Памятка разбора слова по составу

1. Определю, на какой вопрос отвечает слово и что оно обозна­чает (какой частью речи является).

Найду в слове окончание. Для этого изменю слово по числам или по вопросам (по падежам).

Найду в слове корень. Для этого подберу родственные слова с разными приставками и без приставок. Сравню слова и найду общую часть.

Найду приставку. Для этого сравню однокоренные слова с разными приставками и без приставки. Найду часть слова, стоящую перед корнем.

Найду суффикс, т.е. ту часть, которая стоит после корня и служит для образования слова.

 

Об уровне осознания роли той или иной морфемы учитель мо­жет судить по сформированным у детей умениям:

—выделить морфему из слова;

—самостоятельно подобрать слово определенного морфемного состава;

—словесно объяснить роль морфемы в слове;

—правильно употребить в предложении слова с приставками и суффиксами.

Проверить усвоение учащимися морфемного состава слова мож­но с помощью следующих вопросов и заданий.

1. Ответить на вопросы:

Какая часть в слове самая главная?

Почему вы так думаете?

Для чего служит в слове приставка? Докажите примером.

Какая еще часть слова служит для образования новых слов? Докажите.

Для чего служит в слове окончание? Докажите.

2. Сравнить два слова, учитывая их смысл и состав (напри­
мер: улететьприлететь, выходить — выбегать, береза — бе­резка).

Слова подобраны так, что первая пара слов позволяет выяс­нить понимание семантической роли приставки, вторая — корня, третья — суффикса.

3. Сравнить слова и определить, родственные они или нет:
школа, школьник, школьный, дошкольный.

Ответить на вопросы:

Какая часть слова делает их родственными?

Какая часть слова делает их разными по смыслу?

4. Разобрать слова по составу.

5. Подобрать слова, состоящие:

—из корня и окончания;

—из корня, суффикса и окончания;

—из приставки, корня и окончания и т.д.

6. Составить рассказ по опорным словам на заданную тему.

 

РАБОТА НАД СОСТАВОМ СЛОВА В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Цель изучения морфемного состава слова в III классе состоит в углублении знаний о словообразовательной и формообразовательной роли морфем, а также в подготовке учащихся к пониманию особенностей образования имен существительных, имен прилагатель­ных и глаголов. В русском языке каждой части речи свойственны определенные словообразовательные особенности и существует взаи­мосвязь между морфемным составом слова и его принадлежностью к той или иной части речи. Это то исходное лингвистическое положение, на котором основывается решение указанных выше задач.

В процессе изучения частей речи учитель знакомит детей с тем фактом, что образование одной части речи от другой или от той же самой части речи происходит с помощью приставки или суффикса. Главная трудность для школьников при изучении словооб­разования заключается в том, чтобы правильно определить произ­водящее слово. Для этого учитель предлагает детям установить, во-первых, от какого слова образовалось данное и, во-вторых, при помощи каких морфем. Но при этом обязательным является мор­фемный анализ слова, распознавание, какой частью речи являются производящее и производные слова. Учитель специально фиксирует внимание детей на том:

—от какой части речи образовано слово;

—при помощи какой морфемы;

—какой смысл имеет образованное слово;

—какой частью речи оно является.

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

Вопросы и задания к теме:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: