Пропедевтика изучения словообразования

Задача пропедевтической работы (I класс) состоит в подготов­ке учащихся к пониманию семантической и структурной соотно­симости, которая существует в языке между однокоренными сло­вами. Специальному изучению морфемного состава слов предше­ствуют наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава. Наблюдения в I классе органически включаются в содержание изучаемого материала при возникновении необходимости рас­крыть смысл слова, объяснить его написание.

Поиски ответа на вопрос: Почему тот или иной предмет так назван? — являются наиболее доступной для первоклассников фор­мой подготовки к пониманию соотносимости однокоренных слов. От выяснения учащимися, почему предмет так назван, можно по­степенно перейти к выяснению соотносимости в языке одного слова с другим (учебникучить, скворец — скворечник и т.д.). При выяснении происхождения названия предмета или его признака учащиеся подводятся к установлению общности слов по смыслу и по составу. Все это помогает школьникам понять сущность об­разования однокоренных слов: одно слово образуется от другого на основе связи между понятиями, которые данные слова

обозначают.

Пропедевтическая работа в I классе подразумевает подгото­вительные упражнения, которые должны носить целенаправленный и систематический характер. Вместе с тем они не могут занимать много времени на уроке, ни в коем случае не должны прово­диться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме. По возможности их надо увязывать с упражнениями по основному материалу урока.

Содержание подготовительных упражнений определяется це­лями, которые реализуются в результате их выполнения. Цели могут быть следующими:

1) исключить возможность смешения форм одного и того же слова
с однокоренными (родственными) словами; учащиеся часто включают в ряд однокоренных слов формы слова (сосна — сосны — на сосне);

2) предупреждать ошибки в результате смешивания синони­мов с однокоренными словами и слов, имеющих омонимичные корни. Нередки случаи, когда учащиеся в ряд однокоренных слов относят слова-синонимы (смотреть — глядеть), а чаще слова с кор­нями-омонимами (гореть — горевать — горный);

3) воспитывать в детях привычку внимательно относиться к графической форме слова. Они должны в процессе упражнений убедиться, что при письме далеко не всегда можно доверять слуху: очень часто написание слова расходится с его произношением — написание надо проверять;

4) учить детей вслушиваться, вдумываться и всматриваться в
слово, чтобы обнаружить его смысловую связь с другими словами,
близкими по значению, но не одинаковыми, чтобы видеть сходство
и различие в звуковых и графических формах слов, т.е. развивать
в детях языковое чутье.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: