Саха (Якутия) (Пояснительная записка с. 438), характеризует бюджет слаборазвитой страны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: