С «Газпрома» требуют полмиллиарда долларов за его же украденные акции

“Газпром” — одна из крупнейших корпораций в мире, имеющая репутацию сильной и процветающей компании. Никто, казалось бы, не способен поколебать газовую монополию. И уж тем более попытаться ее “подставить” самым наглым образом. В действительно­сти, однако, оказалось, что можно не только украсть акции “Газпрома”, но и выставить самой компании “счет”: мол, кроме вас, заплатить некому.

Именно так можно резюмировать историю с кражей 50 миллионов акций “Газ­прома” стоимостью в полмиллиарда долларов из уставного капитала ОАО “Росгазифика­ция”. В первые месяцы 2000 года эти акции ушли со счетов “Росгазификации” на счета подставных фирм и были проданы на рынке. Следствие окончилось технической победой правосудия: “стрелочник” получил мягкий приговор и вышел на свободу. Акции же раство­рились бесследно. А “Росгазификация” теперь пытается вытребовать деньги почему-то с “Газпрома”. “Новая” провела собственное расследование обстоятельств этого необыч­ного дела.<…>

Адвокат Михаил БАРЩЕВСКИЙ, полпред правительства РФ в высших судебных ин­станциях, в беседе с корреспондентом “Новой” также выразил сомнение в том, что сто­личное ГУВД способно решить проблему своими силами: “Я вообще не очень понимаю, по­чему расследованием занимаются органы внутренних дел, а не Генпрокуратура. Потому что дело, во-первых, знаковое, во-вторых, сумма огромная. Это дело имеет колоссальное значение для российской экономики и фондового рынка. Если подобного рода вещи будут происходить, то российский фондовый рынок умрет, не родившись. При всем моем порой скептическом отношении к Генеральной прокуратуре, в данном случае этим, конечно, должна была заняться именно она”.

Ринат Хисаинов

Текст 5. ИЗ ЖИЗНИ ЗВЕЗД (А. Константинов)

Национальную гордость России и одну из визитных карточек Петербурга - Ма-риинский театр - преследуют неудачи. Вслед за скандалом вокруг сенсационной эпопеи со взятками в Храме культуры, последовала новая напасть.

По некоторым сведениям, контрольные органы, проводившие проверку финансово-хозяйственной деятельности театра, предъявили Мариинке штрафные санкции на сумму в 3 миллиарда рублей. Очень солидные штрафы предъявлены и конкретным персонам. Театр, и без того переживающий не лучшие времена, фактически оказался на грани банкротства.

Конфуз

29 сентября 1995 года стало черным днем для Мариинки. В этот день оператив-никами в своем кабинете был задержан директор театра Анатолий Мальков, только что получивший 10 тысяч долларов от канадского импресарио, организовывавшего зарубежные гастроли прославленной труппы. В тот же день в УБЭП ГУВД было возбуждено уголовное дело по факту получения взятки г-ном Мальковым. Одного этого было бы уже достаточно, чтобы разразился страшный скандал. Днем позже в изолятор временного содержания был доставлен главный балетмейстер театра Олег Виноградов. Мэтр, которому также предъявили свидетельства получения денег от импресарио, написал явку с повинной.

Конечно же, операция по задержанию Малькова не была случайным экспромтом. На протяжении нескольких предшествующих месяцев сотрудники УБЭП вели сбор оперативных материалов по "театральному делу". На захвате одного из фигурантов с поличным во время получения взятки настоял заместитель прокурора города Евгений Шарыгин, которого за несколько дней до кульминации познакомили с материалами.

Случай не заставил себя ждать. В конце сентября в Петербург для заключения очередного контракта с театром прибыл импресарио Джон Криптон, еще в январе поведавший сотрудникам УБЭП о постоянном вымогательстве у него денег руководством Мариинки за сотрудничество. 28 сентября Криптон сообщил оперативникам, что накануне встречался с Мальковым, велевшим передать ему 10 тысяч долларов за предыдущие гастроли. Он не собирался отказываться от этого платежа, так как был заинтересован в подписании нового контракта. Операцию решили провести 29-го. Сыщики предложили Криптону пометить купюры, предназначенные для передачи Малькову. Канадец предоставил сотрудникам УБЭП 10 тысяч долларов стодолларовыми купюрами, которые были обработаны спецсоставом и возвращены импресарио. Кроме того, Криптона снабдили диктофоном для записи разговора с Мальковым.

Предполагалось, что, войдя в кабинет директора, Джон передаст конверт с деньгами, подпишет контракт, ради которого приехал, и запишет разговор на пленку. В случае, если сделка состоялась, выходящий из кабинета импресарио должен был подать условный сигнал находившимся поблизости оперативникам.

Вроде бы ничего хитрого. Однако на месте случилась небольшая неувязка, ока-завшаяся впоследствии роковой. Около 13 часов Криптон вошел в кабинет директора. Мальков деньги взял, но контракт подписывать не торопился, заявив, что его необходимо согласовать с Виноградовым. Так как деньги были переданы, Джон вышел из кабинета и подал условный сигнал.

К Малькову тут же проследовали сотрудники УБЭП с понятыми. Отпираться было бессмысленно, и директор, на руках которого обнаружили следы спецсостава, тут же выдал полученную сумму, пояснив, правда, что 10 тысяч долларов являются премией за со-действие в проведении гастролей. (В чем выражалось это содействие - выяснить позже так и не удалось.)

Конфуз с нестыковкой при передаче денег сразу же дал основания предполагать, что Мальков так и не предстанет перед судом. Для такого предположения были и другие основания. Скандал подобного рода - не банальная криминальная история, это уже большая политика. А в большой политике любые законы действуют с оговоркой. Как известно, "все звери равны, но одни равнее других".

Мы вряд ли когда-либо узнаем имена высоких покровителей оскандалившихся театральных деятелей, хотя не приходится сомневаться, что такие покровители существовали. На это намекали и многие собеседники, с которыми мы разговаривали о ситуации в Мариинском.

Задание 3. Прочитайте текст. Назовите жанр расследовательской журналистики, к которому он относится. Поясните свою точку зрения. Какова, на ваш взгляд, цель журналиста в оценке представленных событий?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: