Особенности структуры самосознания 11 страница

Приведенные ниже упражнения направлены на вы­работку навыка принятия коллективного решения, обу­чение эффективному поведению для достижения согла­сия при решении групповой задачи, предоставляют ин­формацию о доминировании в группе.

Упражнение 1.

«Потерпевшие кораблекрушение»

Упражнение занимает все время одного из занятий. Члены группы играют роль моряков, оставшихся в жи­вых после кораблекрушения. Каждый получает список из 14 предметов, которые оказались на спасательном плоту. Задача участников — самостоятельно пронуме­ровать пункты списка в соответствии с их значением для выживания. На это дается 15—20 минут. После за­вершения индивидуальной работы группе дается 45 минут для выполнения общего задания. Группа должна прийти к единому мнению относительно места каждо­го предмета в классификации. П|>и этом необходимо обратить внимание группы на то, что оценку надо дать так, чтобы каждый мог хотя бы отчасти согласиться с ней.

рекомендации для достижения согласия: подходите

че логически; поддерживайте только те решения,

торыми вы можете согласиться хотя бы отчасти;

егаите голосования; рассматривайте различие мне-, ак помощь, а не как помеху при принятии реше-


Глава 2

Консультант подсчитывает суммарные индивидуаль­ные и групповую оценки. Для этого он подсчитывает разницы между баллами, поставленными по каждому из пунктов в анкете каждым из участников (и, отдельно, группой в целом) и ответами экспертов. Разница всегда записывается в виде положительного числа: преувели­чили или преуменьшили участники важность каждого из предметов, значения не имеет. Сумма оценок по всем пунктам показывает совпадение индивидуального или группового мнения с мнением экспертов: чем эта: суммарная оценка меньше, тем лучше участник или группа справились с заданием. Пример расчета индиви­дуальной оценки приведен в бланке «Список предметов на плоту».

Если суммарная групповая оценка меньше среднего значения индивидуальных оценок, значит, групповое обсуждение было эффективным.

Затем выявляются члены группы, которые наиболее успешно справились с заданием (те, чьи суммарные оценки — расхождения с мнением экспертов — оказа­лись самыми низкими).

На основании полученных данных можно сделать выводы:

• об успешности группы в процессе обсуждения и
принятия решения;

• сумела ли группа выявить лидера;

• достаточно ли он аргументировал свою точку зре­
ния;


Кризисы подросткового возраста

• кто участвовал в работе, а кто нет;

• какие виды поведения помогали достижению со­
гласия, а какие мешали;

• оценить общий психологический настрой группы
в процессе принятия решения;

• как улучшить принятие решения группой?

Инструкция. Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше ме­стонахождение неизвестно из-за поломки основных на­вигационных приборов, но вы находитесь на расстоя­нии примерно 2 тысячи километров к юго-западу от ближайшей земли.

Ниже дан список из 14 предметов, которые оста­лись целыми и неповрежденными после пожара. В до­полнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточ­но большим, чтобы выдер$сать вас, всю вашу группу и все перечисленные ниже предметы. Имущество остав­шихся в живых людей составляют пачка сигарет, не­сколько коробков спичек и пять десятирублевых банкнот.

Ваша задача — пронумеровать 14 перечисленных редметов в соответствии с их значением для выжива-ия. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, ФРУ 2 — у второго по значению и так далее до четыр­надцатого, наименее важного для вас.


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


Список предметов на плоту

 

  Мой ответ Моя оценка Ответ экспер­тов Ответ группы --------- Оценка группы
Зеркальце для бритья          
Канистра с водой (20 литров)          
Сетка от комаров          
Коробка с аварийным рационом (50 суточных комплектов)          
Карты Тихого океана          
Надувная подушка          
Канистра керосина (5 литров)          
Маленький транзисторный радиоприемник          
Репеллент, отпугивающий акул          
Кусок непрозрачного пластика (2x3 метра)          
Бутылка рома крепостью 80°         ___ ---
5 метров нейлонового каната   0      
Две коробки шоколада          
Рыболовная сеть          
Суммарная оценка:          

После завершения работы группе предоставляется информация о правильной классификации предметов из списка, составленной экспертами по выживанию. Ответы экспертов сравниваются с ответами группы, ре­зультаты сравнения вписываются в ответный лист.

Информация экспертов

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекруше­ние в океане, являются предметы, служащие для при­влечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Без средств сигнализации поч­ти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и даже воды, поэтому они менее ценны.

Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, перечисляет возможные способы его применения и указывает на значение данного предмета Для выживания. В этом списке предметы перечислены по убыванию их важности: *

'• Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воз-дУшньщ и морским спасателям.

• Канистра керосина. Важна для сигнализации. Ке-ин можно зажечь с помощью спичек и банкнот (ес-ественно, вне плота); горящая канистра будет плыть воде, привлекая внимание спасателей.


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


*-.


 


3. Канистра с водой. Необходима для утоления жа­
жды.

4. Коробка с аварийным рационом. Обеспечивает
основную пищу.

5. Шесть квадратных метров непрозрачного пласти­
ка. Используется для сбора дождевой воды, обеспечива­
ет защиту от непогоды.

6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.

7. Рыболовная сеть. Оценивается ниже, чем шоко­
лад, потому что в данной ситуации «синица в руке луч­
ше журавля в небе». Нет уверенности, что вы поймаете
рыбу.

8. Пять метров нейлонового каната. Им можно свя­
зать снаряжение, чтобы оно не упало за борт.

9. Надувная подушка. Если кто-то упадет за борт,
она может послужить спасательным средством.

 

10. Репеллент, отпугивающий акул. Не слишком ва­
жен, если вы не собираетесь отплывать от плота.

11. Бутылка рома. Может пригодиться в качестве
антисептика при травмах; в остальном имеет малую
ценность, поскольку употребление алкоголя способст­
вует обезвоживанию.

12. Транзисторный радиоприемник. Имеет незначи­
тельную ценность, в отличие от передатчика, которого у
вас нет.

13. Карты Тихого океана. Бесполезны без навигаци­
онных приборов. Для вас важнее знать не где находи­
тесь вы, а где находятся спасатели.

14. Сетка от комаров. В Тихом океане их нет.


Упражнение 2. «Землетрясение»

«Представьте себе, что наша группа оказалась в зоне землетрясения. Комната, в которой мы находимся сей­час, представляет реальную угрозу для жизни, так как в любой момент может обрушиться потолок. Что делают в такой обстановке? К сожалению, люди часто начина­ют паниковать, впадают в истерику, все одновременно пытаются прорываться к выходу и тем самым губят себя.

Вам нужно принять решение о том, кто и в какой последовательности будет"' выходить из комнаты. При этом нужно помнить, что шансы первого человека ос­таться в живых составляют почти 100%, ведь у него дос­таточно времени, чтобы спокойно, но быстро выйти из здания и перейти в безопасное место. Шансы второго человека уже немного меньше, так как время идет и уг­роза возрастает. У третьего по очереди человека шанс уменьшается еще на какой-то процент и т. д. Вы пре­красно понимаете, что у человека, который будет по­следним в этой очереди, шансов практически нет, ско­рее всего, он погибнет под развалинами. Так что речь ВДет о жизни и смерти.

Вам нужно за очень ограниченное время принять ветственное решение — установить очередность вы-да из эт°й комнаты, потолок которой может с мину-

на минуту обрушиться. Но сначала вы примете это

ли СкИС самостоятельно- Для этого вам нужно взять

Умаги, переписать имена всех присутствующих, а

° "рав°й стороны рядом с каждым поставить по-

№ номер, соответствующий очередности выхода

ЧО


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


этого человека из комнаты, рассуждая примерно так: «Первым должен выходить Игорь, так как он самый молодой из нас, второй пойдет Аня, так как она...» Принимая решение, имейте в виду, что вы должны оп­ределить очередь для всех членов группы.

Когда вы примете индивидуальные решения, нужно будет собраться в круг и приступить к выработке груп­пового решения, помня, что решение принимается, ко­гда за него проголосуют все члены группы без исключе­ния. Время, которое есть в распоряжении группы, неиз­вестно, так как трудно сказать, когда обрушится потолок — может быть, через минуту, а может быть, че­рез пять минут. Главное — остаться в живых. Если вы не сможете договориться, вы погибнете все, так как эвакуация начнется лишь после того, как каждый будет знать свою очередь, то есть после принятия общего ре­шения».

Обычно на упражнение отводится 20—25 минут, но это время можно увеличить или сократить. Если группа сумела принять единогласное решение, следует поздра­вить участников с благополучным завершением и по­просить их подумать — что помогло им успешно выйти из столь критической ситуации. Если группа не смогла за отведенное время принять общее решение об очеред­ности выхода, консультант объявляет, что все участни­ки погибли, и просит подумать над причинами, кото­рые привели к этой трагедии.

Можно составить 3—4 аналогичных игры. Проведе­ние нескольких игр на групповое принятие решения позволит увидеть динамику эффективности группы в принятии решения.


Упражнение 3. «Переключатели»

Участники группы расходятся по комнате. Консуль­тант считает до трех. На счет «три!» все участники должны подпрыгнуть и повернуться лицом к одной из стен. Задача заключается в том, чтобы все повернулись лицом в одну сторону. Выполнять задание надо молча, не договариваясь друг с другом.

Что помогло (помешало) справиться с поставленной задачей? Что могло бы помочь успешно выполнить ее?

При обсуждении консультант акцентирует внима­ние на необходимости ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, вни­кать в логику других. В ходе обсуждения обычно обна­руживается, что не стоит оказывать давление в ситуаци­ях, которые предполагают сотрудничество как наиболее эффективный способ взаимодействия.

Упражнение 4. «Счетная машинка»

«Сейчас мы должны будем назвать числа от 1 до 15

v °): один из участников говорит «один», следующий —

«Два», и так далее. Сложность состоит в том, что мы не

оговариваемся, кто будет первым и кто из вас и когда

овет каждое следующее число, кто назовет только

Не ° число, а кто выскажется несколько раз и т. д. Мы

произносим ничего, кроме чисел. Каждое число

оыть названо только одним участником, то есть

оче ДВ°е ИЛИ более Участников одновременно говорят

°е число, то мы начинаем все сначала. Обратите


■■■>1


 



T л 1


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


внимание, что чисел больше, чем участников группы, поэтому давайте постараемся, чтобы каждый из нас на­звал хотя бы одно число». Обсуждение упражнения ана­логично предыдущему.

6. АКТИВИЗАЦИЯ ВСЕХ УМЕНИЙ

Мы являемся социальными существами. Мы взаи­модействуем с родителями, учителями, друзьями, зна­комыми, посторонними людьми. Взаимодействуя, мы используем определенные роли. Роль — это круг функ­ций и видов поведения, соответствующих принятым нормам в обществе. Каждый играет в жизни много ро­лей (например, начальника, подчиненного, сына, отца, мужа, любителя хоккея и т. д.), опираясь при этом на собственное представление о поведении в каждой роли и прошлый опыт. Люди, объединенные в один коллек­тив или группу, занятые решением определенных задач, взаимодействуют друг с другом. Стиль взаимодействия различен, он зависит от характера человека, его про­шлого опыта и т. д. Эти стили поведения называются групповыми ролями.

Для успешного группового взаимодействия необхо­димы две функции поведения: функции решения зада­чи и функции оказания поддержки. Продуктивное по­ведение, определяемое задачей, включает выдвижение и принятие предположений, мнений, информации. Функции поддержки связаны с эмоциональным кли­матом коллектива. Они способствуют сплоченности и объединению, что облегчает достижение групповых це­лей.


Роли, связанные с групповой задачей:

• инициирующий — предлагает идеи;

• разрабатывающий — разрабатывает идеи и пред­
ложения;

• координирующий — объединяет идеи, пытается
координировать действия;

• ориентирующий — направляет группу к целям,
выявляет отклонения;

• критикующий — критически оценивает идеи;

• побуждающий к действию — подталкивает к при­
нятию решения. *

Роли, связанные с групповой поддержкой:

• поощряющий — поощряет других;

• гармонизирующий — выступает посредником при
расхождении мнений, снижает напряжение во
время конфликтов;

• идущий на компромисс — поступается в чем-то сво­
им мнением;

• пассивно следующий — выступает слушателем.

I

Упражнение 1. 'Круглый аквариум

При выполнении этого упражнения обратная связь помогает членам группы осознать особенности своего ведения во взаимодействии, выявить свои обычные ' связанные с решением задач и оказанием под-

и, оценить свой вклад в групповое решение, уз-' Как°е поведение у них представлено чрезмерно, а какое - недостаточно.

круг 15—20 минут ведет дискуссию на



Глава 2

какую-либо заданную тему. Каждый участник во внеш­нем круге наблюдает за поведением одного участника во внутреннем круге и отмечает, как часто он проявляет разные виды поведения по решению задач и оказанию поддержки, является ли его поведение в каждой из ро­лей продуктивным или непродуктивным. Регистриру­ются не только описанные выше продуктивные виды поведения, но и непродуктивные: избегание, смена те­мы, поиск признания, доминирование, агрессия и т. д. После дискуссии внешний круг делится своими наблю­дениями. После этого участники меняются ролями. В за­ключение обсуждается, как распределяются в группе различные виды поведения по решению задач и оказа­нию поддержки. Упражнение можно провести несколь­ко раз, меняя состав внешнего и внутреннего круга. Можно заранее задавать роль, которую должен демон­стрировать участник, что позволяет лучше исследовать свой стиль поведения и поэкспериментировать с други­ми видами ролей.

Ьг.

Упражнение 2. «Круглый аквариум-2»

Цель этого упражнения — выявление скрытого ли­дера. Консультант предлагает каждому участнику во внутреннем круге выбрать ту роль (лидер, звезда, козел отпущения, рядовой и т. д.), которую он реже всего вы­полняет в жизни. Например, лидером назначается чело­век, который в жизни не реализует свои доминирующие качества.

После этого группе предлагается поговорить на ка-


Кризисы подросткового возраста

кую-то тему. Условный лидер задает тон, и вся группа старается поддерживать его идеи. Наблюдатели за кру­гом, не зная выбранных участниками дискуссии ролей, отмечают стиль поведения каждого. Их задача — вы­явить участника, назначенного лидером. Удалось ли выявить «лидера»? Удалось ли ему удержаться в этой ро­ли? Что он чувствовал при этом? Как группа себя чув­ствовала с этим лидером? Заметили ли вы, что кто-то из участников не мог удержаться в рамках своей роли и «пе­рехватывал» роль лидера?

Упражнение 3. '*,^v

«Круглый аквариум-3»

Участники получают возможность поэксперименти­ровать с коммуникативными стилями, отработать ком­муникативные умения, а также овладеть навыками вы­сказывания и принятия обратных связей.

Участники во внутреннем круге проводят дискуссию на определенную тему. Каждый заранее выбирает для себя один из коммуникативных стилей:

Миротворец — угождает и соглашается, постоянно извиняется и старается любой ценой не вызвать волне­ния. Он чувствует свою бесполезность, выглядит беспо­мощным.

винитель — противоположен миротворцу. Упре­ет, провоцирует, считает других виновными, объяс-о ъективными причинами свои недостатки, дейст-ысокомерно. Говорит громким, властным голосом, ран !ОВек"КОМПЬ1Отер - спокойный, холодный, соб-> свеРхрассудительный, избегает выражать свои


 




                                         
   
     
 
 
   
 
     
     
 
     
       
     
 
 
 
 
   
     
 


Глава 2

чувства, переживания. Говорит абстрактно, монотонно. Выгладит негибким, зажатым. ■.

Иван Сусанин. Уводит дискуссию в сторону, выска­зывает неуместные суждения, приводит всех в недоуме­ние, интонации могут не соответствовать словам, ка­жется неуклюжим.

Через 10—15 минут внешний круг комментирует свое восприятие дискуссии. Затем своими впечатления­ми делятся участники дискуссии. После этого участни­ки меняются ролями.

Упражнение 4. «Тройка»

Группе предлагается изобразить «птицу-тройку». Каждый участник выбирает какой-либо элемент: кто-то будет лошадьми, кто-то кучером, колесом, каретой, пассажирами, колокольчиком и т. д. Все участники встают соответственно своей роли; тройка должна про­ехать круг по комнате и постараться не развалиться по пути. После выполнения упражнения участники делят­ся своими ощущениями — как они себя чувствовали в выбранной роли. Например, «Я — колесо...». Обсужда­ются общие впечатления о тройке, о поведении отдель­ных участников, «ходовые качества» тройки — эффек­тивность взаимодействия группы при данном распреде­лении ролей. Затем участники могут повторить упраж­нение, чтобы попробовать себя в другой роли. После выполнения упражнения они могут поделиться впечат­лениями, сравнить, в какой роли им было комфортнее, поразмышлять, почему.


Кризисы подросткового возраста

7. ТРУДНЫЕ СИТУАЦИИ В ОБЩЕНИИ

Бывает, что группа выходит на какую-либо ситуа­цию из жизни, которая является типичной или трудной для всех ее членов или для какого-то участника, кото­рый не нашел, по его мнению, оптимального решения проблемы — например, отказать другу в помощи, отве­тить на несправедливое обвинение и т. п.

Участник, предложивший ситуацию, подробно рас­сказывает о ней, уточняет детали. Он становится прота­гонистом и выбирает вспомогательное лицо. Ситуация проигрывается, возможно, несколько раз; с каждой по­пыткой меняется подход или способ поведения. Воз­можно проигрывание роли протагониста другими участ­никами, обмен ролями, техника зеркала. Таким образом находятся пути возможных решений, альтернативные методы взаимодействия.

Как часть процесса завершения возможна заключи­тельная сцена, прививающая новые навыки.

В стадии завершения следует провести короткую дискуссию, обеспечить выражение чувств, обмен впе­чатлениями. Консультант помогает протагонисту по­нять, что его трудности не так уж необычны, что мно­гие люди сталкиваются с подобными проблемами, под­черкнуть положительные аспекты ситуаций, сильные стороны протагониста. В завершающей части, после проработки трудных и сложных коммуникативных си­туаций, используются специальные упражнения и игры, которые позволяют участникам актуализировать свои сильные стороны, сформировать более цельный, пози­тивный взгляд на себя и свое поведение.


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


Упражнение 1. «Диалектика»

Выбирается какая-либо социальная роль, например, консультант, подросток и др. Каждый участник по кру­гу высказывается. Первый начинает со слов: «Консуль­тантом быть хорошо, потому что...», второй — «Кон­сультантом быть плохо, потому что...» и т. д., по кругу чередуя «хорошо» и «плохо». После упражнения группа обменивается впечатлениями: было ли что-то, что по­зволило взглянуть на заданную роль по-другому, было ли что-то для кого-то неожиданным, было ли кому-то трудно найти хорошее и плохое. Обычно найти поло­жительное трудно тем, у кого имеется отрицательный прошлый опыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: