X. Оценка проектировок в области инфляции в проекте Федерального бюджета 2018-2020 гг

 

Проект бюджета сверстан на основе «Прогноза социально-экономического развития России на 2018 год и период 2019–2010 гг.», в котором целевой уровень инфляции установлен в размере 4%. Достижение и сохранение этого уровня вызывает большие сомнения. Во-первых, внешние факторы, от которых по-прежнему сильно зависит ценовая сфера Российской Федерации, крайне неустойчивы, о чем свидетельствуют и имеющиеся в Прогнозе оценки ослабления курса рубля в ближайшие три года. Во-вторых, прогнозируемое ускорение экономического роста за счет некоторого повышения инвестиционного и потребительского спроса может привести к всплеску инфляции выше целевого уровня, поскольку фундаментальные условия для снижения инфляции в России не были созданы.

Определение реального показателя инфляции в проекте закона о бюджете важно, поскольку на его основе проводится индексация пенсий, заработной платы бюджетников, регулируемых цен и тарифов. От того, насколько корректно рассчитан этот показатель, насколько корректно он используется, зависит уровень реальных располагаемых доходов населения, а также доходов промышленных потребителей услуг компаний инфраструктурного сектора. Здесь существует ряд проблем.

Во-первых, по-прежнему в практике прогнозирования инфляции не учитывается инфляция для групп населения, различающихся по уровню дохода. В Российской Федерации как в стране с весьма высоким уровнем дифференциации доходов нельзя считать методологически корректным использование в расчетах средних показателей инфляции без их детализации по группам потребителей. По некоторым оценкам для 65% населения, у которых на долю расходов на продовольствие, электроэнергию, ЖКХ и транспорт приходится до 2/3 совокупных расходов, инфляция в этом году составила, как минимум, 12%. Однако по-прежнему в проектировках нового бюджета проблема социальной инфляции никак не отражена и не учтена, что позволяет сэкономить расходы на реальную индексацию пенсий субсидий и т.п. В результате мы видим вопиющую несправедливость. Мизерные пенсии и субсидии индексируются в новом бюджете даже не на 4, а на 3,7%, а весьма немаленькие зарплаты чиновников и депутатов – на все 4%.

Во-вторых, целевой уровень инфляции взят как ориентир для продолжающейся индексации цен и тарифов на продукцию и услуги компаний инфраструктурного сектора, а именно цен на газ, тарифов на электроэнергию, тарифов на услуги ЖКХ, трубопроводного и железнодорожного транспорта. Мы полагаем, что для создания дополнительных стимулов для развития экономики путем повышения потребительского и инвестиционного спроса необходимо отказаться на ближайшие три года от подобной меры. В течение последнего десятилетия компании инфраструктурного сектора получали сверхдоходы за счет более быстрого, чем уровень инфляции повышения цен и тарифов. Однако это не привело к повышению эффективности их деятельности. Накоплены многочисленные непрофильные активы. Более того, все эти крупные компании обзавелись отделениями в оффшорах и вкладывают большие средства в проекты, не связанные с российской экономикой. К тому же теперь им позволено не возвращать оффшорные капиталы в Россию и при этом продолжать получать госзаказы. Пусть, наконец, покажут умение так распорядиться накопленными благодаря «лояльному» регулированию их цен и тарифов капиталами, чтобы и развиваться и при этом не снижать доходы потребителей, которые в отличие от них весьма сильно пострадали от инфляции.

Что касается отношения Минэкономразвития и Минфина РФ к ситуации с ценами в России, необходимо отметить, что давно назрела потребность в разработке и принятии государственной политики цен и развернутой программе ее реализации как важного инструмента, способствующего ускорению экономического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: