Социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, других людей, социальных групп, общностей. Это не что иное, как проявление социальной обусловленности восприятия, когда объект (субъект) воспринимается не только как некая данность, но в процесс восприятия включаются прошлый опыт, психологические установки, цели. Собственно, отмеченные выше социально-психологические феномены «контраста», «подобия» и «ореола» так же имеют непосредственное отношение к социальной перцепции. В рамках данного научного направления было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт. В частности, в процессе такого восприятия происходит смысловая оценочная интерпретация объекта, в том числе и причинных (каузальная атрибуция), имеет место взаимовлияние, эмоциональное отношение. По данным исследований А.А. Бодалева и представителей его научной школы, восприятие и понимание человека человеком характеризуется следующими моментами:
|
|
– формируется чувственный, эмоционально окрашенный образ;
– образ целостный, контактный, хотя и субъективный;
– образ осмысленный, т. е. включающий общественные знания о данной категории людей;
– образ связан с психологическими установками;
– играет немаловажную роль внешний облик, возраст, профессия, внешность, ролевые функции.
Как эти характеристики можно использовать для формирования эффективного политического имиджа? Делать это следует с опорой на следующие закономерности социальной перцепции.
а) Так как образ чувственный, эмоционально окрашенный, то необходимо, чтобы претендент производил сильное впечатление, чтобы о нем «заговорили». Это достигается соответствием личностных черт социальным ожиданиям (см. «идеальный образ»); яркими, реалистично воспринимаемыми обещаниями; умением оказывать влияние на людей, личным превосходством.
б) Образ должен быть целостный, непротиворечивый, «сбалансированный».
в) Осмысленный, а это достигается знаниями о данной категории людей («из директоров», «из партаппарата» и пр.). Акцентирование внимания на тех или иных чертах биографии позволяет «управлять» осмысленностью имиджа.
г) В формировании имиджа должны присутствовать психологические установки. Они играют огромную роль в межличностном восприятии и оценивании, а потому должны формироваться самим кандидатом, его сторонниками и неофитами, средствами массовой информации. И здесь можно использовать факты биографии, достижения, отношения, свидетельскую рекламу и пр.
д) Социальные роли должны быть связаны с «идеальным образом», эффект от них только усилится, если они будут связаны с позитивным мифотворчеством: «кумир», «хозяин», «герой», «заступник».