double arrow

Лекция 10. Социальная структура обозначает

Социальная структура обозначает

а) Относительно стабильные отношения, существующие между аспектами социальной системы;

б) Специфическую организацию индивидуальных или групповых позиций;

в) Относительные стабильные закономерности социальной жизни, например, ролевое поведение, организационные модели, социальные расслоения.

г) В широком смысле — совокупность отношений между различными социальными группами: между классами, общностями, организациями и социальными институтами. В узком — взаимосвязанный набор социальных позиций или статусов.

Мы всё равно будем изучать социальную структуру в той мере, в которой эти группы и роли стабильны и устойчивы. Таким образом, мы делаем вывод, что всё стабильное и устойчивое в жизни — структура. Личностное и идеосинкратическое к социальной структуре не относится. Мы выделяем два фундаментальных аспекта:

Социальная стратификация;

Социальные институты.

Остановимся на общих аспектах социальной структуры. Рассматривая любые структуры, выделяем социально-организационный аспект. Это набор элементов, система отношений, связывающих общество. Состоит из сложных подсистем, институтов. Всё вместе образует общество. Социальные структуры — всё, что связывает частичные проявления и держит общество воедино. Второй аспект — стратификационный Stratum — слой. Оно организовано не только по горизонтали, но и по вертикали. Разделение общества на 3 класса не соответствует разделению на институты. от институт образовании. В нём высшее, разные типы, низшее, но одновременно каждая система обладает стратификационными элементами. Существуют различные школы и университеты, которые соотносятся с каким-то классом. Есть университеты для низших. Есть Ivory Leek — 5 университетов, из которых элита выходит. У нас в стране столь явно выраженного нет. Недавно выделились 11 федерально-исследовательских университетов, которые у нашего государства на особом счету. Единственный социальный. Автоматически эти университеты будут производить членов элиты. Каждая социальная структура поделена на разные слои, у которых разный доступ к ресурсам социальной системы. Можно назвать аспектом социального неравенства. Стратификация — система социального неравенства.

Как мы получаем представления о социальном неравенстве? Есть разница между социальным различием и социальным неравенством. У этнографов есть вертикальная классификация; одно становится ниже другого. Если возраст, то интервалом в 5 лет. Если деревья, то по высоте или возрасту. В традиционных структурах всегда классификация. Можем классифицировать по группе крови, национальности и т. д. Образование, знание. Огромное количество этих различий не является социально значимым. О неравенстве можем говорить только тогда, когда различие людей по какому-то из этих критериев закрепляются институционально и делаются базовым принципом разделения людей. Возникает социальная организация, исследующая эти различия. Печальная история Третьего Рейха. «Наследие предков» — институт, выявлявший национальные характеристики — отделял цыган, славян и евреев от арийцев. И приписывание определяло судьбу. Расовые различия были институционализированы и сделаны базовым приступом классификации. Из-за новых классификаций менялась структура. Мы можем провести эксперимент: государственные должности могут занимать только блондинки. Могут рассчитывать на бо́льшую зарплату, получать массу привилегий. Будет государственный институт, определяющий истинность цвета волос. Брюнетов — в Сибирь. Вот и социальное неравенство. Различие становится неравенством, когда оно институционализируется и рассматривается, как главный признак классификации людей. Пока неравенства не возникло, мы говорим о социальных различиях.

Легитимация неравенства.

