Материалы к уроку-дискуссии с элементами

урока-конференции на тему:

"Нужны ли в современном мире слова высокого стиля?"

ХХ век лишил русский язык слов высокого стиля. Учащиеся обращаются к теории М. В. Ломоносова о "трёх штилях", работают со словарём В.И. Даля, выясняют, насколько уменьшился объём слов высокого стиля в современном русском языке.

Дискуссия начинается с небольшого доклада на тему: "Теория М.В. Ломоносова "о трёх штилях" и её роль в развитии русского языка".

В предисловии к первому изданию своих сочинений, изданных в 1757 г. ("Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке"), М.В. Ломоносов выделяет в словарном составе русского языка три рода "речений". "К первому причитаются, которые у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны, например, бог, слава, рука, ныне, почитаю".[3] Таким образом, речь идёт о словах, общих для русского и церковно-славянского языков. "Ко второму принадлежат, кои хотя обще употребляются мало, а особливо в разговорах, однако всем грамотным людям вразумительны, например: отверзаю, господень, насажденный, взываю", то есть речь идёт о словах церковно-славянского языка.

К третьему разряду относятся слова русского языка (русизмы), которых нет "в остатках словенского языка, то есть в церковных книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь."

Соединение слов этих групп образуют различные стили: высокий, «посредственный» и низкий.

Высокий стиль включает слова первой и второй групп, он состоит "из речений славенороссийских, то есть употребительных в обоих наречиях, и из славенских россиянам вразумительных и не весьма обветшалых".

Средний (посредственный) стиль составляется из слов первой и третьей группы: "из речений, больше в российском языке употребительных, куда можно принять некоторые речения славенские, в высоком штиле употребительные, однако с великою осторожностью, чтобы слог не казался надутым. Равным образом употребить в нем можно низкие слова, однако остерегаться, чтобы не опуститься в подлость".

"Подлой" М.В. Ломоносов считал экспрессивную разговорно-просторечную лексику, которая широко употреблялась в комедиях ХУШ века.

Низкий стиль составляется из слов третьей группы, то есть таких слов, "которых нет в славенском диалекте". Их можно смешивать со словами, характерными для среднего стиля, "а от славенских обще не употребительных вовсе удаляться по пристойности материй". В низком стиле могут иметь место простонародные слова, но по усмотрению писателя.

За каждым из стилей закреплялись жанры литературы. Высоким слогом предлагалось писать героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях. Средним слогом писались театральные сочинения, стихотворные дружеские письма, сатиры, элегии. В рамках низкого стиля должны были создаваться комедии, эпиграммы, песни, дружеские письма, "описания обыкновенных дел".

Далее следуют доклады, подготовленные на основе работы со "Словарём живого великорусского языка" В.И. Даля и современных толковых словарей, например, С.И. Ожегова. Учащиеся сопоставляют количество слов с частями добро-, благо-, зло-, велико-, чудо-, любо- и т.д. и делают вывод о том, насколько уменьшилось число этих слов в современных словарях и как это повлияло на уровень морали современного общества.

 

14. Русистика на современном этапе.

На первом уроке учащиеся работают с материалами § 8 и отвечают на вопросы задания 54, обсуждают таблицу на с. 27, повторяют определения основных разделов науки о языке, порядок фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разбора языковых единиц. Учащиеся дают определения разделам: графика, орфоэпия, орфография, приводя свои примеры.

Ко второму уроку они готовят выборки цитат русских писателей, поэтов, учёных о русском языке. На уроке выбираются лучшие высказывания, обсуждаются, иллюстрируются, записываются в тетради с орфографическим и пунктуационным комментарием. Учитель может предложить учащимся составить классную тетрадь с иллюстрациями, включающую наиболее яркие высказывания русских учёных о языке. В дальнейшем можно постоянно обращаться к этой тетради, пополнять её новыми высказываниями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: