double arrow

Стратегия социальной политики в переходный период

Определения политики в целом показали, что существуют принципиальные различия в понимании ее сути в экономиках различных типов. То же можно сказать и в отношении социальной политики, содержание которой при смене моделей социально-экономического развития кардинальным образом меняется. Это видно на примере российского общества, где после многолетнего доминирования государственной системы социального обеспечения наиболее актуальной оказалась проблема определения стратегии переходного периода при крайне неблагоприятных внешних условиях для реализации ее "либеральной" модели.

Управление социальным развитием в предреформенной России строилось на основе идеологических постулатов о преимуществах социализма над капитализмом. Основными социальными достоинствами построенного общества считались прежде всего отсутствие безработицы и социальная защищенность людей.

Основными недостатками системы управления социальным развитием в Российской Федерации в предреформенный период являлись ее некомплектность, чрезмерная жесткость и невосприимчивость к изменяющимся внешним условиям.

Переход от одной экономической системы к другой имеет свою «социальную цену» и неизбежно отражается на социальной политике и защищенности различных категорий населения. Очевидно, что социальная стабильность общества тем выше, чем большее число его членов удовлетворяет хозяйственная система. Однако неудовлетворенные есть при всех типах систем, и их число и есть "социальная цена". При рыночном реформировании плановой экономики должен быть выявлен контингент неудовлетворенных осуществляемым переходом с целью выработки соответствующих мер социальной политики. Конкретные "социальные издержки" созданного в стране строя проявились в низком уровне жизни подавляющего большинства ее населения, технической отсталости производств, жесткой ограниченности доходов большинства людей.

В стабильных социально-экономических системах модели социальной политики также стабильны, но это не означает, конечно, что они не меняются с течением времени.

Чтобы определить возможное поле поиска соответствующих управленческих решений в области социальной политики в ходе реформирования, необходимо выяснить, какие особенности переходного периода в России должны учитываться при их принятии.

Первая из них заключается в том, что смена социально-экономической системы России влекла за собой структурную перестройку ее народного хозяйства. К началу 1992 г. в России доля "излишне" производимого ВВП республики, которая не была бы востребована в нормальной рыночной экономике, достигала 40%. Отсюда очевидными становились объективные пределы падения уровня жизни населения и масштабы безработицы в рамках модели реформ, осуществлявшейся с января 1992 г.

Вторая особенность связана с перераспределением функций по проведению социальной политики между участниками системы социального партнерства —государством; работодателями, профсоюзными и иными общественными объединениями, защищающими интересы наемных работников. Эта трансформация отражает объективные изменения направлений социальной политики, которые в конкретных условиях Российской Федерации свелись к следующему:

1) государственная социальная политика в процессе перехода к рынку и на этапе укрепления рыночных отношений предусматривала уменьшение количества категорий и численности групп населения, социальная защита которых осуществляется за счет средств федерального бюджета

2) предполагалось достаточно быстро сузить перечень регулиемых цен

3) наряду с этим появились новые виды социальной защиты отдельных категорий граждан (дотации на оплату жилья малоимущим, введенные в регионах России в процессе повышения квартплаты).

4) средства на мероприятия по социальной защите населения во все большей мере концентрировались в местных бюджетах, что в относительно благополучных регионах позволяло расширять перечень социальных льгот и абсолютные размеры выплат по ним по сравнению с установленным государством минимумом;

5) были сформированы государственные внебюджетные фонды социального характера (Пенсионный, фонды социального и обязательного медицинского страхования, занятости населения), средства которых предназначены для финансового обеспечения федеральных социальных стандартов и не зависят от состояния государственного бюджета;

6) бывшие так называемые "бесплатные" формы социального обеспечения (в первую очередь, медицинские) становились платными и развивались на основе социального страхования граждан. При этом в целях снижения для населения социальной цены начального периода реформ было предусмотрено, что страховые фонды должны формироваться в основном за счет обязательных взносов работодателей и поступлений из государственного бюджета;

7) возникла необходимость учитывать при наличии некоторого базисного минимума социальных гарантий региональные различия в требованиях к уровню социальной защищенности проживающих в различных регионах в условиях дифференциации природных, социально-экономических и этно-культурных особенностей этих регионов.

Однако вторым принципиальным моментом реформы в постсоциалистических странах явилось создание такой экономической среды, в которой возможности роста личных доходов членов общества по различным источникам (рента, процент, заработная плата, прибыль), отражающие использование находящихся в частной собственности были бы практически неограниченными. В Российской Федерации эта задача была в основном выполнена достаточно быстро: в первые годы реформ произошла быстрая реструктуризация источников денежных доходов населения. Доля оплаты труда наемных работников (включая выплаты социального характера) в структуре денежных доходов населения в 1997 г, сократилась до 42.9% по сравнению с 74.1% в 1990 г.

Успешное проведение экономической реформы в конечном счете зависит от того, какой ответ будет дан обществом на вопрос, готово ли оно отказаться от традиционно бесплатного социального обеспечения всех без исключения своих членов, осуществляемого на крайне низком уровне, предоставляя вместо этого возможность заработать средства для оплаты соответствующих социальных услуг, отвечающих мировым стандартам, трудоспособным работающим гражданам и отчисляя при помощи налогового механизма часть доходов последних на социальную защиту уязвимых слоев населения и финансирование государственных социальных гарантий в сферах трудовых отношений, занятости, профессиональной подготовки, здравоохранения, культуры и т.

Важно отметить, что модель собственно социальной политики на начальных этапах перехода к рынку носит во многом уникальный, характер, имеющий черты эклектичности. Он определяется необходимостью "обвального" решения некоторых экономических и социальных проблем, а также постепенностью перехода к новой модели собственно социальной политики. В дальнейшем же, после относительной стабилизации экономической системы в целом, можно будет четко определить и состав мероприятий, реализуемых в рамках собственно социальной политики, а ее модель примет "канонический" для рыночной экономики вид.

В принципе то же может быть сказано и в отношении социальной политики, понимаемой в широком смысле. На самом деле в начальный период перехода к рынку перед правительствами практически всех стран постсоциалистического типа встала в общем-то "разовая" проблема изменения утяжеленной структуры их экономик в пользу отраслей, производящих товары народного потребления, а также сфер деятельности, относящихся к третичному и четвертичному секторам экономики. Пути ее решения были различны (от простого закрытия неэффективных в новых условиях предприятий в прежней ГДР, интегрированной в экономическую систему ФРГ, до реализации конверсионных программ в России), но во всех случаях государство в переходный период брало на себя значительную финансовую нагрузку на обеспечение социальных гарантий.

Менее тяжелым для государственных финансов являлся "запуск" негосударственного сектора, работающего на потребительский рынок. В данном случае задача заключалась в разработке и введении в действие законодательных документов, определяющих налоговые отношения негосударственных хозяйственных структур с государством.

С другой стороны, как показывает уже накопленный опыт, этот путь наиболее тяжел для восприятия гражданами бывшего социалистического общества. Эти сложности, однако, преодолеваются по мере роста насыщения потребительского рынка и роста реальных денежных доходов основной массы населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: