Упражнение!. «Великий мастер»
Упражнение помогает участникам актуализировать сильные стороны его личности.
У каждого есть что-то, что он делает действительно хорошо, в чем он чувствует себя мастером, и это является его ресурсом в решении проблем. Каждый по кругу начинает со слов: «Я великий мастер...» — например, пеших прогулок, приготовления кофе, заплетания косичек и т. п., причем надо убедить в этом остальных участников. Консультант спрашивает: «А есть ли в группе кто-нибудь, кто делает это лучше?» Следует дать каждому возможность найти в себе такие умения, чтобы вся группа согласилась, что человек в этом деле действительно великий мастер..
Тренинг «Как быть уверенным в себе»
Основной задачей данного тренинга является обучение подростков навыкам уверенного поведения.
Главная особенность не уверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такие люди стремятся избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма демонстрации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений.
|
|
Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.
Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами, всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «я», не боятся выражения личного мнения. От уверенных в себе лю-Дей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти
■fr
Глава 2
особенности формируются сами собой или же что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, т. е. во взаимодействии с социальным окружением.
Тренинг состоит из нескольких блоков, каждый из которых можно использовать как самостоятельно, так и в системе единого тренинга.
1. АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ОТСТАИВАНИЕ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ
|
|
Данный навык общения тесно связан с уверенностью в себе; уверенное поведение — оптимальный способ обоснования своей позиции.
Упражнение 1.
«Нападающий и защищающийся»
Участники группы делятся на пары и ведут диалог. Нападающий чувствует свое превосходство. Он указывает, ругает, критикует, требует, говорит громко, то есть «нападает». Защищающийся постоянно извиняется и оправдывается, старается угодить, говорит вкрадчиво, тихо, то есть «защищается». Через 5—10 минут участники меняются ролями. Каждый должен постараться полностью испытать власть, авторитет «нападающего» и манипулирующую пассивность «защищающегося».
Участники делятся своими впечатлениями о том, как они себя чувствовали в каждой роли, какая роль им была по душе, а какой было трудно следовать. Сыгранные роли сравниваются с действиями в реальной жизни.
Кризисы подросткового возраста
2. УВЕРЕННОЕ И НЕУВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Приведенные ниже упражнения направлены на обучение тому, как в практических ситуациях отличать уверенное поведение от неуверенного, отработку приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.
Упражнение 1. «Мое поведение»
Сейчас мы выполним упражнение, цель которого — научиться различать, №огда мы ведем себя уверенно, а когда неуверенно. Вот эта кукла (консультант надевает куклу на руку) будет говорить, что произошло, а тот, кто наденет на руку вторую куклу, должен будет показать, что говорит и как ведет себя в этой ситуации человек уверенный в себе или неуверенный.
Консультант от имени куклы предлагает определенную ситуацию. Вторую куклу надевает тот, кто должен дать ответ. После нескольких ситуаций, предложенных консультантом, можно предложить участникам тренинга придумать свои собственные ситуации. Если желающих нет, предлагаются ситуации, заранее заготовленные консультантом (тебе незаслуженно поставили двойку; ты хочешь посмотреть телевизор, а друзья зовут гулять; тебя не принимают в игру; ты хочешь познакомиться со сверстником и т. д.).
Важно, чтобы упражнение выполнили все участники, причем консультант обращает внимание на то, чтобы они сами оценили ответ как уверенный или неуверенный.
В конце проводится краткое обсуждение и дается определение уверенному и неуверенному поведению.
Глава 2
Упражнение 2. «Зеркало»
Участники образуют два круга — внутренний и внешний. По сигналу консультанта один из стоящих во внутреннем круге должен изобразить без слов — с помощью жестов, позы, мимики — уверенного или неуверенного человека, а стоящий во внешнем круге должен догадаться, кого он изображал. Если он угадал правильно, оба участника поднимают одну руку вверх. Затем по сигналу консультанта стоящие во внешнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись перед другим участником, пытаются понять, что изобразил тот.
После того как будет пройден весь круг, роли меняются. Теперь стоящие во внешнем круге принимают определенные позы, а стоящие во внутреннем — отгадывают. Консультант фиксирует количество правильных ответов каждого участника. После выполнения упражнения проводится краткое обсуждение. Какие позы загадывались чаще, почему? Какие легче угадывались, \ почему?
Упражнение 3. «Город уверенности»
Участники сидят в кругу.
«Давайте все вместе напишем рассказ о городе, в котором собрались и живут самые неуверенные люди из всех живущих на Земле. Один из нас первым скажет од-ну-две фразы, с которых начнется наш рассказ. Далее будем двигаться по кругу, по часовой стрелке, и каждый по очереди будет, продолжая повествование, говорить свои предложения».
|
|
Кризисы подросткового возраста
Упражнение 4. «Круг уверенности»
«Представьте себе невидимый круг на полу диаметром около 60 см примерно в полуметре от себя. Войдите в круг и вспомните прекрасное время, когда вы были «на гребне успеха». В той ситуации максимально проявились все ваши способности. Все было хорошо, удача сопутствовала вам. Если трудно вспомнить свою исто-рию; вы можете воспользоваться историей героя кинофильма или книги, которым вы восхищаетесь. Удивительная способность вашего мозга — это то, что для него нет разницы между историей реальной и воображаемой. Фантазируйте смело — никто не будет знать об этом!»
Упражнение 5. «Я - хозяин»
Каково ваше представление о хозяине? (Возможные варианты: это сильный, уверенный в себе человек, он не ждет оценок, он готов оценивать сам; это не тревожный, не суетливый человек, чувствует себя раскрепощенным и спокойным, может распоряжаться другими.)
Одна из главных черт хозяина — это уверенность в себе. Кто из вас уверен в cefje, встаньте! Поздравьте того, кто встал первым, а остальные пусть сядут. Я верю, что ты — хозяин, но докажи это другим. Сделай или скажи что-то, организуй так, чтобы все поняли, что хозяин здесь ты. Пожалуйста!
Теперь как хозяин передай свои полномочия: назначь хозяином кого-нибудь из желающих — «хозяином будешь ты!»; новый хозяин должен произнести какую-нибудь фразу или, например, просто назваться так, чтобы все поняли — это сказал человек, чувствующий себя в этой ситуации и этом помещении хозяином.
Глава 2
3. МОИ ПРАВА И ПРАВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Эти упражнения направлены на закрепление навыков уверенного поведения с учетом прав окружающих, ознакомление с принципами взаимодействия с другими людьми, подразумевающего учет их мнения.
Упражнение /. ' '
«Мои права» '';
Консультант напоминает участникам о разыгранных на прошлых занятиях сценках, спрашивает, с чем связано уверенное и неуверенное поведение. Задача этого разговора — подвести подростков к понятию прав человека, от соблюдения которых зависит его уверенность в себе.
|
|
Затем участникам предлагается, разбившись на 3—4 группы, написать «Декларацию о правах подростка».
На выполнение задания отводится 10—12 минут.
После этого начинает работать «Конституционная комиссия» по выработке общей Декларации. Консультант вводит правила, на основании которых «Конституционная комиссия» утверждает эти права. Эти правила подростки могут выработать вместе с консультантом, или же он может сам предложить критерии оценки пунктов Декларации.
Эти критерии можно свести к двум необходимым и достаточным пунктам:
• твои права не должны ущемлять прав других лю
дей;
• осуществление твоих прав должно зависеть не от
других людей, а от тебя самого.
Кризисы подросткового возраста •
Далее в театрализованной форме проводится принятие прав, предложенных каждой группой. Остальные группы выполняют роль «Конституционной комиссии». Членам «группы разработчиков» дается право отстаивать свои предложения. Принятые предложения фиксируются на доске.
Затем консультант зачитывает окончательный список. Он может делать это, играя роль постоянного председателя Конституционной комиссии.
Упражнение 2. «Индивидуальное восприятие»
А. Одному из участников предлагается рассадить всех остальных по цвету глаз: от светлоглазых до темноглазых. В ходе выполнения задания никто не имеет права корректировать его мнение. После того как задание выполнено, кому-нибудь другому предлагается скорректировать полученную комбинацию по-своему. Затем то же самое предлагается выполнить следующему желающему.
Чаще всего кто-нибудь высказывает мысль о том, что, сколько бы ни было корректоров, каждый внесет свои изменения: «каждый "видит по-своему». Если к этому выводу никто не приходит, консультант задает наводящие вопросы.
Б. Одному из участников предлагается пересадить всех в соответствии с тембром голоса. Каждый участник произносит «своим голосом» свое имя. Прослушав эти голоса, водящий должен рассадить всех по голосам — от самого высокого до самого низкого. Затем выбирается (или вызывается сам) еще один участник и корректирует расстановку участников по тембру голоса.
тсс
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
Чаще всего не требуется большого количества экспериментов, так как всем становится очевидно, что каждый «слышит по-своему». Таким образом демонстрируется индивидуальность не только зрительного, но и слухового восприятия.
В. Далее проверяется еще один канал восприятия — прикосновение. Почти всегда участниками высказывается опережающее мнение об индивидуальности и этого канала восприятия. Но упражнение все-таки следует провести, поскольку оно дает еще и психотерапевтический эффект.
Предлагается расположить участников по теплоте рук (в качестве «эксперта» и «корректора» желательно выбрать двоих самых стеснительных членов группы). Первый поочередно берет в свои руки руки остальных или пожимает руки в виде приветствия, а затем рассаживает всех по порядку — от «самого теплого» до «самого холодного». Второй корректирует расположение участников в ряду.
В заключение всем предлагается пересесть на любое место, на котором им хочется сидеть в данный момент. Проводится обсуждение — как при наличии индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения. Нужно подвести группу к принципам общения: «Каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему; каждый обязан признавать это право за окружающими».
После этого проводится обсуждение вопросов: что такое уважение к чувствам другого человека? Почему нельзя убедить человека, что он не должен испытывать тех чувств, которые он в действительности испытывает?
НА
Упражнение 3. «Мой герб»
В старину было принято изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз — краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем писать девиз, а нарисуем герб. Каждый из вас должен изобразить свой герб, который отражает ваше жизненное кредо, отношение к себе и миру в целом. Не смущайтесь, если вы не умеете рисовать, начинайте, и у вас обязательно получится. После завершения рисунков мы организуем их выставку. Каждый рисунок получит свой номер, и все будут ходить по выставке, пытаясь угадать, чей герб изображен на каждом рисунке. Свои догадки нужно фиксировать на бумаге, записывая номер герба и имя участника, которому, по вашему мнению, принадлежит герб. Затем мы соберемся в круг, обменяемся мнениями и подведем итог, определив самого проницательного участника — того, кто правильно назвал больше всех авторов гербов.
Упражнение 4. t,,;■ -.-,..
«Кто я?»
Участникам тренинга предлагается ответить на вопрос: «Кто я?», закончив предложения (бланки с началами предложений желательно раздать участникам):
Я словно птичка, потому что___________________
Я превращаюсь в тигра, когда __________________
Я могу быть ветерком, потому что_______________
Я словно муравей, когда _______________________
9 и. |
R7
Глава 2
Я — стакан воды ______________________
Я чувствую, что я — кусочек тающего льда
Я — прекрасный цветок_________________
Я чувствую, что я — скала ______________
Я сейчас — лампочка __________________
Я — тропинка ________________________
Я словно рыба________________________
Я — интересная книжка
Я — песенка__________
Я — мышь
Я словно буква «О»
Я — макаронина __
Я — светлячок
Я чувствую, что я — вкусный завтрак_____________
Упражнение 5. «Мое отражение»
«Поиграем в игру, которая поможет нам выявить наше отношение к самим себе. Сядем в круг и будем передавать друг другу зеркало. Задача каждого — внимательно посмотреть на себя в зеркало и попытаться воспринять себя несколько отстраненно, как если бы он видел не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло его внимание. Сосредоточенно изучите этого человека, а затем попытайтесь ответить на следующие вопросы:
• Что привлекательного вы видите в этом человеке?
• За что его можно любить?
• Что в нем вызывает уважение, а может быть, вос
хищение?
Кризисы подросткового возраста
Постарайтесь быть серьезными — не отшучиваться и не кокетничать. Будьте предельно честными. Это потребует от вас известной доли мужества.
Теперь, после того как зеркало обошло всех участников, обсудите между собой ту внутреннюю работу, которую многим пришлось проделать. Если кто-то испытывал сильное сопротивление и так и не смог сказать в свой адрес ничего хорошего — это сигнал для серьезных раздумий о себе и своей жизни».
4. ПРОСЬБА
Цель этих упражнений — обучение тому, как правильно высказывать просьбу и реагировать на нее, развитие умения определять психологические характеристики — свои и окружающих, упрочение уверенности в себе.
Упражнение 1. «Новый способ»
Участники образуют полукруг.
«Сейчас каждый по очереди будет вставать в центр, поворачиваться лицом к гругше и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. А мы все вместе будем повторять каждое предложенное приветствие».
Упражнение 2. «Пирог с начинкой»
Консультант говорит о том, что просьба в чем-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинаковой, а содержание разным; пирог может быть слад-
Глава 2
ким или соленым и т. п. Участникам предлагают нарисовать или описать разные пироги-просьбы — их форму, цвет, вкус. Проводится краткое обсуждение, выявляющее ассоциации, приятные или неприятные, которые вызывает каждый из этих «пирогов». Анализируется, с чем это связано. Подчеркивается значимость умения правильно высказать просьбу и реагировать на нее, а также реагировать на отказ от выполнения просьбы.
Упражнение 3.
«Чемпионат» '■'-' ^
Для выполнения этого упражнения нужны пара марионеток, листки с описаниями просьб и способов реагирования на нее (по количеству пар участников) и наборы табличек с цифрами, как у судей в фигурном катании (для каждого из участников). Описания ситуаций помещаются в коробку или вазу. Пока одна пара участников выполняет задание, остальные являются судьями и выставляют отметки: а) за точность выполнения задания; б) за использованные средства. Консультант выполняет роль «главного судьи», подсчитывая очки.
Инструкция для участников:
«Сейчас вы разобьетесь на пары. Каждая пара должна будет вытащить из ящика задание, которое надо выполнить, разыграв сценку с помощью кукол. На подготовку вам дается одна минута, на выполнение — не более трех минут. Все остальные — судьи. Они оценивают выступление».
Консультант рассказывает о критериях оценки, что позволяет подросткам осознать те умения, которые не-
Кризисы подросткового возраста
обходимы для того, чтобы правильно высказать просьбу, принять отказ ее выполнить или отказаться от выполнения обращенной к ним просьбы.
После каждого выступления консультант просит «судей» обосновать свои оценки и спрашивает у выступавших, как они сами оценивают свое чувство уверенности.
Упражнение 4. «Свободный микрофон»
«Вы уже достаточно хорошо знаете друг друга и готовы отвечать на любые вопросы членов группы. Сейчас вы по очереди будете задавать свои вопросы тому, кто захочет воспользоваться возможностью побыть в центре внимания. Представьте себе, что вы — кинозвезда, чемпион мира, президент, одним словом, вы — очень интересный человек, а остальные члены группы — журналисты, пришедшие на пресс-конференцию, и у них к вам много вопросов. Основное правило — отвечать как можно полнее и откровеннее. Благодаря этому вы сможете еще лучше разобраться в себе, ведь вопросы касаются особенностей вашего характера, ваших привычек и интересов, привязанностей и мнений по поводу тех или иных сложных жизненных проблем. Участник, который будет отвечать на вопросы, сядет так, чтобы видеть всех членов группы. Остальные начнут по очереди задавать вопросы, используя принцип «свободного микрофона», т. е. как только «звезда» закончит отвечать на очередной вопрос, следующий «журналист» может задавать свой, заранее приготовленный вопрос».
Глава 2
Следует дать всем желающим возможность и оказаться в центре внимания, и подойти к свободному микрофону.
5. Я В СВОИХ ГЛАЗАХ
И В ГЛАЗАХ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Цель упражнений — активизация процесса рефлексии, дальнейшее самораскрытие, самопознание, прояснение Я-концепции, раскрытие качеств, важных для эффективного межличностного общения.
Упражнение 1. «Подарок»
«Пусть каждый из вас по очереди сделает воображаемый подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо «вручить» молча, но так, чтобы ваш сосед понял, что именно вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».
Упражнение 2. «Части моего «Я»
Для выполнения упражнения каждому участнику нужны бумага и набор цветных карандашей (6 цветов).
Консультант предлагает участникам вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях в зависимости от обстоятельств (порой действуют так непохоже на себя самих, как будто они другие люди), как они, случается, ведут внутренний диалог, и попытаться нарисовать эти
Кризисы подросткового возраста
разные части своего «Я». Это могут быть предметные или символические рисунки, пиктограммы, абстрактные композиции.
После выполнения задания участники и консультант по очереди показывают свои рисунки группе и объясняют, что на них изображено.
Подростки обмениваются впечатлениями о том, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изображено на рисунках. По желанию участники могут оставить рисунки себе, передать их на хранение консультанту с условием, что тот никому не будет показывать их без согласия автора, или поместить свои рисунки в «картинную галерею».
Упражнение 3. «Ассоциация»
Это упражнение уже описано в тренинге «Как быть с другими», в котором оно применяется для развития эмпатии.