Технология анализа научного текста. Психологический тренинг

На этом занятии старшеклассники анализируют, насколько у них сформированы умения и навыки при работе с учебно-научными и научными текстами.

Что характерно для научного текста?

Чёткость структуры и композиции научного текста, обусловленная логической схемой: предложение – смысловая часть – текст.

Исключительно важная роль ключевых слов – информативных центров предложений. Стройное членение предложений на данное – новое, соответствующее прямому порядку слов. Расположение новой информации в конце предложения.

Анализ смысловой части как микротекста, с точки зрения её значения (цельности) и структуры (связности). Композиция смысловой части.

Связь предложений в смысловой части и смысловых частей в тексте. Типы связи. Средства связи. Наиболее частотные средства связи между смысловыми частями (союзы, частицы, местоимения, вводные слова).

Способы изложения в научном тексте. Рассуждение. Особенности научного рассуждения его разновидности. Научное описание, его особенности. Именной тип предложения.

Особенности композиционной организации научного текста (раздел, глава, параграф, шрифтовые выделения, графическое оформление, оформление заголовков).

Развёрнутое и сжатое содержание научного текста.

Оформление списка использованной литературы.

Особенности структуры заголовков научных и научно-популярных текстов.

Задания

1. Выполните задания 233, 234, 235.

2. Произведите анализ по плану учебно-научных текстов из учебников по биологии, истории и физике. Что общее и различное вы наблюдаете?

 

13. Необходимые умения в процессе анализа научного текста. Психологический тренинг.

По итогам многолетнего научного эксперимента, который проводился в течение двадцати лет, выяснилось, что средний учащийся воспринимает содержание учебно-научного текста только на 15%.

С какой степенью полноты мы воспринимаем научный текст?

Проведите эксперимент. Обсудите его результаты.

Что нужно сделать, чтобы текст запоминался в большей степени?

Основные понятия.

Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: просмотровое, ознакомительное (выборочное), изучающее (реферативное).

Сколько слов мы запоминаем за определённое время? Насколько полно и адекватно их воспроизводим? Сколько времени помним?

Что легче воспринимается: наборы слов или связный текст?

Слушание как вид речевой деятельности. Способы слушания: сосредоточенное, внимательное, рассеянное. Умение внимательно слушать собеседника, молчать, не вмешиваться в речь говорящего своими замечаниями и преждевременными оценками. Оказание помощи собеседнику, создание благоприятных условий для общения. Объём воспроизведения прослушанного материала.

Какой способ воспроизведения вам доступнее – глазами или ушами? Проверьте себя.

Говорение как вид речевой деятельности. Жанры устной речи: диалогические (беседа, дискуссия, дебаты, спор и т.д.) и монологические (доклад, лекция, сообщение, отчёт, выступление и т.д.).

Создание благоприятной речевой ситуации. Коммуникативные цели и задачи научного стиля речи: сообщение новой информации, убеждение (доказательство, обоснование), одобрение (рекомендовать, подтвердить, поддержать), обсуждение (критиковать, возразить, опровергнуть), объяснение (конкретизировать, уточнить, описать, охарактеризовать, прокомментировать).

Техника выступления.

Письмо как вид речевой деятельности.

Подведение итогов: чему я научился в процессе изучения элективного курса? Рефлексия. Ответы на вопросы: что удаётся, а что пока нет?

Что нужно сделать, чтобы успешно учиться?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: