Приведенные ниже упражнения направлены на выработку навыка принятия коллективного решения, обучение эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи, предоставляют информацию о доминировании в группе.
Упражнение 1.
«Потерпевшие кораблекрушение»
Упражнение занимает все время одного из занятий. Члены группы играют роль моряков, оставшихся в живых после кораблекрушения. Каждый получает список из 14 предметов, которые оказались на спасательном плоту. Задача участников — самостоятельно пронумеровать пункты списка в соответствии с их значением для выживания. На это дается 15—20 минут. После завершения индивидуальной работы группе дается 45 минут для выполнения общего задания. Группа должна прийти к единому мнению относительно места каждого предмета в классификации. П|>и этом необходимо обратить внимание группы на то, что оценку надо дать так, чтобы каждый мог хотя бы отчасти согласиться с ней.
рекомендации для достижения согласия: подходите
|
|
че логически; поддерживайте только те решения,
торыми вы можете согласиться хотя бы отчасти;
егаите голосования; рассматривайте различие мне-, ак помощь, а не как помеху при принятии реше-
Глава 2
Консультант подсчитывает суммарные индивидуальные и групповую оценки. Для этого он подсчитывает разницы между баллами, поставленными по каждому из пунктов в анкете каждым из участников (и, отдельно, группой в целом) и ответами экспертов. Разница всегда записывается в виде положительного числа: преувеличили или преуменьшили участники важность каждого из предметов, значения не имеет. Сумма оценок по всем пунктам показывает совпадение индивидуального или группового мнения с мнением экспертов: чем эта: суммарная оценка меньше, тем лучше участник или группа справились с заданием. Пример расчета индивидуальной оценки приведен в бланке «Список предметов на плоту».
Если суммарная групповая оценка меньше среднего значения индивидуальных оценок, значит, групповое обсуждение было эффективным.
Затем выявляются члены группы, которые наиболее успешно справились с заданием (те, чьи суммарные оценки — расхождения с мнением экспертов — оказались самыми низкими).
На основании полученных данных можно сделать выводы:
• об успешности группы в процессе обсуждения и
принятия решения;
• сумела ли группа выявить лидера;
• достаточно ли он аргументировал свою точку зре
ния;
Кризисы подросткового возраста
• кто участвовал в работе, а кто нет;
• какие виды поведения помогали достижению со
гласия, а какие мешали;
• оценить общий психологический настрой группы
в процессе принятия решения;
|
|
• как улучшить принятие решения группой?
Инструкция. Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно из-за поломки основных навигационных приборов, но вы находитесь на расстоянии примерно 2 тысячи километров к юго-западу от ближайшей земли.
Ниже дан список из 14 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдер$сать вас, всю вашу группу и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять десятирублевых банкнот.
Ваша задача — пронумеровать 14 перечисленных редметов в соответствии с их значением для выжива-ия. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, ФРУ 2 — у второго по значению и так далее до четырнадцатого, наименее важного для вас.
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
Список предметов на плоту
Мой ответ | Моя оценка | Ответ экспертов | Ответ группы | --------- Оценка группы | |
Зеркальце для бритья | |||||
Канистра с водой (20 литров) | |||||
Сетка от комаров | |||||
Коробка с аварийным рационом (50 суточных комплектов) | |||||
Карты Тихого океана | |||||
Надувная подушка | |||||
Канистра керосина (5 литров) | |||||
Маленький транзисторный радиоприемник | |||||
Репеллент, отпугивающий акул | |||||
Кусок непрозрачного пластика (2x3 метра) | |||||
Бутылка рома крепостью 80° | ___ --- | ||||
5 метров нейлонового каната | 0 | ||||
Две коробки шоколада | |||||
Рыболовная сеть | |||||
Суммарная оценка: |
После завершения работы группе предоставляется информация о правильной классификации предметов из списка, составленной экспертами по выживанию. Ответы экспертов сравниваются с ответами группы, результаты сравнения вписываются в ответный лист.
Информация экспертов
Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и даже воды, поэтому они менее ценны.
Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, перечисляет возможные способы его применения и указывает на значение данного предмета Для выживания. В этом списке предметы перечислены по убыванию их важности: *
'• Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воз-дУшньщ и морским спасателям.
• Канистра керосина. Важна для сигнализации. Ке-ин можно зажечь с помощью спичек и банкнот (ес-ественно, вне плота); горящая канистра будет плыть воде, привлекая внимание спасателей.
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
*-.
3. Канистра с водой. Необходима для утоления жа
жды.
4. Коробка с аварийным рационом. Обеспечивает
основную пищу.
5. Шесть квадратных метров непрозрачного пласти
ка. Используется для сбора дождевой воды, обеспечива
ет защиту от непогоды.
6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.
7. Рыболовная сеть. Оценивается ниже, чем шоко
лад, потому что в данной ситуации «синица в руке луч
ше журавля в небе». Нет уверенности, что вы поймаете
рыбу.
|
|
8. Пять метров нейлонового каната. Им можно свя
зать снаряжение, чтобы оно не упало за борт.
9. Надувная подушка. Если кто-то упадет за борт,
она может послужить спасательным средством.
10. Репеллент, отпугивающий акул. Не слишком ва
жен, если вы не собираетесь отплывать от плота.
11. Бутылка рома. Может пригодиться в качестве
антисептика при травмах; в остальном имеет малую
ценность, поскольку употребление алкоголя способст
вует обезвоживанию.
12. Транзисторный радиоприемник. Имеет незначи
тельную ценность, в отличие от передатчика, которого у
вас нет.
13. Карты Тихого океана. Бесполезны без навигаци
онных приборов. Для вас важнее знать не где находи
тесь вы, а где находятся спасатели.
14. Сетка от комаров. В Тихом океане их нет.
Упражнение 2. «Землетрясение»
«Представьте себе, что наша группа оказалась в зоне землетрясения. Комната, в которой мы находимся сейчас, представляет реальную угрозу для жизни, так как в любой момент может обрушиться потолок. Что делают в такой обстановке? К сожалению, люди часто начинают паниковать, впадают в истерику, все одновременно пытаются прорываться к выходу и тем самым губят себя.
Вам нужно принять решение о том, кто и в какой последовательности будет"' выходить из комнаты. При этом нужно помнить, что шансы первого человека остаться в живых составляют почти 100%, ведь у него достаточно времени, чтобы спокойно, но быстро выйти из здания и перейти в безопасное место. Шансы второго человека уже немного меньше, так как время идет и угроза возрастает. У третьего по очереди человека шанс уменьшается еще на какой-то процент и т. д. Вы прекрасно понимаете, что у человека, который будет последним в этой очереди, шансов практически нет, скорее всего, он погибнет под развалинами. Так что речь ВДет о жизни и смерти.
Вам нужно за очень ограниченное время принять ветственное решение — установить очередность вы-да из эт°й комнаты, потолок которой может с мину-
на минуту обрушиться. Но сначала вы примете это
|
|
ли СкИС самостоятельно- Для этого вам нужно взять
Умаги, переписать имена всех присутствующих, а
° "рав°й стороны рядом с каждым поставить по-
№ номер, соответствующий очередности выхода
ЧО
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
этого человека из комнаты, рассуждая примерно так: «Первым должен выходить Игорь, так как он самый молодой из нас, второй пойдет Аня, так как она...» Принимая решение, имейте в виду, что вы должны определить очередь для всех членов группы.
Когда вы примете индивидуальные решения, нужно будет собраться в круг и приступить к выработке группового решения, помня, что решение принимается, когда за него проголосуют все члены группы без исключения. Время, которое есть в распоряжении группы, неизвестно, так как трудно сказать, когда обрушится потолок — может быть, через минуту, а может быть, через пять минут. Главное — остаться в живых. Если вы не сможете договориться, вы погибнете все, так как эвакуация начнется лишь после того, как каждый будет знать свою очередь, то есть после принятия общего решения».
Обычно на упражнение отводится 20—25 минут, но это время можно увеличить или сократить. Если группа сумела принять единогласное решение, следует поздравить участников с благополучным завершением и попросить их подумать — что помогло им успешно выйти из столь критической ситуации. Если группа не смогла за отведенное время принять общее решение об очередности выхода, консультант объявляет, что все участники погибли, и просит подумать над причинами, которые привели к этой трагедии.
Можно составить 3—4 аналогичных игры. Проведение нескольких игр на групповое принятие решения позволит увидеть динамику эффективности группы в принятии решения.
Упражнение 3. «Переключатели»
Участники группы расходятся по комнате. Консультант считает до трех. На счет «три!» все участники должны подпрыгнуть и повернуться лицом к одной из стен. Задача заключается в том, чтобы все повернулись лицом в одну сторону. Выполнять задание надо молча, не договариваясь друг с другом.
Что помогло (помешало) справиться с поставленной задачей? Что могло бы помочь успешно выполнить ее?
При обсуждении консультант акцентирует внимание на необходимости ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, вникать в логику других. В ходе обсуждения обычно обнаруживается, что не стоит оказывать давление в ситуациях, которые предполагают сотрудничество как наиболее эффективный способ взаимодействия.
Упражнение 4. «Счетная машинка»
«Сейчас мы должны будем назвать числа от 1 до 15
v °): один из участников говорит «один», следующий —
«Два», и так далее. Сложность состоит в том, что мы не
оговариваемся, кто будет первым и кто из вас и когда
овет каждое следующее число, кто назовет только
Не ° число, а кто выскажется несколько раз и т. д. Мы
произносим ничего, кроме чисел. Каждое число
оыть названо только одним участником, то есть
оче ДВ°е ИЛИ более Участников одновременно говорят
°е число, то мы начинаем все сначала. Обратите
■■■>1
T л 1
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
внимание, что чисел больше, чем участников группы, поэтому давайте постараемся, чтобы каждый из нас назвал хотя бы одно число». Обсуждение упражнения аналогично предыдущему.
6. АКТИВИЗАЦИЯ ВСЕХ УМЕНИЙ
Мы являемся социальными существами. Мы взаимодействуем с родителями, учителями, друзьями, знакомыми, посторонними людьми. Взаимодействуя, мы используем определенные роли. Роль — это круг функций и видов поведения, соответствующих принятым нормам в обществе. Каждый играет в жизни много ролей (например, начальника, подчиненного, сына, отца, мужа, любителя хоккея и т. д.), опираясь при этом на собственное представление о поведении в каждой роли и прошлый опыт. Люди, объединенные в один коллектив или группу, занятые решением определенных задач, взаимодействуют друг с другом. Стиль взаимодействия различен, он зависит от характера человека, его прошлого опыта и т. д. Эти стили поведения называются групповыми ролями.
Для успешного группового взаимодействия необходимы две функции поведения: функции решения задачи и функции оказания поддержки. Продуктивное поведение, определяемое задачей, включает выдвижение и принятие предположений, мнений, информации. Функции поддержки связаны с эмоциональным климатом коллектива. Они способствуют сплоченности и объединению, что облегчает достижение групповых целей.
Роли, связанные с групповой задачей:
• инициирующий — предлагает идеи;
• разрабатывающий — разрабатывает идеи и пред
ложения;
• координирующий — объединяет идеи, пытается
координировать действия;
• ориентирующий — направляет группу к целям,
выявляет отклонения;
• критикующий — критически оценивает идеи;
• побуждающий к действию — подталкивает к при
нятию решения. *
Роли, связанные с групповой поддержкой:
• поощряющий — поощряет других;
• гармонизирующий — выступает посредником при
расхождении мнений, снижает напряжение во
время конфликтов;
• идущий на компромисс — поступается в чем-то сво
им мнением;
• пассивно следующий — выступает слушателем.
I |
Упражнение 1. 'Круглый аквариум
При выполнении этого упражнения обратная связь помогает членам группы осознать особенности своего ведения во взаимодействии, выявить свои обычные ' связанные с решением задач и оказанием под-
и, оценить свой вклад в групповое решение, уз-' Как°е поведение у них представлено чрезмерно, а какое - недостаточно.
круг 15—20 минут ведет дискуссию на
Глава 2
какую-либо заданную тему. Каждый участник во внешнем круге наблюдает за поведением одного участника во внутреннем круге и отмечает, как часто он проявляет разные виды поведения по решению задач и оказанию поддержки, является ли его поведение в каждой из ролей продуктивным или непродуктивным. Регистрируются не только описанные выше продуктивные виды поведения, но и непродуктивные: избегание, смена темы, поиск признания, доминирование, агрессия и т. д. После дискуссии внешний круг делится своими наблюдениями. После этого участники меняются ролями. В заключение обсуждается, как распределяются в группе различные виды поведения по решению задач и оказанию поддержки. Упражнение можно провести несколько раз, меняя состав внешнего и внутреннего круга. Можно заранее задавать роль, которую должен демонстрировать участник, что позволяет лучше исследовать свой стиль поведения и поэкспериментировать с другими видами ролей.
Ьг. |
Упражнение 2. «Круглый аквариум-2»
Цель этого упражнения — выявление скрытого лидера. Консультант предлагает каждому участнику во внутреннем круге выбрать ту роль (лидер, звезда, козел отпущения, рядовой и т. д.), которую он реже всего выполняет в жизни. Например, лидером назначается человек, который в жизни не реализует свои доминирующие качества.
После этого группе предлагается поговорить на ка-
Кризисы подросткового возраста
кую-то тему. Условный лидер задает тон, и вся группа старается поддерживать его идеи. Наблюдатели за кругом, не зная выбранных участниками дискуссии ролей, отмечают стиль поведения каждого. Их задача — выявить участника, назначенного лидером. Удалось ли выявить «лидера»? Удалось ли ему удержаться в этой роли? Что он чувствовал при этом? Как группа себя чувствовала с этим лидером? Заметили ли вы, что кто-то из участников не мог удержаться в рамках своей роли и «перехватывал» роль лидера?
Упражнение 3. '*,^v
«Круглый аквариум-3»
Участники получают возможность поэкспериментировать с коммуникативными стилями, отработать коммуникативные умения, а также овладеть навыками высказывания и принятия обратных связей.
Участники во внутреннем круге проводят дискуссию на определенную тему. Каждый заранее выбирает для себя один из коммуникативных стилей:
Миротворец — угождает и соглашается, постоянно извиняется и старается любой ценой не вызвать волнения. Он чувствует свою бесполезность, выглядит беспомощным.
винитель — противоположен миротворцу. Упреет, провоцирует, считает других виновными, объяс-о ъективными причинами свои недостатки, дейст-ысокомерно. Говорит громким, властным голосом, ран (У!ОВек"КОМПЬ1Отер - спокойный, холодный, соб-> свеРхрассудительный, избегает выражать свои
Глава 2
чувства, переживания. Говорит абстрактно, монотонно. Выгладит негибким, зажатым. ■.
Иван Сусанин. Уводит дискуссию в сторону, высказывает неуместные суждения, приводит всех в недоумение, интонации могут не соответствовать словам, кажется неуклюжим.
Через 10—15 минут внешний круг комментирует свое восприятие дискуссии. Затем своими впечатлениями делятся участники дискуссии. После этого участники меняются ролями.
Упражнение 4. «Тройка»
Группе предлагается изобразить «птицу-тройку». Каждый участник выбирает какой-либо элемент: кто-то будет лошадьми, кто-то кучером, колесом, каретой, пассажирами, колокольчиком и т. д. Все участники встают соответственно своей роли; тройка должна проехать круг по комнате и постараться не развалиться по пути. После выполнения упражнения участники делятся своими ощущениями — как они себя чувствовали в выбранной роли. Например, «Я — колесо...». Обсуждаются общие впечатления о тройке, о поведении отдельных участников, «ходовые качества» тройки — эффективность взаимодействия группы при данном распределении ролей. Затем участники могут повторить упражнение, чтобы попробовать себя в другой роли. После выполнения упражнения они могут поделиться впечатлениями, сравнить, в какой роли им было комфортнее, поразмышлять, почему.
Кризисы подросткового возраста
7. ТРУДНЫЕ СИТУАЦИИ В ОБЩЕНИИ
Бывает, что группа выходит на какую-либо ситуацию из жизни, которая является типичной или трудной для всех ее членов или для какого-то участника, который не нашел, по его мнению, оптимального решения проблемы — например, отказать другу в помощи, ответить на несправедливое обвинение и т. п.
Участник, предложивший ситуацию, подробно рассказывает о ней, уточняет детали. Он становится протагонистом и выбирает вспомогательное лицо. Ситуация проигрывается, возможно, несколько раз; с каждой попыткой меняется подход или способ поведения. Возможно проигрывание роли протагониста другими участниками, обмен ролями, техника зеркала. Таким образом находятся пути возможных решений, альтернативные методы взаимодействия.
Как часть процесса завершения возможна заключительная сцена, прививающая новые навыки.
В стадии завершения следует провести короткую дискуссию, обеспечить выражение чувств, обмен впечатлениями. Консультант помогает протагонисту понять, что его трудности не так уж необычны, что многие люди сталкиваются с подобными проблемами, подчеркнуть положительные аспекты ситуаций, сильные стороны протагониста. В завершающей части, после проработки трудных и сложных коммуникативных ситуаций, используются специальные упражнения и игры, которые позволяют участникам актуализировать свои сильные стороны, сформировать более цельный, позитивный взгляд на себя и свое поведение.
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
Упражнение 1. «Диалектика»
Выбирается какая-либо социальная роль, например, консультант, подросток и др. Каждый участник по кругу высказывается. Первый начинает со слов: «Консультантом быть хорошо, потому что...», второй — «Консультантом быть плохо, потому что...» и т. д., по кругу чередуя «хорошо» и «плохо». После упражнения группа обменивается впечатлениями: было ли что-то, что позволило взглянуть на заданную роль по-другому, было ли что-то для кого-то неожиданным, было ли кому-то трудно найти хорошее и плохое. Обычно найти положительное трудно тем, у кого имеется отрицательный прошлый опыт.