ВВЕДЕНИЕ
Научные исследования свидетельствуют о том, что подготовку руки к письму нужно начинать в дошкольном возрасте. Подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста происходит в результате обучения и воспитания в детском саду.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефект произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности (по Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой) [15, 624].
Пальчиковые упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственное мышление, воспитывают быстроту реакции.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
Проблема подготовки руки к письму занимает особое место в подготовке к школе, так как количество детей с речевой патологией увеличивается год от года. И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не выдерживают темп работы остальных детей, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу [12, 343].
Л.С. Выготский считал, что эффективности в обучении грамоте можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка, т.е. состояния его готовности к овладению грамотой, которая включает состояние развития графических навыков, фонематического слуха, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений. У детей с ОНР эти функциональные звенья в значительной степени нарушены.
Дети с ОНР отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки, плохой координацией движений. У таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с подготовкой руки к письму. Поскольку неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Таким образом, целесообразно уже в раннем возрасте создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, то есть подготавливать руку к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу [12, 343].
Тема развития мелкой моторики рук раскрывается в трудах таких педагогов как: В.А. Сухомлинский, М.М. Кольцова, М. Монтессори. Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались С.В. Черных, А.В. Мельникова, З.И. Богатеева, Т.В. Фадеева и многие другие.
При развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста происходит формирование координации движений пальцев рук, это помогает развить речевую деятельность, подготовить руку ребенка к письму и подготовить ребенка к обучению в школе.
Недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму в детском саду является важной составляющей обучения ребенка. В процессе упражнений у детей улучшаются память, внимание, мышление. Простые движения рук помогают убрать напряжение, расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить не только психические процессы ребенка, но и его речь.
Вследствие того, что количество детей с нарушением речи становится больше, а у них также слабо развита мелкая моторика рук, была выбрана тема: пальчиковые упражнения как средство подготовки руки к письму детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Цель данной работы – теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность пальчиковых упражнений как средства подготовки руки к письму детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект – процесс развития мелкой моторики пальцев рук.
Предмет – пальчиковые упражнения как средство подготовки руки к письму 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза – если разработать комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ОНР и систематически проводить его в режиме дня, то улучшиться:
· чувствительность кончиков пальцев при тактильных ощущениях;
· зрительное и слуховое восприятие;
· плавность чередования напряжения и расслабления мышц рук;
· стабильность выполнения движений (размер узора, штрих более четкий, ровный, одинаковый нажим);
· дети станут четче выводить элементы букв.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1) проанализировать научную и методическую литературу по вопросу подготовки руки детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
2) подобрать и провести диагностику по выявлению уровню сформированности мелкой моторики рук;
3) разработать комплекс упражнений по подготовке руки к письму детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
4) провести повторную диагностику, изучить результаты, сделать выводы по результатам исследований.
Методами исследования являются:
· теоретические: анализ и синтез, обобщение и систематизация теоретических знаний;
· эмпирические методы: беседа, диагностика, наблюдение.
Структура работы включает: введение, теоретическую главу, практическую главу, заключение, литература, приложение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