Работа с научно-популярной литературой. Научно-популярные журналы. Анализ статей

Занятие можно провести в форме читательской конференции по актуальной проблеме, например: «В каком государстве мы живём?», «Демографическая проблема в России».

Небольшие доклады аналитического и обзорного характера готовятся учащимися заранее.

Представление и обсуждение докладов. Знакомство с научно-популярными журналами.

Подробный анализ докладов и сообщений в устной и письменной форме.

 

Представление содержания научного текста в виде таблицы, схемы, алгоритма, опорного сигнала.

Группа разделяется на три или четыре микрогруппы и работает с одним текстом, например, из учебника биологии. Каждая микрогруппа воспроизводит текст в какой-то одной абстрактно-информативной форме: как таблицу, как алгоритм, как схему, как опорный сигнал. Занятие проводится в привлечением компьютера. Каждая микрогруппа оценивает работу, сделанную другими микрогруппами в целом и каждым членом группы.

Можно провести несколько таких занятий, используя учебники по разным дисциплинам. Цель занятий – подведение итогов обучения, проверка сформированности собственных умений и навыков эвристических операций с текстом, совершенствование навыка считывать необходимую информацию, записывать и воспроизводить её на информационном уровне.

Литература

1. Беднарская Л.Д. Систематизация знаний по русскому языку в старших классах // Русский язык в школе. – 1996. – № 6. – С. 10-19.

2. Беднарская Л.Д., Константинова Л.А. Грамотный человек: Учебное пособие. – Тула, 2003.

 

3. Казарцева О.М. Вишнякова О.В. Письменная речь: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 классов и абитуриентов. М., 1998.

4. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. М., 2002.

5. Культура речи и стилистика. Программа для 10-11 классов. М., 1994.

5. Павлова А.И. Что такое реферат и как его написать.– Орёл, 2007.

6. Стилистика русского языка для 10-11 классов с углублённым изучением русского языка /сост. С.С. Вартапетова. М., 1999.

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

СИСТЕМА НОРМ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Часа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методика изучения орфографии и пунктуации в старших классах должна отличаться от методики преподавания в 5-9-х классах. Учебный материал должен быть представлен блоками, модулями правил, систематизирован и обобщён. Учебник В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» предлагает новое представление орфографических и пунктуационных правил – с точки зрения принципов их написания. Таким образом, орфографические правила собираются в блоки: морфемный, морфологический, фонетический, исторический принципы написания. Блоки правил соотносятся с нормами современного русского литературного языка, то есть повторение орфографии и пунктуации носит ярко выраженную функциональную направленность.

Элективный курс готовит старшеклассников, выбирающих негуманитарные специальности к оптимальному восприятию вузовского курса «Русский язык и культура речи», в рамках которого они продолжают знакомство с системой норм в современном русском языке. При проведении элективного курса учитель может обращать большее внимание или на проблему совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, или на развитие речи – употребление лексических и грамматических синонимов, антонимов, омонимов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: