Учащиеся возвращаются к с. 25, анализируют таблицу «Славянские языки», большее внимание обращая на восточнославянские языки. К этому уроку они готовят небольшие доклады по материалам СМИ о русско-украинских и русско-белорусских связях. На уроке идёт обсуждение актуальных проблем связей между нашими народами и языками, используется региональный компонент.
Среди славянских языков русский ближе всего к украинскому и белорусскому. Эти три языка образуют восточнославянскую подгруппу. Русский язык относится к крупнейшим языкам мира. По числу говорящих на нём он занимает пятое место, уступая только китайскому, английскому, хиндустани и испанскому. Украинский в этой «иерархии» входит в первую «двадцатку», то есть принадлежит к очень крупным языкам. Восточнославянские языки восходят к общему для них предку – древнерусскому языку. Это язык древних восточных славян, который примерно полторы тысячи лет тому назад выделился из праславянского языка. Восточные славяне, создав самостоятельное государство – Киевскую Русь, – образовали единую древнерусскую народность, из которой позднее, примерно 600 лет тому назад, выделяются русская, украинская и белорусская народности
|
|
Учащиеся выполняют задание 53 и дополнительное задание:
Проанализируйте положение русского языка в мире, пользуясь картой народов мира.
Литература:
Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М., 1982.
Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. – Л.,1986.
Ходова К.И. Языковое родство славянских народов. – М., 1960.
Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. – М., 1971.