Задача пропедевтической работы (I класс) состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Специальному изучению морфемного состава слов предшествуют наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава. Наблюдения в I классе органически включаются в содержание изучаемого материала при возникновении необходимости раскрыть смысл слова, объяснить его написание.
Поиски ответа на вопрос: Почему тот или иной предмет так назван? — являются наиболее доступной для первоклассников формой подготовки к пониманию соотносимости однокоренных слов. От выяснения учащимися, почему предмет так назван, можно постепенно перейти к выяснению соотносимости в языке одного слова с другим (учебник — учить, скворец — скворечник и т.д.). При выяснении происхождения названия предмета или его признака учащиеся подводятся к установлению общности слов по смыслу и по составу. Все это помогает школьникам понять сущность образования однокоренных слов: одно слово образуется от другого на основе связи между понятиями, которые данные слова
|
|
обозначают.
Пропедевтическая работа в I классе подразумевает подготовительные упражнения, которые должны носить целенаправленный и систематический характер. Вместе с тем они не могут занимать много времени на уроке, ни в коем случае не должны проводиться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме. По возможности их надо увязывать с упражнениями по основному материалу урока.
Содержание подготовительных упражнений определяется целями, которые реализуются в результате их выполнения. Цели могут быть следующими:
1) исключить возможность смешения форм одного и того же слова
с однокоренными (родственными) словами; учащиеся часто включают в ряд однокоренных слов формы слова (сосна — сосны — на сосне);
2) предупреждать ошибки в результате смешивания синонимов с однокоренными словами и слов, имеющих омонимичные корни. Нередки случаи, когда учащиеся в ряд однокоренных слов относят слова-синонимы (смотреть — глядеть), а чаще слова с корнями-омонимами (гореть — горевать — горный);
3) воспитывать в детях привычку внимательно относиться к графической форме слова. Они должны в процессе упражнений убедиться, что при письме далеко не всегда можно доверять слуху: очень часто написание слова расходится с его произношением — написание надо проверять;
4) учить детей вслушиваться, вдумываться и всматриваться в
слово, чтобы обнаружить его смысловую связь с другими словами,
близкими по значению, но не одинаковыми, чтобы видеть сходство
и различие в звуковых и графических формах слов, т.е. развивать
в детях языковое чутье.