Легитимация — обоснование и оправдание. В одном из австралийских племён мужчины могут выбирать жён только в 45 — 47 лет. Глубокие старики получали приоритет выбора. Молодым доставалось то, что оставалось. Возрастное неравенство. Класс старейшин с точки зрения доступа получал привилегии, а женщины — ресурс для еды и т. п. Существовали возрастные классы, и было неравенство в распределении ресурсов. В племени ни один из молодых не проявлял протеста: племя воспринимало такое неравенство, как естественное. Существовал божественный порядок, не подлежащий сомнению. В традиционны сказках всегда рассказывается, как создавался мир, и этот предок, играющий огромную роль, завёл этот порядок. Этот миф — легитимация существующего социального неравенства. Воспринимается, как элемент вечного и единственно возможного порядка. «Невозможно так! Именно так поступил предок такой-то...» Пока нет стремления отказаться от мифа, неравенство будет восприниматься, как элемент естественного порядка. В сказке заложена модель жизни. В феодальном обществе есть легитимация христианской религией. Фома Аквинский — величайший философ. Разработал мировую иерархию — иерархия вещей и существ — наверху Бог, ниже — ангелы, ниже — люди, потом твари, потом растения, потом камни. Каждый пункт глубоко классифицированы. Люди делятся на аристократию и крестьянства. Все они созданы волей Бога, и ничего поменять нельзя. Эта мировая иерархия — орудие легитимации, и различие легитимно, воспринимаются различия. Крестьянин аристократа так, как камень отличается от дерева. В конце 18-го века создали дискурс равенства. Система мышления, направленная на равенство. Как это ни парадоксально, но восстания рабов и крестьян — это не восстания против социального неравенства. Даже Спартак за справедливость: властвовали до этого вы, теперь — мы». Неравенство сохранялось. До Французской Революции не было этого дискурса. Руссо «изобрёл» социальное неравенство. Если человек не изобретает, то оно не существует. До Руссо не было неравенства. «Человек рождён свободным, а повсюду он в оковах». Это ключ к пониманию социального неравенства. До этого так: крестьянин рождён в оковах. Руссо: все люди свободны. а затем попадают в оковы. В книге «Рассуждения и основание неравенства...» говорит: «я вижу в человеческом роде два неравенства Одно я называю естественным или физическим Это душевные качества и телесные силы. Другое — условное, или политическое, которое устанавливается с согласия людей». Все неравенства и классификации до него объявил политическими. Сразу у подавляющего большинства перевёл многое из приписанных к достижительским. Разрушить религиозные и традиционные обоснования неравенства. Следующий мыслитель — Маркс. Маркс — это прямой вывод из концепции Руссо. Можем соединить в голое разные аспекты: изобретение неравенства одновременно вызывает борьбу за равенство. Было в то время много революций с социал-демократическими силами.

Слой — место индивида в вертикальной классификации, и по какому-либо признаку не проводилось. В основном это доход и образование. В истории общественных форм есть 3 главных типа общества с чётким слоевым расслоением. Кастовое общество, сословное общество, классовое общество.

Кастовое общество состоит из совокупности слоёв каст. Каждый человек принадлежит к одной касте и не может сменить касту. Переход из касты в касту невозможным. Это эндогамный брак. Часто язык, одежда. цвет кожи влияют. В Индии некоторые принципы даже сегодня сохранились. Брахманы — Кшатрии (воины) — Вайшьи (торговцы) — Шудры — Парии (Неприкасаемые). Люди — сложный народ, обходит ограничения. Мужчины из высшей касты могли брать жён из низшей. В случае нарушения переходили в разряд париев. Разделялся труд. Этнологи объясняют тем, что пришли арии и покорили более темнокожих. Арии — кшатрии и брахманы, остальные ниже. Была мощная религиозная легитимация. Махабхарата — серия мифов: брахманы — изо рта, воины — руки, вайшьи — живот, шудры — стопы, парии — пыль. Нельзя сказать, что человек рождался как-то. Есть кшатрия, а не человек, родившийся тем или другим. За 4 тысячи лет смешения происходили, и возникли подкасты. Они становились следствием смешения. К концу 19-го века на основе 4-х каст было более 2 000 подкаст. Апартеид — раздельное существование. До 1970-х — 1980-х было 3 группы: белые, цветные, чёрные. Цветные — индусы и малайцы. Белые — потомки африканеров. Браки между группами запрещены; жизнь раздельная. Как так — разные скамейки. В США до 1960-х в южных штата тоже был апартеид.

Сословное общество характерно доиндустриальной Европе. 12 — 18-й век. Это связано с землёй. До 90 % сельское население. Крестьяне, военные, аристократия. В России — смерды, дружина, бояре. В городах был патрициат, там торговый высший класс. Сословное общество связано с земельным обществом. Иногда выделяли высшее духовенство. Главный механизм легитимации — религия. Признаки: разные права у разных сословий. Что дозволено князю, не дозволено ни воину, ни феодалу. Специфический жизненный стиль, специфическая этика. Дворянская честь — кодекс аристократии. Разный язык, одежда и этикет. Все эти признаки наследуются. В чём главное отличие сословия от каст? Строгость и регламентация. Любое социальное неравенство состоит из одних и тех же признаков. В кастах всё строже. Там абсолютная несмешиваемость. А в сословном: личное дворянство. Личное жалованное дворянство было и в России при Екатерине, при Петре. Социальная мобильность возможно. Пример — Ломоносов. Получил дворянский титул после того, как пришёл с рыбным обозом. Обращался с графом Шуваловым свободно. Уровень социальной мобильности повыше, и тут тоже есть деклассированные элементы — пауперы. В городах: торговые патриции, профессиональные гильдии. Размывание некоторых черт кастового общества. Переход к классовому обществу.

Классовое. Всё меньше приписанных статусов, главная роль — у достижительских статусов. Социальное неравенство осознанное; оно стимул стремления к равенству.


Сейчас читают про: