Аналитическая журналистика

11. Особенности аналитических жанров журналистики. Проблема, проблемная ситуация, событие как предмет речи жанров аналитики.

12. Аналитический и информационный отчеты (общая характеристика жанра).

13. Аналитическая и информационная корреспонденции: сходства и отличия.

14. Статья, ее жанровые разновидности. Общая характеристика общеисследовательской статьи.

15. Характеристика тактико-аналитической и полемической статей как жанров журналистики.

16. Рецензия. Требования к работе журналиста-рецензента.

17. Комментарий, жанровые разновидности комментария.

18. Обзор прессы, обозрение, письмо (на примере анализа предложенных образцов).

19. Рейтинг и прогноз как жанры аналитической журналистики (на примере анализа предложенных образцов).

Курс, 9 семестр

Художественная публицистика

1.Особенности художественно-публицистических жанров: связь с публицистикой и художественной литературой, отличия. Общая характеристика жанров.

2. Зарисовка как жанр художественно-публицистической журналистики. Разновидности зарисовки. Рекомендации к созданию зарисовки.

3. История становления жанра очерка. Жанрообразующие черты очерка. Рекомендации к созданию очерка. Жанровые разновидности очерка (портретный, путевой, проблемный). Сходства и отличия.

4. Эссе как жанр художественной публицистики: история возникновения, разновидности эссе. Рекомендации к созданию эссе.

5. Сатирическая журналистика. Жанр фельетона в системе жанров художественной публицистики. Памфлет как жанр сатирической журналистики. Отличия от фельетона.

Детская журналистика и журналистика для детей

7. Становление детской журналистики в конце 18-19 веков.

8.Тенденции развития детской журналистики в начале 20 века. Советская детская журналистика (1930-1980 гг.)

9. Понятия «детская журналистика» и «журналистика для детей». Типологические особенности детских изданий (классификация современных детских журналов и газет). Основные принципы создания детского периодического издания.

10. Особенности детских периодических печатных изданий: языковые особенности, оформление, жанровый репертуар. Специфика телевизионной и радийной детской журналистики: жанровый репертуар, типология.

Экзаменационные вопросы

Курс, 10 семестр

Основы рекламы и связей с общественностью

1. Реклама и PR: сходства и отличия, определение ключевых понятий. Место рекламы и PR в системе современных массовых коммуникаций.

2. Реклама как коммуникативная единица. Структура рекламного текста (слоган, эхо-фраза).

3. Формы и виды PR-деятельности. Направления PR-деятельности. Внешний PR. Виды PR-событий. Внутренний PR. Особенности.

4. Письменная PR-коммуникация (правовые и этические аспекты). Виды PR-обращений (общая характеристика).

Интернет-журналистика

5. Современная интернет-журналистика (онлайн-журналистика, сетевая журналистика): свойства. Онлайн-СМИ. Современные проблемы и новые тенденции в сетевой журналистике. Новостные порталы. Телевидение в Интернете. Радио в Интернете.

6. Блог как форма гражданской (общественной, народной) журналистики. Обзор блогов (2-3 по выбору студента).

7. Жанры интернет-журналистики (новость, репортаж, взгляд, аналитические статья, обзор, очерк).

8. Сетевое издание: организация и особенности функционирования. Проектирование структуры сайта.

Задания для самостоятельной работы

Практические задания

Для студентов 1 курса (2 семестр)

Задание 1. На основе фактов, сообщённых в материале, напишите хроникальное сообщение.

Водные символы лета

Скоро взмоют вверх холодные струи воды, заблестят-засияют, заиграют переливами, забрызгают облаком воды тех, кто подойдет слишком близко, - оживут городские фонтаны. Уже в конце этой недели, к 1 Мая, проснется чаша на Театральной площади и красавец фонтан у здания городской администрации. А чуть позже, накануне Дня Победы, зашумит-запенится вода в Саду металлургов и на Площади общественных мероприятий в Новоильинке.А пока, чтобы вдохнуть жизнь в новокузнецкие фонтаны, над ними, точнее говоря, прямо в них, трудится бригада Службы инженерной защиты и искусственных сооружений. "Ревизию начали еще на прошлой неделе, в основном обошлись мелким ремонтом оборудования, - рассказывает начальник участка СИЗиИС Александр Бунин. - А вот в Новоильинке пришлось устанавливать новый дополнительный насос - старый вышел из строя".

В Саду металлургов в негодность начали приходить гранитные плиты, покрывающие конструкцию фонтана. По словам Александра Бунина, пришлось закрывать пробоины обычной штукатуркой - мрамора-гранита в распоряжении работников, увы, не имеется, а денег в бюджете на это предусмотрено не было.

Подготовка фонтанов к запуску обошлась примерно в один миллион рублей. Причем половина средств потрачена на наконечники форсунок, без которых невозможен красивый рисунок бьющих вверх струй. Старые наконечники злоумышленники еще прошлым летом умыкнули все до одного. "Скорее всего, чтобы сдать на металл", - вздыхает Александр Бунин. А вот еще вредительство со стороны горожан - ежегодно перед запуском работники СИЗИС, словно из огромных пепельниц, выгребают из фонтанов кучи окурков, бутылок, фантиков...

Так или иначе, сегодня все четыре городских фонтана вычищены и отмыты, поблескивает на солнце и еще пахнет свежая краска на трубах и чашах. Красавцам на Театральной площади и у здания администрации осталось нарядиться в разноцветные огоньки подсветки. И уже через несколько дней они вместе со своими струями прольют на Новокузнецк радость, смех и ощущение близкого лета.

 

Задание 2. Напишите заметку для газеты, воспользовавшись следующей информацией.

04.06.2010 Сегодня в Полысаеве определится победитель областного конкурса «Молодая семья Кузбасса».

|Конкурс проводится уже восьмой год подряд областным департамен­том молодежной политики и спорта.

Путевку в нынешний финал, проходящий в Полысаеве, получили че­тыре семьи, которые набрали наибольшее число баллов в отборочных этапах, опередив 26 семей-претендентов.

В финал вышли Яковлевы из Тяжинского района, Теслевы из Юрги, Андреевы из Новокузнецка и Филькины из Полысаева. Одним из зада­ний для них стал конкурс «Доброе дело своими руками»: накануне финала молодая семья должна была сделать доброе дело, направлен­ное на решение социально значимых задач в городе, улице, подъезде или учреждении, где живет или работает. Так, финалисты из Полысае­ва провели игровую программу для воспитанников детского приюта. Тисульцы вручили ребятам из сельско­го детсада игрушки, собранные в районе в ходе акции «Подари улыбку детям». Юргинцы поздравили с днем рождения воспитанника детдома. Новокузнечане благоустроили двор.

Семьям, вышедшим в финал, предстояло два дня конкурсных испытаний. Вчера, в первый день, они состя­зались в спортивных соревнованиях, а сегодня покажут - творческие способности. Полысаево встретил гос­тей в четверг ярким солнцем, теплым ветром и дружными аплодисментами болельщиков, собравшихся на городском стадионе имени А.Н.Абрамова. Семьи проявили себя в спортивно-туристическом конкурсе «Сильные и смелые на солнце загорелые!». Они прыгали в длину, устраивали гонки на спортивных автомо­билях, поучаствовали в легкоатлетической эстафете и "веселых стартах", прошли лабиринт и полосу препят­ствий.

Последнее задание - полосу препятствий - оказалось одним из самых сложных для участников. Не каждый день фельдшеру скорой помощи, школьному учителю, шахтеру, педагогу вуза приходиться вместе с детьми на скорость ставить палатки (на снимке), проходить по веревкам, закрепленными между деревьями в полу­тора метрах от земли, носить на носилках пострадавших, вязать туристические узлы, ловко бегать по пням и бревнам... Однако все мамы и папы, дочки и сыновья успешно справились с испытанием, показали тури­стические навыки, спортивную подготовку, сплоченность и взаимопомощь.

Кто победит в нелегкой борьбе, станет известно сегодня вечером в местном Дворце культуры «Родина», где пройдет творческий этап конкурса «Молодая семья Кузбасса». Подарком для финалистов станет выступле­ние Людмилы Сенчиной.

В российских СМИ обнародование сообщений, полученных скрытой записью, допускается, если:

• это не нарушает конституционных прав гражданина и человека;

• это необходимо для защиты общественных интересов;

• демонстрация записи производится по решению суда.

Задание 1. Прочитайте интервью. Определите: а) жанровую разновидность интервью (портрет, зарисовка, спор, монолог, сообщение, оперативное); б) принцип расположения сведений в жанре (хронологический, логический, интуитивно-импровизационный); в) структуру жанра (вводную часть, преамбулу интервью, контактные и основные вопросы, завершающий этап интервью); объясните свою точку зрения. Выделите располагающие, на ваш взгляд, фразы, используемые журналистом в беседе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: