Особенности структуры самосознания 9 страница

Упражнение 5. «Горячий стул»

В центре комнаты стоит стул. Каждый по очереди занимает его. Все остальные члены группы обращаются к сидящему со словами: «Мне в тебе не нравится...», за­тем: «Мне в тебе нравится...» (возможны варианты). Используется только фактическая информация, полу­ченная в процессе групповой работы. Следует избегать определений («хороший», «плохой»), относящихся к личности, — следует говорить только о проявлениях лич­ностных черт.

Обратите внимание группы на то, что решение че­ловека сесть на этот стул означает спокойное, без обид принятие им всего сказанного. Высказывания должны делаться в доброжелательной форме.

После того как все выскажутся, участник, занимав­ший «горячий стул», рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что принял, что отверг.

ГНЕВ, ЗЛОСТЬ, АГРЕССИЯ

Вызванные гневом эмоциональные вспышки, наси­лие, проблемное поведение — одна из основных при­чин, по которой подростков направляют на стационар-

198 ■!


ную или амбулаторную психотерапию. Часто депрессия и суицидальные попытки являются результатом гнева, направленного на самого себя.

Участникам предстоит:

• изучить реакции на собственный гнев и на гнев
других;

• обсудить свои собственные реакции на гнев;

• определить здоровые и нездоровые реакции на
гнев;

• обменяться идеями по поводу адекватных спосо­
бов взаимодействий с гневом;

• осознать ошибочные представления о гневе.

Упражнение 1. «Талкалкш

Упражнение позволяет канализировать агрессию че­рез игру и движение. «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки и обопритесь ладонями на плечи своего партнера. По моему сигналу начните толкать друг друга ладоня­ми. Выигрывает тот, кто сд*инет своего партнера с мес­та. Будьте внимательны, никто никому не должен при­чинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-нибудь мебель. Когда я крикну «стоп!», все Должны остановиться.

НСК°ЛЬК0 ВДМ понРавилась игРа? Кого вы выбрали
партнеры? Вы толкались изо всех сил или сдер­
живали себя? v
папт ^огда вы играли, вы больше толкали

ртнера или больше сопротивлялись? Вы с партнером Действовали по правилам? Что вы придумали, что-


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


бы победить? Что каждый из вас сейчас чувствует по отношению к своему партнеру?»

Если вы играете в эту игру в помещении, позаботь­тесь о том, чтобы свободного места было достаточно.

Пусть участники сначала потренируются. Когда они немного освоятся с игрой и в группе установится более открытая атмосфера, можно попросить участников вы­брать себе партнера, на которого они когда-либо серди­лись.

Упражнение 2. «Изобрази свою злость»

Упражнение позволяет осознать особенности пере­живания и проявления чувства злости, гнева, страха. Для его проведения нужны бумага, карандаши, флома­стеры и другие изобразительные средства, пластилин или глина и т. п.

Участникам предлагается изобразить свою злость в виде живого существа или какого-либо образа — выле­пить ее из пластилина или нарисовать. Можно взять плотную бумагу, типа оберточной, и изобразить свою злость, «вырвав» ее из бумаги. Работа с плотной бума­гой требует физических усилий и, таким образом, вы­свобождает энергию. Обсуждение заключается в том, что участники рассказывают о том, что они изобразили, что хотели передать.

Упражнение 3. «Проявления гнева»

Участники группы индивидуально заполняют лист анкеты:


1. Когда я злюсь, я обычно

(опиши, что ты делаешь)

2. Приносит ли такая реакция мне пользу? Почему
да или почему нет?

3. Как выражают гаев в моей семье?

Мама: Папа:

Братья (сестры):____________

Другие важные для меня люди:

4. Как я могу улучшить свой способ справляться с
гневом и порождаемыми им чувствами?____________

Раздайте группе бланки для заполнения. Скажите участникам, что им нужно найти себе спокойное место и заполнить свои листы; отведите на это около пятна­дцати минут. Когда группа объединяется, спросите уча­стников: «Что вы делаете, когда^злитесь?» Все ответы записывайте на доске. Поощряйте участников приду­мать как можно больше возможных способов проявле­ния гнева.

ле эт°го проводится мозговой штурм для поиска ответа на вопрос: «Что ты делаешь, когда злишься?» ажлую РеакВДю (здоровую и нездоровую) консультант записывает на доске.

Наиболее частые ответы: успокаиваюсь; прячусь в туалете; говорю об этом с другом; кричу; игнорирую


Глава 2

гнев; иду прогуляться; бью что-нибудь (обычно стену); ругаюсь; бросаюсь предметами; бегу; ничего не делаю; иду и разбираюсь; визжу; бью кого-нибудь (дерусь).

Обсудите с группой каждый ответ и решите, какие из этих реакций здоровые, а какие — нездоровые. Иг­норирование, уход или ничегонеделание — не признак здоровья, так же как и реакции, связанные с нанесени­ем вреда себе и другим.

Взяв этот обмен идеями за основу, поработайте с за­полненными материалами, обсудив каждый вопрос ан­кеты.

После этого раздайте участникам листки со списком ошибочных представлений о гневе.

Ошибочные представления о гневе:

Злиться нехорошо.

Гнев — нездоровая эмоция.

Гнев — пустая трата времени и энергии.

Хорошие, добрые люди никогда не сердятся.

Когда мы злимся, мы теряем над собой контроль и становимся сумасшедшими.

Если мы сердимся на кого-нибудь, мы теряем это­го человека.

Другие люди не должны злиться на нас.

Если другие злятся на нас, значит, мы сделали что-то неправильно.

Если другие злятся на нас, это происходит из-за нас, и мы сами в этом виноваты.


Кризисы подросткового возраста

Если мы злимся на кого-то, это происходит из-за него, и он сам в этом виноват.

Если мы злимся на кого-то, нашим отношениям ко­нец, и этот человек должен уйти.

Если мы злимся на кого-то, мы должны наказать этого человека за то, что он заставил нас так переживать.

Если мы злимся на кого-то, он должен изменить свое поведение так, чтобы мы перестали на него злиться.

Если мы в гневе, нам нужно кого-нибудь ударить или что-нибудь сломать.

Если мы в гневе, нам нужно закричать.

Если мы злимся на кого-то, это значит, что мы его больше не любим.

Если кто-то злится на нас, это значит, что он нас больше не любит.

Злиться можно только тогда, когда мы можем оп­равдать свои чувства.

* * *

В ходе управляемой дискуссии обсудите эти пред­ставления и корректные способы выражения чувства гнева.

КАК СПРАВИТЬСЯ С ПЛОХИМ НАСТРОЕНИЕМ

Упражнения, приведенные ниже, направлены на уг­лубление процессов самораскрытия; развитие умения самоанализа и преодоления барьеров, мешающих пол­ноценному самовыражению; обучение тому, как нахо­дить чувства, которые помогут преодолеть чувство тре­воги и избавиться от него.


i


 




Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


Упражнение 1. «Какого я цвета?»

Участники группы образуют круг.

«Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, како­го он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего со­стояния.

Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменя­лось ваше состояние, настроение с момента, когда вы сегодня проснулись, и до того, как вы пришли сюда, и с чем были связаны эти изменения. В заключение сво­его рассказа опишите то состояние, в котором вы нахо­дитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».

Упражнение 2. «Чувствую-себя-хорошо»

«Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую-себя-хорошо». Воспроизведите их в своем воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, что вы кладете эти чув­ства в надежное место и можете достать их оттуда, ко­гда пожелаете. Нарисуйте это место и назовите эти ощущения».

Проводится краткое обсуждение задания.

Упражнение 3. «Расслабляемся»

Консультант рассказывает о том, что в случаях, ко­гда человек испытывает напряжение, можно помочь се-


бе, расслабившись при помощи простых приемов, кото­рые помогут не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешен­ного, обдуманного поведения, не наносящего ущерба интересам другого человека.

«Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких мед­ленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая — до девяти. Можно и не считать — смотря как легче. Начнем.

Теперь можно открыть глаза. Расскажите, что вы испытали, что почувствовали, выполняя это упражне­ние. Можно я начну? (Консультант в данном случае по­казывает, как можно говорить о своих чувствах, под­робно описать то, ты что испытал.)

Другой способ расслабиться можно было бы назвать «волшебное слово». Когда мы волнуемся, мы можем произнести это волшебное слово и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», ^«нежная прохлада», любые Другие. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте по­пробуем. (По окончании консультант спрашивает, ка-«волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.)

Ще один способ успокоиться и расслабиться. Вспом-в Или во°бразите себе ситуацию, которая обычно

Т8361 У ВЭС волнение' напряжение. Произнесите про несколько утверждений о том, что вы чувствуете се-

Уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


быть положительными. Например, «Я спокоен, я чув­ствую себя расслабленным» и т. д. Слова «нет», «не» и другие отрицания использовать нельзя. Начнем. (По окончании консультант спрашивает, кто какие словосо­четания использовал, что почувствовал, и просит расска­зать о том, какие ситуации при этом вспомнились.)

Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и пред­ставьте, что, вдыхая, вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая — съезжаете с нее, как с горки».

Упражнение повторяется три раза. После этого же­лающие делятся впечатлениями. Затем упражнение по­вторяется с открытыми глазами, причем количество по­вторений увеличивается до семи. После краткого обсу­ждения впечатлений участникам предлагают простые способы расслабления (например, максимально на­прячь все мускулы, а затем расслабить их). Указывается на значение каждого из этих способов или их комплек­са для регуляции собственных эмоциональных состоя­ний.

Упражнение 4. «Мусорное ведро»

Консультант показывает иллюстрацию, где изобра­жено мусорное ведро (или настоящее грязное ведро для мусора), и просит объяснить, что оно символизирует. Участникам предлагается нарисовать на бумаге мусорное ведро. Консультант направляет дискуссию таким обра­зом, чтобы каждому участнику представилась возмож­ность выбросить что-то из своей жизни, и предлагает участникам представить, что они что-то выбрасывают


за ненадобностью (неприятного человека, какой-нибудь предмет, место или чувство), и нарисовать это так, как будто то, от чего они хотят избавиться, падает с руки в мусорное ведро.

Участники описывают негативные моменты своей жизни так, как они изобразили это на картинке. Ком­ментируя и задавая вопросы, они изучают выбор каж­дого. Консультант помогает группе идентифицировать свои чувства и общие темы. Для одних это может быть вполне реальное разочарование, например от бесполез­ного подарка. Другие будут описывать абстрактные по­нятия, такие, как ненужные взаимоотношения.

Тренинг «Как быть с другими»

Это коммуникативный тренинг, цель которо­го — формирование навыков общения, умения слу­шать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаи­вать свою позицию. Участники учатся отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс. |

К коммуникативным умениям относятся:

• Описание поведения, т. е. сообщение о наблю­даемом без оценивания и без приписывания мо­тивов. Такая обратная связь, основанная на на­блюдениях, вызывает наименьшую психологиче­скую защиту и наибольшее желание изменить свое поведение.

Коммуникация чувств — ясное сообщение о своем внутреннем состоянии, понимание и принятие

П7


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


своих и чужих чувств. Чувства выражаются тело­движениями, действиями, словами, поэтому лег­ко ошибиться относительно эмоционального со­стояния другого человека. Мы часто передаем чувства в неявной форме или в форме оценки. Например: «Ты всегда всех задеваешь» — оценка человека. «Я чувствую себя обиженной, когда ты так говоришь» — выражение чувства. Чтобы тебя правильно поняли, лучше использовать при об­щении прямые определения: «Я чувствую смуще­ние, огорчение, сожаление и т. П.».

• Активное слушание — умение внимательно слу­
шать партнера и понимать его точку зрения.

• Эмпатия — адекватное восприятие того, что про­
исходит во внутреннем мире другого человека.

• Конфронтация — действия, направленные на то,
чтобы побудить другого человека осознать, про­
анализировать или изменить свое решение или
поведение. В конфронтации заложены большие
возможности пользы и вреда. Продуктивная кон­
фронтация предполагает положительные отноше­
ния с человеком.

Помимо описанных коммуникативных умений, под­росткам в их дальнейшей самостоятельной жизни будут необходимы навыки делового общения, такие, как:

• установление контакта;

• ориентация в проблеме;

• аргументация своей точки зрения, отстаивание
своих интересов;

• навыки принятия решений, нахождение компро­
мисса.


Тренинг состоит из двух частей:

1. Специальные упражнения, направленные на фор­
мирование отдельных коммуникативных умений
и навыков делового общения.

2. Упражнения, в которых активизируются все уме-

 

ния. 1. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА

Для того чтобы установился хороший контакт, важ­но расположить собеседника к себе, вызвать его дове­рие, интерес к себе. Для этого у нас есть невербальные и вербальные средства. Невербальные — поза, улыбка, контакт глаз, организация пространства общения (дис­танция). Вербальные — комплименты, «ритуальные» фразы (какая хорошая погода...), открытые вопросы, дающие возможность собеседнику ответить более полно (например, «вы живете в этом доме?» — закрытый во­прос; «где вы живете?» — открытый вопрос).

Эту вводную информацию можно использовать в на­чале занятий по тренировке в установлении контакта.

Упражнение 1. «Автобус»

Выбираются двое желающих, которые садятся в центре круга. Консультант объясняет ситуацию: вы еде­те в автобусе. Он останавливается на красный свет, и ВДРУГ в автобусе, стоящем в соседнем ряду, вы замечае­те приятеля, которого давно не видели. Окна автобусов закрыты, но вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время.

7OQ


Глава 2

В вашем распоряжении — одна минута, пока автобусы стоят у светофора. После невербального проигрывания ситуации участники делятся информацией о том, как они поняли друг друга. В упражнении по очереди участ­вуют все желающие.

Легко ли было понять партнера? Легко ли было вы­
разить свои мысли без слов? Какими средствами вы
пользовались? Что помогало, что мешало понять парт­
нера?.--...!.,-;,,;

Упражнение 2.,у.

«Найди пару»

Все сидят в круге. По сигналу нужно поменяться с кем-то местами. Для этого предварительно, без слов, нужно установить контакт глазами.

Упражнение 3. «Найди пару-2»

«Я раздам вам карточки, на которых написано на­звание животного. Названия повторяются на двух кар­точках. К примеру, если вам достанется карточка, на ко­торой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой тоже написано «слон».

Прочтите, что написано на вашей карточке, так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку мож­но убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими слова­ми, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.


Кризисы подросткового возраста

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только ко­гда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

Упражнение 4. «Пустой стул»

Это упражнение подростки очень любят и часто предлагают поиграть в него. Оно может использоваться и в качестве разминки. Для проведения упражнения не­обходимо нечетное количество участников. Предвари­тельно все рассчитываются на «первый-второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спин­ками стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула. Его задача — при­гласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средства­ми, говорить ничего не надо. Все те, кто сидят на стуль­ях, очень стараются выйти из-под контроля того, кто стоит за их спиной, и попасть на свободный стул. Зада­ча тех, кто стоит за спинками стульев, — удержать сво­их «подопечных» — для этрого надо успеть взять его за плечи в тот момент, когда он собрался пересесть. Кон­сультант должен следить, чтобы руки не держались все время над «подопечными». Через некоторое время уча­стники меняются местами. При этом один из стоящих УЧасиков остается стоять за стулом.

к вы приглашали кого-то на свой стул? Как по-и, что вас пригласили на стул? Что больше по-сь — стоять за стулом или сидеть на стуле?


 




Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 



Упражнение 5. «Невербальный контакт»

«Один из участников (доброволец) должен выйти из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет опреде­лить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться только невербаль­ными средствами. Группа в отсутствие водящего долж­на будет определить участника, который будет демонст­рировать готовность вступить в контакт, остальные должны будут показывать нежелание этого делать».

Затем выбираются другие добровольцы. При этом количество участников, желающих вступить в контакт, можно постепенно увеличивать — двое, трое или все, кто хочет.

«Легко ли было устанавливать контакт? Что помогло определить желающего общаться? Какими средствами вы показывали нежелание общаться? Что вы чувствова­ли, когда понимали, что в общении с вами не заинтере­сованы? Были ли добровольцы, которым удалось уста­новить контакт с большим количеством членов группы, чем планировалось?»

При обсуждении упражнения следует обратить вни­мание на признаки, которые помогали определить го­товность к вступлению в контакт. Предметом обсужде­ния могут стать сложности, связанные с неоднозначно­стью предъявления своего желания или нежелания вступать в контакт.

Это упражнение позволяет отметить чувствитель­ность, доброжелательность участников, средства невер­бального контакта. Для консультанта оно, в некоторой степени, является социометрическим.


Упражнение 6. «Испуганный ежик»

Один участник изображает испуганного ежика, свернувшегося в клубок. Задача другого — пытаться со­ответствующими жестами, словами установить контакт с «ежиком», успокоить его и заслужить доверие, чтобы он развернулся.

«Кто из вас видел настоящего ежика? Вы знаете, что делает ежик, когда его пугает неожиданно появившаяся лисица или собака? Один из вас будет сейчас ежиком, который сильно испугалсй собаки. Другие по очереди будут подходить и успокаивать ежика. Кто из вас хотел бы быть ежиком? Ежик, свернись калачиком.

Представь себе, что ты еще очень маленький ежик и тебя напугал громкий лай собаки. А когда собака еще и ткнулась в тебя носом, чтобы обнюхать, тебе стало со­всем страшно. Поэтому ты свернулся в крепкий клубо­чек, чтобы защитить свой носик и живот. К тебе на по­мощь придет мальчик или девочка, но ты недоверчив, потому что ты еще не знаешь, кто такие люди и чего от них можно ожидать. Кто хфет успокоить ежика? По-Дойди к ежику, тихонько поговори с ним. Скажи ему, что, окажись ты на его месте, ты тоже испугался бы. Можешь его погладить. Если ты будешь осторожен, ежик тебя не уколет. Попытайся показать ежику, что ты к немУ очень хорошо относишься, не только словами,

и жестами, мимикой, прикосновениями. Успокой

~ и ты увидишь, что он расслабился и раскрылся». атем ежиком становятся другие участники группы.

«Что вы чувствовали, когда были ежиками? А когда


1,


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


                                       
   
     
 
 
     
   
   
 
   
 
 
 
 
   
     
 


были людьми? Как пытались установить контакт, вы­звать доверие ежика? Что было трудным? Что помогло? В каких ситуациях вы ведете себя подобно ежику? Что вам помогает установить контакт в реальных ситуациях?»

Упражнение 7. «Умение вести разговор»

Это упражнение дает возможность попрактиковать­ся в умении установить вербальный контакт, то есть на­чать и продолжить разговор.

Группа делится на пары. Один участник задает от­крытые вопросы, дающие возможность собеседнику от­ветить более полно. Второй участник пары дает на каж­дый вопрос не только строгий ответ, но и сообщает до­полнительную произвольную информацию о себе. После некоторого времени, например через 5 минут, участники меняются ролями.

После окончания этого упражнения консультант может в центре круга провести с одним из участников такой разговор: что понравилось, что показалось за­труднительным? Насколько открытые вопросы и сооб­щение подробной информации о себе способствуют ус­тановлению контакта?

Упражнение 8. «Установление контакта»

Участники группы в парах, по очереди, разыгрыва­ют различные сценки на установление контакта. Ос-новному играющему дается инструкция: «ты должен ус­тановить контакт с собеседником, для того, чтобы.••»


Например, один участник — администратор гостиницы, а второй хочет поселиться в ней, один участник — прода­вец, а второй хочет поменять купленные вчера перчат­ки, один — спешащий прохожий, второй должен уз­нать, как доехать до улицы N, и т. п.

Можно разыграть сценку с одним основным участ­ником и несколькими дополнительными. Один из ва­риантов такой сценки описан в следующем упражне­нии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: