На этом занятии старшеклассники анализируют, насколько у них сформированы умения и навыки при работе с учебно-научными и научными текстами.
Что характерно для научного текста?
Чёткость структуры и композиции научного текста, обусловленная логической схемой: предложение – смысловая часть – текст.
Исключительно важная роль ключевых слов – информативных центров предложений. Стройное членение предложений на данное – новое, соответствующее прямому порядку слов. Расположение новой информации в конце предложения.
Анализ смысловой части как микротекста, с точки зрения её значения (цельности) и структуры (связности). Композиция смысловой части.
Связь предложений в смысловой части и смысловых частей в тексте. Типы связи. Средства связи. Наиболее частотные средства связи между смысловыми частями (союзы, частицы, местоимения, вводные слова).
Способы изложения в научном тексте. Рассуждение. Особенности научного рассуждения его разновидности. Научное описание, его особенности. Именной тип предложения.
|
|
Особенности композиционной организации научного текста (раздел, глава, параграф, шрифтовые выделения, графическое оформление, оформление заголовков).
Развёрнутое и сжатое содержание научного текста.
Оформление списка использованной литературы.
Особенности структуры заголовков научных и научно-популярных текстов.
Задания
1. Выполните задания 233, 234, 235.
2. Произведите анализ по плану учебно-научных текстов из учебников по биологии, истории и физике. Что общее и различное вы наблюдаете?
13. Необходимые умения в процессе анализа научного текста. Психологический тренинг.
По итогам многолетнего научного эксперимента, который проводился в течение двадцати лет, выяснилось, что средний учащийся воспринимает содержание учебно-научного текста только на 15%.
С какой степенью полноты мы воспринимаем научный текст?
Проведите эксперимент. Обсудите его результаты.
Что нужно сделать, чтобы текст запоминался в большей степени?
Основные понятия.
Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: просмотровое, ознакомительное (выборочное), изучающее (реферативное).
Сколько слов мы запоминаем за определённое время? Насколько полно и адекватно их воспроизводим? Сколько времени помним?
Что легче воспринимается: наборы слов или связный текст?
Слушание как вид речевой деятельности. Способы слушания: сосредоточенное, внимательное, рассеянное. Умение внимательно слушать собеседника, молчать, не вмешиваться в речь говорящего своими замечаниями и преждевременными оценками. Оказание помощи собеседнику, создание благоприятных условий для общения. Объём воспроизведения прослушанного материала.
|
|
Какой способ воспроизведения вам доступнее – глазами или ушами? Проверьте себя.
Говорение как вид речевой деятельности. Жанры устной речи: диалогические (беседа, дискуссия, дебаты, спор и т.д.) и монологические (доклад, лекция, сообщение, отчёт, выступление и т.д.).
Создание благоприятной речевой ситуации. Коммуникативные цели и задачи научного стиля речи: сообщение новой информации, убеждение (доказательство, обоснование), одобрение (рекомендовать, подтвердить, поддержать), обсуждение (критиковать, возразить, опровергнуть), объяснение (конкретизировать, уточнить, описать, охарактеризовать, прокомментировать).
Техника выступления.
Письмо как вид речевой деятельности.
Подведение итогов: чему я научился в процессе изучения элективного курса? Рефлексия. Ответы на вопросы: что удаётся, а что пока нет?
Что нужно сделать, чтобы успешно учиться?