Философия И.Г.Фихте и Ф.Шеллинга

Идеи Канта с восторгом воспринял Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), который еще больше усилил идею активности субъекта (человека) в процессе познания. Фихте считал, что из соображений Канта можно без каких-либо потерь изъять "вещь-в-себе", ведь она все равно не имела никаких определений. Поэтому все содержание познания или содержание наших представлений можно вывести активности Я: «Источником всякой реальности возникает Я, поскольку оно является непосредственным. Только через посредство Я и вместе с ним оказывается и понятие реальности».По Фихте, самоутверждения Я тождественно с его бытием: "Любая реальность деятельная, и все деятельное является реальностью". Но для того, чтобы из деятельности Я возник хоть какой-то смысл, ему нужно иметь пределы, границы деятельности (беспредельное есть неопределенное). И поскольку единственной реальностью является только Я, то оно может размежеваться только с самим собой: Я отличает себя от себя же в виде не-Я. Из этого противостояния начинает разворачиваться содержание всей реальности Я. Прежде всего это пространственно-временные определения действия реальность Я - это точка, его уход от себя - линия, отрицание линии - плоскость, движение плоскости - объем. Фихте особенно настаивал на том, что тщательно фиксированная конструктивная деятельность умственного Я открывает путь к значительному повышению достоверности и эффективности научной теории (и в этом он был прав). Относительно человека, то Фихте считал деятельность ее первым и основным определением: "Действуй!, - Вот для чего мы существуем". Согласно особой ценностью становится свобода: "Истинной целью человеческого рода... является не понимание бытия, а разумное становление через свободу". Достаточно очевидно, что идеи И. Г. Фихте были созвучны своей эпохе, а во многом находят сторонников и в наше время.

Еще один представитель немецкой классической философии Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854), разделяя мысли Канта и Фихте, по-своему изменил в идеях последнего смысловые акценты. Шеллинг считал, что исходным пунктом для знания и выявления любой реальности является Я, которое себя осознает. Любые шаги такого самосознания предстают как единство, тождество объекта и субъекта. Последние всегда соотносятся; сказав "объект", мы непременно подразумеваем, что таким он для кого-то, то для субъекта, и наоборот. Одновременно они являются сторонами ума, осознает себя, который лишь один может быть началом как знания, так и реальности. Итак, такой ум является единством действия и созерцания. Поскольку кроме Я, себя самоосознание, не существует с достоверностью ничего, и поскольку именно его деятельность является основой для появления чего-либо, то первым его определению будет свобода. Каждый акт первого (трансцендентального) разума является простым волеизъявлением, желанием самоосуществления, одновременно приобретает характер созерцания, познания, сознания. Итак, волеизъявление, желание и свобода являются первичными. Отсюда следует, что действия ума одновременно сознательные и бессознательные: "Что во мне бессознательное, то произвольное; сопровождающийся сознанием, возникает во мне потому, что я так хочу", а потому результат таких действий всегда превосходит сознательное намерение, однако подтверждает возможности разума более полно и целостно, чем одни намерения. Шеллинг делает вывод, что неограниченные, произвольные проявления Я имеют более целостный, более синтетический характер. Поэтому искусство превосходит науку: "Таким образом постулируется наличие... время как сознательной, так и бессознательной деятельности. Такой деятельностью может быть только эстетическая деятельность"; художник действует свободно, но не бездумно.

В конце концов, по мнению Шеллинга, взяв за исходное в философии тождество субъекта и объекта, созерцание и порождение, свободы и необходимости, следует признать, что Вселенная, природа каменным интеллектом. Бытие раскрывает себя через движение в двух направлениях: от объекта к субъекту лежит путь эволюции (это путь опредмечивания мирового интеллекта), от субъекта к объекту лежит путь познания (человек розпредметнюе интеллектуальное содержание форм бытия).
Итак, Й.Г.Фихте и Ф.В.Й.Шеллинг развили идеи Канта в направлении сближения форм интеллектуальной активности и форм бытия, настаивая на их генетической связи вплоть до полного отождествления.


 

Билет 24

· Понятие государства. Происхождение и сущность государства.

Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы.Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община.

Существует несколько теорий происхождения Государства:

1) теологическая или теория божественного происхождения государства(государство возникло по Божьей воле)
2) договорная теория о происхождении государства(государство и право возникли из человеческих соглашений, что они созданы по воле людей путем общественного договора для защиты собственности, жизнь и свободы людей)

3) патриархальная теория(происхождение государства от семьи, которая путем развития переходит в род, от рода до племени, к объединению племен и к возникновению народностей, как союза племен. Государственная власть постепенно вырастает от власти отца в семье к власти Рады старейшин племени и достигает власти князя, короля или вождя.)

4) теория "завоевание" или насилия(государство возникшее в результате насилия и завоевание одного племени другим, одного народа другим)

5) социально-экономическая или классовая (марксистская) теория (объясняет причины распада родового общества возникновением моногамной семьи, большими общественными разделениями труда, переходом от родовой (коллективной) собственности к частной собственности, а также возникновением противоположных антагонистических классов. С возникновением антагонистических классов и социальных групп родовое общество (Совет старейшин) уже не могли регулировать отношения между этими классами и социальными группами. В связи с этим необходимая была новая организация власти - государственная власть и ее аппарат, чиновники, для которых управление и принуждение были основной деятельностью или единой.)

Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах.

· Философия Г.Гегеля (система или диалектический метод – на Ваш выбор).

Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831)-представитель немецкой классической философии, объективный идеалист)

Основной Труд: «Наука Логики», «Феноменология духа»

Диалектический метод

Диалектика-наука о развитии(противоположное метофизике) Развитие происходит за счет Взаимодействия противоположностей(тезис, антитезис, синтез). По Гегелю Развивается абсолютная идея(высшее духовное начало), лежащее в основе мира=> В основе Философии Гегеля лежит абсолютная идея; «Абсолютная идея начинает развиваться и сама себя познавать, но познает она себя через «свое иное», то есть через природу».

В диалектике Гегеля можно выделить следующие три основных элемента:

1) Попытка обойти Кантово опровержение рационализма(Кант опроверг рационализм, заявив, что тот непременно приводит к противоречиям. Однако этот аргумент черпает свою силу из закона противоречия: он опровергает только системы, признающие этот закон, то есть пытающиеся избавиться от противоречий. Этот аргумент не представляет угрозы для диалектической системы Гегеля, которая готова примириться с противоречиями.)

2) Описание развития разума в терминах диалектики(Гегель употребляет слово «разум» не только в субъективном смысле — для обозначения определённой умственной способности, — но и в объективном смысле — для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и т. д.)

3) Философия тождества(Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически (как это хорошо видно на примере развития философского мышления), то и действительность должна развиваться диалектически. Факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям, — и поэтому от закона противоречия необходимо отказаться.)

З закона диалектики:

а) закон перехода количественных изменений в качественные(отображается механизм развития)

б) закон единства и борьбы противоположностей(отражает источник развития, который является предметом противоречия)

в) закон отрицания отрицания(направленность развития с сторону прогресса или регресса)

Речь идет о Диалектическом отрицании, то есть отрицании всего того, что отжило свое и становится тормозом

Все положительное, способное к дальнейшему развитию, сохраняется

Частичная повторяемость элементов низшего уровня на более высоком

Триадность -развитие идет по схеме Тезис->антитезис->Синтез Зерно – колос - зерна


 

Билет 25

1. Культура. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека. Принято различать материальную и духовную культуру.

- К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда. Материальная культура, уровень и характер ее развития тесно связаны и определяются производственными отношениями, господствующими в данном обществе. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.

духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура отлагается в «вещной» форме: книги, картины, кино, скульптуры и т.д.

Культура- это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и уровень мышления. Цивилизация
— общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой;

- историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса;

- стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания);

- локализованное во времени и пространстве общество.

Формация (строй) — в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею. Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая и коммунистическая.

2. Философия жизни.

«Философия жизни» являлась популярным на рубеже 19 - 20 веков направлением в философии. Основой «философии жизни» служило волюнтаристское учение А. Шопенгауэра о пронизывающей всё мироздание воле к жизни. Основными представителями «философии жизни» являлись в Германии Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер, а во Франции - А. Бергсон. Всё существующее (даже в неорганической природе) рассматривается представителями «философии жизни» как проявление жизни, являющейся первичной основой бытия мира. Жизнь понимается ими как некая изначальная активность духовного начала. Жизнью проникнуто абсолютно всё сущее, а биологическая жизнь растений, животных и людей есть лишь наиболее яркое выражение жизненной активности, имеющейся в любой точке мира. Таким образом, для представителей «философии жизни» характерно рассмотрение мироздания с биологизаторских позиций. Биологические закономерности переносятся ими на неорганическую природу и общество. Жизнь по своей сущности иррациональна и не может быть постигнута разумом. Разум всегда будет упрощать, усреднять бесконечное многообразие проявлений жизни. Отсюда вытекает отрицательное отношение к рациональной науке как форме познания мира. Представители «философии жизни» в большей или меньшей степени выступали с критикой традиционных норм научности. Основными познавательными средствами представителями «философии жизни» объявляются интуиция, вчуствование, вживание в духовный мир носителей жизненной активности. Человек в своей деятельности руководствуется не разумом, а инстинктивными волевыми импульсами. Социальная жизнь также не может оцениваться с позиций разума. Идея социального прогресса «философией жизни» отрицается.


 

Билет 26

· Глобальные проблемы современности, их происхождение и пути разрешения.

Глобальные проблемы современности - проблемы, возникшие во второй половине XX в. в результате мощного развития производительных сил (в условиях НТР) и достижения таких масштабов общественного производства, когда появляется угроза нарушения баланса между обществом и природой, от которого зависит существование и прогресс человеческой цивилизации. Поэтому решение глобальных проблем современности возможно лишь при рациональном сочетании национальных усилий с деятельностью эффективной системы международного сотрудничества. В связи с этим возникла специальная наука глобалистика - научное направление, предметом исследований которого служит происхождение, пути решения глобальных проблем современности.

Выделяют следующие группы проблем:

· связанные со взаимодействием человека и природы - экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая.

· связанные со взаимодействием личности и общества - проблема голода, проблема высокой смертности и охраны здоровья, "загрязнения духовной среды обитания" человечества, международного терроризма

· связанные со сферой международных отношений - проблема предотвращения угрозы новой мировой войны, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми и развивающимися странами.

Глобальные проблемы современности взаимосвязаны между собой. Так, решение экологических проблем невозможно без решения экономических вопросов, экономическое отставание стран "третьего мира" тесно связано с демографической проблемой, на обострение экологических проблем влияет гонка вооружений, на ликвидацию ядерного оружия требуются затраты, соотносимые с теми, которые были потрачены на его производство.

Ученые-глобалисты предлагают различные варианты решения глобальных проблем современности:

· изменение характера производственной деятельности - создание безотходного производства, теплоэнергоресурсосберегающих технологий, использование альтернативных источников энергии (солнца, ветра и т. п.);

· создание нового миропорядка, выработка новой формулы глобального управления мировым сообществом на принципах понимания современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей;

· признание общечеловеческих ценностей, отношение к жизни, человеку и миру как к высшим ценностям человечества;

· отказ от войны как средства решения спорных вопросов, поиск путей мирного разрешения международных проблем и конфликтов.

· Философия экзистенциализма (М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю и др.)

Экзистенциализм, также философия существования — направление в философии XX век а, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека.

Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях. Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

В экзистенциализме человек воспринимается всегда в процессе становления. Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.


 

Билет 27

1.Будущее

Будущее всегда занимало особое место в философии и в человеческом разуме вообще. По одной из теорий (Индетерминизм), будущее не предопределено, и люди могут сами творить его. По другой теории, будущее предопределено заранее (см. Детерминизм). В рамках циклической модели времени (вселенной) в будущем повторяется то, что уже было в прошлом.

Многие религии предлагают пророчества о жизни после смерти, а также о конце света. Конфликт в христианстве между знанием будущего Богом и свободой воли человека ведёт, например, к доктрине предопределения (predestination).

Значимость будущего подчёркивается тем, что люди сильно нуждаются в предсказаниях и прогнозах того, что с ними произойдёт. Возможно, что развитие человеческого мозга в большой своей части — развитие познавательных способностей, необходимых для того, чтобы прогнозировать будущее, то есть воображения, логики индукции

Человек будущего При условии правильного отношения к вопросам этики и социальным нуждам можно ожидать существенного улучшения человеческих способностей, эффективности общественной деятельности и качества жизни. Впереди более высокая фаза эволюции интеллекта Технологический прогресс ведёт к тому, что уже скоро появятся киборги, разумные компьютеры. Так же актуальна тема Трансгуманизма. Трансгумани́зм — философское движение, в основе которого лежит предположение, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности. Трансгуманизм — рациональное и культурное движение, утверждающее, что можно и нужно ликвидировать старение и смерть, значительно повысить умственные и физические возможности человека. Это изучение достижений, перспектив и потенциальных опасностей использования науки, технологии, творчества и других способов преодоления фундаментальных пределов человеческих возможностей.

2.Феноменология Гуссерля

Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.

Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование»

Задачи феноменологии Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология.

Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир

Метод феноменологии Методами осуществления феноменологического исследования являются непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции. Непосредственное созерцание, как метод феноменологии, означает, что последняя является дескриптивной наукой, и её материалом служат исключительно данные непосредственной интуиции.Феноменологические редукции делятся на три вида. Во-первых, чистая феноменология отвлекается от естественной установки, то есть наивной погружённости во внешний мир, и сосредоточивает внимание на самом акте (переживании) сознания, в котором мир нам даётся (феноменолого-психологическая редукция). Во-вторых, феноменология берёт эти переживания сознания не как конкретные факты, а как идеальные сущности (эйдетическая редукция). В-третьих, феноменология не останавливается на редукции к переживаниям сознания, и далее уже не только внешний мир, но и сферу душевного, сознание — как поток переживаний конкретного эмпирического субъекта — редуцирует к чистому сознанию (трансцендентальная редукция).

Итак, феноменология, отвлекаясь от существующего, рассматривает сущности — возможное, априорное в сознании. «Старинное учение онтологии — познание „возможностей“ должно предшествовать познанию действительности — это, на мой взгляд, великая истина, — если только она понята верно и верно поставлена на службу делу» Кроме того, это дескриптивная наука, ограниченная непосредственной интуицией (очевидностью), то есть её метод — прямое интуитивное созерцание сущностей (идеация).Более того, это дескриптивная наука о сущности трансцендентально чистых переживаний. Таким образом, феноменология — дескриптивная наука о сущностях трансцендентально чистых переживаний в пределах непосредственной интуиции. «…Поле феноменологии — это анализ раскрываемого в непосредственной интуиции априори, фиксаций непосредственно усмотримых сущностей и взаимосвязей таковых и их дескриптивное познание в системном союзе всех слоев в трансцендентально чистом сознании».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: