double arrow

Информационные технологии в научной деятельности

 

Применение ИТ в педагогических исследованиях – одна из наиболее слабо освещѐнных в информационном плане, тем не менее, стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества делает возможным поднять на новый уровень организацию и качество исследовательской работы в педагогике.

Можно условно выделить пять этапов конструирования логики педагогического исследования:

Первый этап – накопление знаний и фактов:

- выбор проблемы и темы исследования,

- обоснование еѐ актуальности, уровня разработанности;

- ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;

- изучение практического опыта учебных заведений и лучших педагогов;

- определение объекта, предмета, цели и задач исследования.

 

На этом этапе имеются несколько возможностей использования ИТ:

1. для поиска литературы:

 

а) в электронном каталоге реальной библиотеки ВУЗа, а также заказ литературы через внутреннюю сеть библиотек;

б) в Интернет с применением различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Google.ru, Yahoo.com и др.). Через Интернет доступны электронные версии многих российских газет и журналов, базы рефератов, диссертаций, курсовых и дипломных работ, энциклопедии, электронные толковые словари, электронные библиотеки, виртуальные учебники, информация о некоторых важных событиях и мероприятиях в сфере педагогической науки и образования. Интернет предоставляет также возможность для общения и обмена мнениями среди исследователей на форумах.

2. для работы с литературой в ходе:

- составления библиографии – составления перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

- реферирования – сжатого изложения основного содержания работы; конспектирования – ведения более детальных записей, основу которых составляют выделение главных идей и положений работы;

- аннотирования – краткой записи общего содержания книг или статей;

- цитирования – дословной записи выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT XT) с использованием электронных словарей (AbbyLingvo 7.0.)

4. хранения и накопления информации. CD-диски, DVD – диски, Flash-диски позволяют хранить и обрабатывать большие массивы информации

5. для планирования процесса исследования. Например система управления MicrosoftOutlook позволяет хранить и вовремя предоставлять

информацию о сроках проведения того или иного мероприятия, конференции, встречи или деловой переписки, имеющей отношение к исследованию.

6. общения с ведущими специалистами. Желательно списаться с ведущими специалистами в интересующей области, узнать об их новых достижениях. Для этого необходимо ознакомиться с их публикациями, знать место работы и адрес для переписки. Используемые на данном этапе ИТ: Интернет, почтовые клиенты (TheBat!), электронная почта, поисковые системы Интернет.

Второй этапстадия теоретического осмысливания фактов:

- выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических идей, положений;

- построение гипотезы исследования;

- выбор методов исследования и разработка методики исследования.

Третий этапопытно-экспериментальная работа:

- построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать;

- организация и проведение констатирующего и уточняющего экспериментов;

- проверка гипотезы исследования;

- организация и проведение формирующего (контрольного) эксперимента;

- окончательная проверка гипотезы исследования;

- формулировка выводов исследования.

На этом этапе исследования применяются:

- эмпирические методы: педагогический эксперимент; наблюдение; самонаблюдение; беседа; интервью;

- социологические методы: анкетирование, социометрия, тестирование, экспертные оценки;

- математические методы: регистрация, ранжирование, шкалирование, индексирование, моделирование, диагностика, прогнозирование.

На завершающей стадии организуется педагогический консилиум; изучение, обобщение и распространение массового и передового педагогического опыта.

ИТ применяются на данном этапе исследовательской работы для:

- а) Фиксации данных педагогического исследования – сбор и хранение текстовой, графической и звуковой информации. Для этого применяются цифровые фото- и видеокамеры, микрофоны, а также соответствующие программные средства для обработки и воспроизведения графики и звука:

- универсальный проигрыватель (MicrosoftMediaPlayer);

- аудиопроигрыватели (WinAmp, Apollo);

- видеопроигрыватели (WinDVD, zplayer);

- программы для просмотра изображений (ACD See, PhotoShop, CorelDraw,);

- программа для создания схем, чертежей, графиков (Visio) и др.

б) Сбора и обработки эмпирических данных. Чаще всего его используют при проведении анкетирования и тестирования.

Технология компьютерного и Интернет- анкетирования позволяет значительно повысить уровень педагогических исследований, охватить большее число респондентов одного или нескольких учреждения образования в одном или разных районах, а так же снизить трудовые затраты по обработке данных.

Для обработки количественных данных полученных в ходе анкетирования, тестирования, ранжирования, регистрации, социометрии, интервью, беседы, наблюдений и педагогического эксперимента часто применяются математические методы исследования с использованием статистических пакетов прикладных программ (Statistica, Stadia, SyStat).

Для статистической обработки данных часто используют табличный редактор MicrosoftExcel. Данный редактор позволяет заносить данные исследования в электронные таблицы, создавать формулы, сортировать, фильтровать, группировать данные, проводить быстрые вычисления на листе таблицы, используя «Мастер функций». С табличными данными также можно проводить статистические операции, если к MS Excelподключѐн пакет анализа данных. MS Excel с помощью встроенного мастера диаграмм даѐт возможность построить на основании результатов статистической обработки данных различные графики и гистограммы, которые можно впоследствии использовать на других этапах исследования.

Четвертый этапанализ и оформление результатов педагогического исследования:

- обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций;

- научный доклад, статьи, учебно-методические пособия, монографии, книги;

- плакаты, диафильмы, кинофильмы, презентации по теме исследования.

На этапе оформления результатов педагогического исследования в виде диссертации, для подготовки научных докладов, статей, учебно-методических пособий, монографий, книг, плакатов по теме исследования могут использоваться: текстовый редактор MicrosoftWord и табличный редактор MicrosoftExcel. Для обработки графических изображений и изготовления плакатов программы MicrosoftPhotoShop, Corel PHOTO-PAINT, Visio и др.

Пятый этап — пропаганда и внедрение результатов исследования:

- выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и т.д.;

- публикации в средствах массовой педагогической информации

- публикации в Интернет.

На этом этапе ИТ можно применить в качестве средства презентации графической и текстовой информации, иллюстрирующей доклад (MicrosoftPowerPoint). Демонстрация материала осуществляется с помощью мультимедийного проектора или крупногабаритного ЖК- или ЭЛТ- монитора. С помощью программы MicrosoftPublisher возможно подготовить и напечатать раздаточный и иллюстративный материал для участников конференции: брошюры, бюллетени, информационные листки и т.д.

Кроме того, сегодня существует возможность публиковать статьи и монографии в Интернет с помощью пакетов для создания Web-страниц (например, FrontPage, FlashMXидр). Публикация в Internet является на сегодняшний день самым быстрым способом донести новейшую информацию о ходе и результатах педагогического исследования заинтересованным лицам.

ИТ также могут оказать помощь в создании по результатам исследования учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, передач, роликов социальной рекламы для телевидения, обучающих компьютерных программ, игр, интерактивных путешествий, энциклопедий и т.д.

Подводя итог, можно сказать, что организация и проведение ни одного современного педагогического исследования не может обойтись сегодня без применения ИТ. Очевидно, что в будущем, с расширением возможностей компьютера по переработке информации и разработкой искусственного интеллекта, а также нового программного обеспечения, компьютер станет не просто многофункциональным инструментом исследования, но и активным участником теоретической и экспериментальной работы. Возможно, он будет способен формализовать и описать явления, считавшиеся ранее недоступными для математической обработки и анализа; будет самостоятельно высказывать гипотезы, делать прогнозы и вносить предложения по ходу исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: