Содержание и методика работы над частями слова

Задачи ознакомления с однокоренными словами и морфемами:

—познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов;

—приступить к формированию понятия «однокоренные слова»;

—провести наблюдения над единообразным написанием кор­ня в однокоренных словах.

Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвое­нием их существенных признаков: 1) семантической общности (име­ют что-то общее по смыслу) и 2) структурной общности (наличие общего корня). Поэтому в процессе обучения следует создать ус­ловия для осознания учащимися этих признаков. Необходимо раз­вивать у школьников умение соотносить лексическое значение од­нокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее. Например: учащиеся сравнивают слова малина, малинник, малиновый и уста­навливают, что их можно объединить в одну группу родственных слов, так как все три слова сходны по смыслу и имеют одинако­вую, общую часть. Учащимся необходимо уяснить тот факт, что смысловая общность однокоренных слов создается общностью корня. Именно в корне заключается то общее, что «роднит» однокорен­ные слова, объединяет их в одну группу слов. Приставки и суф­фиксы вносят в смысл слова что-то свое; это создает своеобразие лексического значения каждого из однокоренных слов, отличает их друг от друга.

Для развития у детей умения распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам проводится противопостав­ление однокоренных слов и синонимов (смелый — смелость, сме­лость — храбрость), а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы (гора — горный — горняк, гора — гореть). Противопоставление однокоренных слов и сино­нимов предупреждает ошибочную ориентировку только на семан­тическую близость слов. Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы, позволяет предупредить ошиб­ку, связанную с ориентировкой только на структурную общность.

В русском языке в качестве однокоренных выступают слова, относящиеся к разным частям речи. В связи с этим целесообразно использовать анализ текстов, содержащих однокоренные слова раз­ных частей речи, а также проводить подбор однокоренных слов, отвечающих на вопросы кто? что? какой? что делать? При этом обязательным является сравнение слов в целях установления их сходства и различия со стороны смысла и состава.

Построить на уроке работу по ознакомлению с родственными словами можно следующим образом (фрагмент урока).

1. Учащиеся записывают под диктовку текст:

У Иры папа водитель. Он водит грузовую машину. У Наташи отец водник. Он плавает на судне по реке.

2. Наблюдение над родственными словами. Выделение
двух признаков родственных слов.

— Найдите в тексте близкие по смыслу слова и объясните, почему они близки:

Водитель

Водит

Выделите общую часть этих слов:

Водитель

Водит

3. Формулировка вывода: слова, которые имеют общую
часть и сходны по смыслу, называются родственными.

4. Первичное закрепление.

Почему слово водник не является родственным словам
водитель и водит ?

Подберите к нему родственные слова:

вода

водичка

водяной

Выделите общую часть.

В результате изучения морфемного состава слов решаются сле­дующие задачи:

— формирование понятий: «корень», «приставка», «суффикс»

и «окончание»;

—развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом;

—формирование навыка правописания проверяемых безудар­ных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов, а также навыка слитного и графически верного написания при­ставок;

—развитие умения осознанно употреблять в речи слова с при­ставками и суффиксами.

Особенности изучения корня. При формировании понятия «ко­рень» младшие школьники ориентируются на три признака корня, которые в обобщенном виде можно представить в следующей фор­мулировке: «Корень — главная часть слова, которая является об­щей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов». Главное положение, определяю­щее в целом методику работы над корнем, — это показ корня как основы лексического значения слова и усвоение данного понятия как общей части родственных слов, в которой заключена общность их семантики.

Понятие «корень» вводится на основе установления смысло­вой взаимосвязи между однокоренными словами, взятыми для на­блюдения. После этого слова сравниваются, выделяется корень и на основе обобщения делается вывод, который затем анализирует­ся с целью выяснить, насколько глубоко поняли его учащиеся. Работу на уроке по ознакомлению с корнем можно построить сле­дующим образом (фрагмент урока).

1. Подбор родственных слов к слову дом:

Дом

Домик

Домовой

2. Выделение общей части в родственных словах:

Дом

Домик

Домовой

— Общая часть родственных слов в грамматике назы­вается корнем, то есть корень— это общая часть близких
по смыслу слов. Если нужно выделить корень на письме, то
над ним ставят значок.

3. Первичное закрепление.

Можно ли находить корень, имея перед глазами или в уме только одно слово?

Почему нельзя?

– Какими должны быть слова, в которых находим ко­рень?

4. Осознание алгоритма определения корня слова.

Надо найти корень в слове ученик.

Что такое корень?

Подберем близкие по смыслу слова:

Ученик

Учить

Ученье

Сравним слова и найдем общую часть (корень).

Итак, что надо сделать, чтобы найти в слове корень?

5. Формулировка вывода.
Чтобы найти корень, надо:

1) подобрать родственные слова;

2) сравнить их;

3) выделить общую для них часть.

. Работа над формулировкой, данной в учебнике:

Прочитайте правило в учебнике.

Как по-другому названы в учебнике родственные слова?

Что означает название «однокоренные»?

7. Упражнения для закрепления вывода о выделении корня.

Работа над корнем не ограничивается двумя-тремя уроками, специально отведенными на эту тему. Наблюдения над корнем орга­нически входят в содержание уроков, на которых изучаются дру­гие морфемы, и позднее словообразовательные упражнения вклю­чаются в изучение частей речи.

Особенности изучения окончания. Методика работы над каж­дой из морфем имеет свои особенности, поскольку их лингвисти­ческая сущность специфична. Особым своеобразием отличается фор­мирование понятия «окончание», для которого ведущей является грамматическая функция.

Трудность усвоения окончания младшими школьниками обус­ловлена тем, что окончание является внешним средством выраже­ния грамматических значений слов. Не зная грамматических зна­чений слов, учащиеся, естественно, не могут осознать и функции окончания.

Изучение окончания начинается с раскрытия двух его призна­ков. Надо раскрыть как формальный признак (изменяемая часть слова), так и синтаксическую роль (служит для связи слова с дру­гими словами) окончания. Сделать это можно следующим образом (фрагмент урока).

1. Комментируемая запись текста.
Книга


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: