Что такое время для человека?

Время, так же как и пространство, является атрибутом материи. Взаимосвязь пространства и времени реализуется в материальном единстве мира и достаточно четко описана физическими законами и.математическими формулами. Хотя наши знания о времени посто­янно пополняются, оно не перестает удивлять, и вряд ли когда-ни­будь мы до конца постигнем его великую тайну. Можно ли вообще найти ответ на вопрос, что такое время? Блаженный Авгусин писал по этому поводу: «Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как только хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик».

Для человека время имеет гораздо большее значение, чем про­странство. Мы редко задумываемся над пространственными харак­теристиками своего бытия, полагая, что в принципе (в принципе!) можем свободно перемещаться как в пространстве физическом, так и в биологическом (взять хотя бы институт брака), и в соци­альном (карьера, место работы и т. д.). А вот время... Времени человек боится, называя его то неумолимым, то быстротекущим. Для одних оно течет быстро, для других тянется медленно. Но все это суть субъективные переживания последовательности событий. На самом деле время не течет, не стоит, не кончается. Это такое же объективное свойство материи, как и пространство. Но если пространство выражает порядок одновременно сосуществующих объектов, то

ВРЕМЯ выражает последовательность сущес твования сменяю­ щих др уг друга явлений.

Что такое время в физической картине мира /'Раньше считали, что время необратимо и однонаправленно. Движение материи во време­ни вдет только в одном направлении: от прошлого к будущему. Время бесконечно. И цепь событий нигде не оборвана, звеньям ее нет числа. Затем появилась теория относительности, и стало ясно, что длитель­ность событий зависит от скорости движения материальных объек­тов. Время неразрывно связано с пространством.

Излюбленный сюжет фантастов 60-х годов: космический корабль, вернувшись на Землю, где прошло несколько сот лет с момента его вылета, привозит на планету космонавтов, которые постарели всего на несколько лет.

Эта неразрывная связь движущейся материи с ее пространствен­ными характеристиками заставляет подходить к проблеме времени дифференцированно — соответственно структурным уровням самой материи. Значит, можно говорить о времени физическом, биологичес­ком, социальном. То, что было сказано выше, относится к физичес­кому времени. Но все в нем не так просто.


 



3 Зак. 200



Bo второй половине XX века появилась теория И. Р. Пригожи на, которая, по сути дела, стала новой картиной мира. По мнению ученого, представление о времени как геометрическом параметре, не имеющем отличия от пространственных координат, присуще ньюто­новской картине мира, в рамках которой между настоящим, про­шлым и будущим не существует принципиальных различий. Этот образ, согласно Пригожину, не изменился сколь-нибудь существен­но и после создания квантовой механики и теории относительности. С точки зрения новой науки — синергетики, в основу которой легла теория Пригожина, мир — это совокупность нелинейных процессов, а вовсе не дом, построенный из элементарных частиц, кирпичиков материи. И эти нелинейные процессы имеют тенденцию к образова­нию сверхсложных систем, которые в представлении классической науки являются просто хаосом. Но динамический хаос — это некая сверхсложная упорядоченность в огромном многообразии упорядо­ченных структур.

Это означает, что время, в принципе, однонаправленно (развитие материальных систем идет от простого к сложному и сверхсложному), но в отдельных материальных структурах может быть обратимо (частный случай необратимости).

Сейчас известны опыты с обратимостью микровременных процес­сов, по пока эти отдельные экспериментальные результаты не позво­ляют подтвердить или опровергнуть гипотезу о «локусах обратимого времени».

Человек, имея двухсубстанциональную природу, безусловно, представляет собой сложную нелинейную систему, находя­щуюся в состоянии неустойчивого равновесия. Это означает, что человек как вид может под влиянием самых незначительных воздействий или флуктуации изменить свое состояние. Но, соглас­но синергетике, это будет новый уровень сложности, более того — человек, изменившись, структурирует порядок из хаоса. Это зна­чит, что время (физическое) для него однонаправленно. И свою жизнь он соотносит с адекватными такому положению дел мак­ропроцессами. Поэтому-то и привыкли мы к своим астрономичес­ким часам, искренне считая, что то, что они показывают, и есть время.

Относительность такого подхода хорошо иллюстрируется на при­мере остановившихся часов. Они не отсчитывают время, но два раза в сутки правильно его показывают. А вот часы, которые идут, но отстают хотя бы на секунду в день, всегда будут показывать время неправильно. Поэтому астрономическое время, по которому мы.живем, на самом деле то, что мы условились называть временем.

Сложные взаимоотношения человека с физическим временем прекрасно описаны в книге Льюиса Кэррола «Приключения Алисы и Стране Чудес». Вот отрывок из главы «Безумное чаепитие»:


...— Если бы ты знала Время так же хорошо, как я...сказал Болванщик. — Его не потеряешь! Не на такого напала!

Не понимаю, — сказала Алиса.

Еще бы!презрительно тряхнул головой Болванщик.Ты с ним

никогда и не разговаривала!

Может, и не разговаривала,осторожно сказала Алиса.Зато

не раз думала, как бы убить время.

А-а! Тогда все понятно,сказал Болванщик. — Убить Время!
Разве такое ему может понравиться! Если бы ты с ним не ссорилась,
могла бы просить все, что захочешь. Допустим, сейчас девять часов
утра, пора идти на занятия. А ты шепнула ему словечко, и
р-раз!
стрелки побежали вперед! Половина второгообед!

— Конечно, это было бы прекрасно,сказала Алиса задумчиво,
но ведь я не успею проголодаться!

Алиса, сама того не замечая, проводит разграничение между физическим и биологическим временем. Попробуем и мы провести такое разграничение.

¥/770 такое биологическое время?С древних времен люди связывали время не просто с материей, а именно с живой материей. Наверное, это происходило потому, что процессы в живом веществе соизмери­мы с периодом пребывания человека в этом мире, он может наблю­дать и замечать эти процессы — вот распустился цветок, вот родились котята или щенята, вот куколка превратилась в прекрасную бабочку. Это так легко заметить! Не то что движение электронов или вспышки сверхновых. Поэтому психологически время жизни было как бы настоящим, а время неживой материи воспринималось абстрактно. Впервые об этом сказано в Упанишадах (XI век до нашей эры):

От времени проистекают существа, и от времени они достигают

роста.

И во времени они исчезают.

Время — воплощенное и невоплощенное...

Это воплощенное время — великий океан творений. Однако все это означает лишь то, что великому океану творений присуще свое время — биологическое. Для человека (как и других живых существ) биологическое время измеряется законченными

жизненными циклами.

Тут возникает определенная трудность. Медикам хорошо извест­но, что каждая физиологическая система организма, например, имеет собственные циклы жизнедеятельности.

Существуют ритмы сокращения сердечной мышцы, существует скорость оседания эритроцитов, существуют менструальные циклы у женщин и т. д. Так что же взять за «единицу» биологического времени? Возможно, оно обладает только индивидуальными харак­теристиками. Возможно, существует единое «биосферное» время. Или мы живем по биологическим часам Вселенной? Эти вопросы


 




пока не нашли адекватного решения. Попробуем разобраться, что же такое «циклы жизнедеятельности».

То, что состояние человека изменяется ритмично, известно еще из Библии. Во «Втором послании к коринфянам» можно найти упоминание о сезонных изменениях. А греческий врач Герофил из Александрии еще за 300 лет до нашей эры обнаружил, что пульс у здорового человека меняется в течение дня. С древности люди подсознательно выбирали те часы для работы, когда чувствовали себя особенно бодрыми и полными сил. Только 400—500 лет назад человек начал жить по современным астрономическим часам, а до этого в них не было необходимости, как нет в них необходимости сейчас у животных и растений.

Но говорить о каком-то одном жизненом ритме организма, види­мо, нельзя. Дело в том, что в организме как бы много маленьких «биологических часов». И все они «тикают» по-разному. Секреция желчного пузыря и мочеиспускание, выделение желудочного сока и колебания артериального давления — все это и многое-многое другое объединено в целостную сбалансированную систему потому, что ритмы изменений в системах неодинаковы, но согласованны. И если какие-то из этих часов дали сбой, всем остальным требуется время, чтобы перестроиться, подладиться под «сломавшееся». Этот процесс обычно называют болезнью.

Например, нарушение менструального цикла вследствие физических перегрузок или стресса, воспалительного процесса или применения гор­мональных препаратовпричина, в данном случае, может быть любая. Организм начинает подстраивать другие свои ритмы к происшедшим изменениям: наблюдается брадикардия, падение АД, снижение ректаль­ной температуры, изменяется перистальтика кишечника.

Все эти изменения в ритмах различных систем организма на­правлены на одно — поддержание равновесия между организмом и средой или сохранение нормы нервных реакций, что, в принци­пе, одно и то же. Очевидно, что врач не может не учитывать изменения временных параметров в организме пациента, но как часто своим преждевременным вмешательством врачи усложняют задачу того самого организма, которому стремятся помочь! Нельзя забывать, что человеческое тело — это сложная самооргани­зующаяся система. Хронотипическое равновесие — один из основных принципов этой самоорганизации, поэтому преждевре­менное вмешательство в организм в случаях подобных нарушений может помешать процессу самостабилизации. Но вот если синхро­низировать «часы» различных систем организма ему самому не удается (состояния средней тяжести, тяжелые и критические), тогда помощь необходима. Однако в любом случае врачебная помощь должна учитывать системные ритмы и по возможности не нарушать их.


Так, известно, что быстрое введение в организм пациента пен то­щала натрия (внутривенно) приведет к резкому понижению АД и сосудистому коллапсу. Медленное введение той же дозы даст кратко­временный наркоз с небольшим снижением АД.

Нарушение ритмичности в организме с появлением болезни на­зывается хронопатологией. Но возникнуть она может не только бла­годаря патогенным факторам, но и в результате плохой организации нашей собственной психики. Изменения АД, тахикардия, дискине-зия желчевыводящих путей, даже частичный паралич — все это может настигнуть человека с неустойчивой психикой в том случае, если он подумает о неизбежности какого-то испытания или огорчения (на­пример, экзамен по философии). Но, поскольку мы обсуждаем здесь проблему времени в категориальном поле одной субстанции — материн, говорить об изменении временных параметров организма под влиянием психики преждевременно. Скажем только, что в по­добных случаях надо говорить уже не об организме, а о личности. Ее временная сущность получила название темпоральностъ (термин пришел из экзистенциализма). Но не говорить об этом совсем тоже нельзя, поскольку человек отличается еще одним типом временных характеристик, которые уже напрямую связаны с сознанием, а имен­но — социальным временем.

Что же такое социальное время?Не зная, что такое сознание, что такое социум, трудно дать правильный ответ. Остановимся пока на краткой характеристике.

Принято считать, что социальное время измеряется количеством переработанной информации. Другими словами, дольше — в соци­альном времени — живет тот, кто больше узнал, почувствовал, пережил. Классическим в этом плане является следующий пример.

А. прочел за один день одну книгу. В. прочел за 10 дней ту же книгу. Если принять это за единицу измерения социального времени, то А. прожил десять жизней В.

Разумеется, такой подход очень условен, но более подробно о социальном времени можно говорить только в отношении человека как двухсубстанционального существа. Только рассмотрев динамику психических процессов, можно понять скачки и аритмию социаль­ного времени индивида (восемь обязательных и еще несколько индивидуальных скачков). Можно говорить о том, что социальное время человека заканчивается зачастую раньше, чем биологическое, и что в социальном времени можно путешествовать... мысленно. И что социальное время бывает у общества свое, а у человека — свое. Но об этом — в следующих темах курса.



ТЕМАЗ


лениями о жизни и смерти, отношениях человека и природы, при­роды и цивилизации. Этому и посвящена данная тема.


 


ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Два мира есть у человекаОдин, который нас творил. Другой — который мы от века Творим по мере наших сил...

Н. Заболоцкий

Человек и Природа — единое целое. И все-таки он не может существовать в ней непосредственно: он погибнет, если не построит жилище, не сошьет одежду, не приготовит пищу. Другими словами, чтобы выжить, человеку нужно создать себе искусственную среду обитания — вторую природу. Значит, человек — это живое существо особого рода! В пользу этого утверждения говорит то, что природа существовала до человека и в какой-то момент своего существования породила то, что противостояло ей, — Человека. Человек — дитя Природы, и в этом смысле он, как утверждает философская антро­пология, принципиально тождественен животному. Человек проти­востоит Природе, и в этом смысле он принципиально противоположен животному. Парадокс человека как природного существа состоит в том, что он создает цивилизацию, чтобы сохранить свою природную сущность, ибо другой сущности у него нет. Но тогда что же он сам — биологический организм или духовная субстанция? Каким законам подчинена его жизнь — законам тела или законам души?

Эти вопросы отнюдь не риторические, от их решения зависят способы воздействия на человека. Для медицины это те самые врачеб­ные манипуляции, методы лечения, которые призваны не только помочь человеку родиться, не дать ему умереть преждевременно, сделать его здоровым. В медицине до сих пор ведутся споры о том, воздействует врач только на организм или на личность больного, насколько интеллект определяет здоровье, что предпочтительней — натуральные средства лечения или искусственные препараты, на­сколько правомерно и полезно использование медицинской техники в лечении, какие социальные условия и почему имеют патогенный характер и т. д., и т. п. Чаще всего решение этих практических вопросов зависит от объема знаний и мировоззренческих установок самих врачей. Поэтому справедливо дополнить специальные меди­цинские знания о природной сущности человека общими представ-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: