Показатели социальной экономической эффективности менеджмента организации

Можно рассматривать также социальную эффективность менеджмента, выражающую социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива.

На практике эффективность менеджмента оценивают в основном при помощи экономических показателей. Однако такая односторонняя ориентация без учета сопряженных социальных результатов неизбежно влечет за собой тяжелые последствия, в результате чего организациям и государству приходится тратить значительные дополнительные средства на ликвидацию (нередко частичную) вызванных этим последствий.

Исчисление показателей эффективности менеджмента предполагает соотношение полученных результатов и произведенных затрат. При этом в качестве социальных результатов деятельности предприятий выступают условия труда и быта, квалификация работников, организация и мотивация их деятельности и т. д. В качествезатрат при этом могут в отдельных случаях выступать расходы на приобретение технических средств управления, подготовку и повышение квалификации кадров, строительство жилья для работников предприятия, приобретение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха работающих и другие.

Соотнесение указанных результирующих и затратных (ресурсных) факторов считаем некорректным, показатели со­циальной эффективности менеджмента не могут быть выраже­ны через соотношение произведенных затрат (ресурсов) и по­лученных социальных результатов деятельности предприятий, так как:

- многие социальные результаты управленческой дея­тельности находятся вне зависимости от материальныхзатрат;

- произведенные затраты и полученные социальные ре­зультаты деятельности предприятий имеют, как правило, разные масштабы, измерители, опосредованную связь, стохастический характер;

- согласно математической теории перестроек в перестро­ечных условиях зачастую отсутствует пропорциональность меж­ду прилагаемыми усилиями и результатами.

В связи с этим целесообразно социальную эффективность менеджмента характеризовать только результирующими состав­ляющими, без затратных (ресурсных).

Социальную эффективность менеджмента целесообразно оценивать с помощью системы показателей, которую, по нашему мнению, можно разбить на 4 группы.

Прежде всего показатели, характеризующие условия труда работников организации:

- морально-психологический климат;

- уровень конфликтности в коллективе предприятия;

- удовлетворенность работников своим трудом;

- нервно-эмоциональная нагрузка;

- удельный вес творческих операций;

- уровень заболеваемости работников;

- уровень травматизма работников;

- обеспеченность работников предприятия санитарно- гигиеническими помещениями;

- температурный режим в рабочих помещениях;

- освещенность рабочих мест;

- напряженность, интенсивность труда;

- уровень шума, запыленности помещений;

- удельный вес нормируемых операций;

- рациональность режимов труда и отдыха;

- удельный вес неквалифицированного труда;

- внутренняя культура в предприятии;

- уровень механизации и автоматизации труда;

- уровень компьютеризации административно-управленчес­кого труда.

К показателям, характеризующим социально-бытовые ус­ловия работников организации, можно отнести:

- жилищные условия (обеспеченность жильем) работников и членов их семей;

- обеспеченность детскими дошкольными учреждениями;

- обеспеченность лечебными учреждениями;

- обеспеченность культурно-просветительными учрежде­ниями;

- обеспеченность путевками в санаторно-оздоровительные учреждения;

- уровень социальной активности работников; средняя заработная плата работников предприятия, в томчисле по категориям работников; текучесть кадров.

К показателям социальной эффективности менеджмента, характеризующим квалификацию работников, можно отнести следующие:

- общеобразовательный уровень работников;

- профессиональный уровень работников;

- уровень квалификации кадров;

- уровень экономической грамотности кадров;

- уровень правовых знаний работников;

- уровень общей культуры работников.

Основные показатели социальной эффективности менедж­мента, характеризующие организацию и мотивацию труда, это:

- дисциплина труда;

— исполнительская дисциплина;

- участие работников в управлении (выработке и принятии управленческих решений);

- уровень организации и оснащенности рабочих мест;

- обеспеченность работников нормативной документацией;

- материальное и моральное стимулирование работников;

- трудовая активность работников;

— соотношение формальных и неформальных структур.

Приведенные показатели социальной эффективности ме­неджмента, характеризующие состояние или уровень тех или иных явлений, являются статическими. Их могут дополнять ди­намические показатели, характеризующие развитие социальных явлений. Причем рост одних показателей (уровня квалификации кадров, обеспеченности работников жильем, уровня механиза­ции труда и др.) говорит о повышениисоциальной эффективно­сти менеджмента, рост других (уровня заболеваемости работни­ков, уровня конфликтности и др.) — о ее снижении. При этом можно производить сравнение фактически достигнутых показа­телей с базовыми, что позволяет реально представить степень социальных изменений в коллективеданного предприятия. Од­нако оценка социальных результатов нуждается в сравнении фактически достигнутых показателей с общественно необходи­мыми, отражающими требуемый уровень социального развития коллектива.

Показатели социальной эффективности менеджмента опре­деляют с помощью экономической и статистической отчетности, анкетирования работников, метода экспертных оценок и других. Причем некоторые показатели определяются с известной степе­нью условности, другие — вообще не могут быть выражены коли­чественно.

Приведенные частные показатели характеризуют ту или иную сторону социальной эффективности менеджмента. Разно­стороннюю ее оценку дает интегральный, обобщающий показа­тель. Для расчета его может быть использован следующий мето­дический подход.

Прежде всего выбирается несколько наиболее существен­ных характеристик (частных показателей) социальной сферы данной организации с учетом специфики ее деятельности и дру­гих факторов.

Далее методом экспертных оценок производится «взве­шивание» указанных частных показателей, в процессекоторо­го определяются «весовые» значения, степень важности каждо­го оцениваемого показателя. При этомв роли экспертов могут выступать директор, главные специалисты, а также ведущие работники планово-экономической службы предприятия. На­ряду с методом экспертных оценок можно использовать метод корреляционного анализа. В данном случае рассматриваемые «веса» находятся на основе коэффициентов парной корреля­ции, характеризующих значимость вклада частных показателей в обобщающий. При этом все показатели располагаются в ряд в предполагаемом порядке уменьшения их важности, после чего производится попарное сравнение соседних показателей, и на основе сравнения с учетом условия нормировки решается вопрос об их относительной значимости. После чего произво­дится оценка состояния конкретных показателей в рассматри­ваемой организации.

Обобщающий, интегральный, показатель социальной эф­фективности менеджмента (Ксэ) можно получить путем сумми­рования произведений оценок частных показателей на соответст­вующие весовые коэффициенты.

Используя данный показатель, можно осуществлять срав­нение социальной эффективности управления организацией в разные периоды, а также эффективности управления родственными организациями.

Между социальной и экономической составляющими эффективности менеджмента имеется кажущаяся внешне индифферентность, тем более что организация может иметь высокую экономическую эффективность управления и низкую — социальную, и наоборот.

Тем не менее между ними существует определенная взаимосвязь. Они образуют две взаимообусловленные стороны эффективности менеджмента. Более того, видна обусловленность достижения экономического эффекта достижением социального, и наоборот.

Вместе с тем не исключаются и существенные различия между социальной и экономической составляющими эффективности менеджмента во времени, месте, формах, а также целевой направленности реализации. Более того, в ряде случаев они могут быть совершенно разнонаправленными.

Тем не менее общим ориентиром, направлением, естественно, является повышение экономической и социальной эффективности менеджмента.

Рассмотренная система критериев и показателей социально-экономической эффективности менеджмента не является чем- то застывшим, неизменным, она диалектически изменяется вместе с развитием общества и экономики.

Использование показателей эффективности менеджмента позволяет диагностировать систему менеджмента, предупреждать возникающие при ее функционировании отклонения, вскрывать причины неэффективного управления, осуществлять научно обоснованное целеполагание деятельности органов управления, корректировать их дальнейшую работу.

Кроме того, это позволяет создать систему мотивации работников управления, поставить оплату их трудав определенную зависимость от эффективности деятельности по управлению. В связи с этим следует заметить, что, согласно теории катастроф, весьма важно, чтобы люди и органы, принимающие ответственные решения и реализующие их лично, материально зависели от реализации этих решений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: