Задачи ознакомления с однокоренными словами и морфемами:
—познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов;
—приступить к формированию понятия «однокоренные слова»;
—провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением их существенных признаков: 1) семантической общности (имеют что-то общее по смыслу) и 2) структурной общности (наличие общего корня). Поэтому в процессе обучения следует создать условия для осознания учащимися этих признаков. Необходимо развивать у школьников умение соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее. Например: учащиеся сравнивают слова малина, малинник, малиновый и устанавливают, что их можно объединить в одну группу родственных слов, так как все три слова сходны по смыслу и имеют одинаковую, общую часть. Учащимся необходимо уяснить тот факт, что смысловая общность однокоренных слов создается общностью корня. Именно в корне заключается то общее, что «роднит» однокоренные слова, объединяет их в одну группу слов. Приставки и суффиксы вносят в смысл слова что-то свое; это создает своеобразие лексического значения каждого из однокоренных слов, отличает их друг от друга.
|
|
Для развития у детей умения распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов (смелый — смелость, смелость — храбрость), а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы (гора — горный — горняк, гора — гореть). Противопоставление однокоренных слов и синонимов предупреждает ошибочную ориентировку только на семантическую близость слов. Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы, позволяет предупредить ошибку, связанную с ориентировкой только на структурную общность.
В русском языке в качестве однокоренных выступают слова, относящиеся к разным частям речи. В связи с этим целесообразно использовать анализ текстов, содержащих однокоренные слова разных частей речи, а также проводить подбор однокоренных слов, отвечающих на вопросы кто? что? какой? что делать? При этом обязательным является сравнение слов в целях установления их сходства и различия со стороны смысла и состава.
Построить на уроке работу по ознакомлению с родственными словами можно следующим образом (фрагмент урока).
1. Учащиеся записывают под диктовку текст:
У Иры папа водитель. Он водит грузовую машину. У Наташи отец водник. Он плавает на судне по реке.
|
|
2. Наблюдение над родственными словами. Выделение
двух признаков родственных слов.
— Найдите в тексте близкие по смыслу слова и объясните, почему они близки:
Водитель
Водит
— Выделите общую часть этих слов:
Водитель
Водит
3. Формулировка вывода: слова, которые имеют общую
часть и сходны по смыслу, называются родственными.
4. Первичное закрепление.
— Почему слово водник не является родственным словам
водитель и водит ?
— Подберите к нему родственные слова:
вода
водичка
водяной
— Выделите общую часть.
В результате изучения морфемного состава слов решаются следующие задачи:
— формирование понятий: «корень», «приставка», «суффикс»
и «окончание»;
—развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом;
—формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов, а также навыка слитного и графически верного написания приставок;
—развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.
Особенности изучения корня. При формировании понятия «корень» младшие школьники ориентируются на три признака корня, которые в обобщенном виде можно представить в следующей формулировке: «Корень — главная часть слова, которая является общей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов». Главное положение, определяющее в целом методику работы над корнем, — это показ корня как основы лексического значения слова и усвоение данного понятия как общей части родственных слов, в которой заключена общность их семантики.
Понятие «корень» вводится на основе установления смысловой взаимосвязи между однокоренными словами, взятыми для наблюдения. После этого слова сравниваются, выделяется корень и на основе обобщения делается вывод, который затем анализируется с целью выяснить, насколько глубоко поняли его учащиеся. Работу на уроке по ознакомлению с корнем можно построить следующим образом (фрагмент урока).
1. Подбор родственных слов к слову дом:
Дом
Домик
Домовой
2. Выделение общей части в родственных словах:
Дом
Домик
Домовой
— Общая часть родственных слов в грамматике называется корнем, то есть корень— это общая часть близких
по смыслу слов. Если нужно выделить корень на письме, то
над ним ставят значок.
3. Первичное закрепление.
— Можно ли находить корень, имея перед глазами или в уме только одно слово?
— Почему нельзя?
– Какими должны быть слова, в которых находим корень?
4. Осознание алгоритма определения корня слова.
— Надо найти корень в слове ученик.
— Что такое корень?
— Подберем близкие по смыслу слова:
Ученик
Учить
Ученье
— Сравним слова и найдем общую часть (корень).
— Итак, что надо сделать, чтобы найти в слове корень?
5. Формулировка вывода.
Чтобы найти корень, надо:
1) подобрать родственные слова;
2) сравнить их;
3) выделить общую для них часть.
. Работа над формулировкой, данной в учебнике:
— Прочитайте правило в учебнике.
— Как по-другому названы в учебнике родственные слова?
— Что означает название «однокоренные»?
7. Упражнения для закрепления вывода о выделении корня.
Работа над корнем не ограничивается двумя-тремя уроками, специально отведенными на эту тему. Наблюдения над корнем органически входят в содержание уроков, на которых изучаются другие морфемы, и позднее словообразовательные упражнения включаются в изучение частей речи.
Особенности изучения окончания. Методика работы над каждой из морфем имеет свои особенности, поскольку их лингвистическая сущность специфична. Особым своеобразием отличается формирование понятия «окончание», для которого ведущей является грамматическая функция.
|
|
Трудность усвоения окончания младшими школьниками обусловлена тем, что окончание является внешним средством выражения грамматических значений слов. Не зная грамматических значений слов, учащиеся, естественно, не могут осознать и функции окончания.
Изучение окончания начинается с раскрытия двух его признаков. Надо раскрыть как формальный признак (изменяемая часть слова), так и синтаксическую роль (служит для связи слова с другими словами) окончания. Сделать это можно следующим образом (фрагмент урока).
1. Комментируемая запись текста.
Книга