Под рекреационными ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для со-здания туристского продукта.
Свойства рекреационных ресурсов: привлекательность, климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, социально-демографические характеристики, потенциальный за-пас, способ использования и др. Данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях.
Типология рекреационных ресурсов.
Рекреационные ресурсы условно можно подразделить на природные и социально-экономические (социально-культурные).
Природные ресурсы туризма классифицируют:
– по принадлежности к определенным компонентам природной среды (климатические, водные, лесные и т. д.);
– по функциональному назначению (оздоровительные, познавательные);
– по иссякаемости (иссякаемые объекты: охота, рыбалка, и неиссякаемые: солнце, морская вода);
– по возобновляемости (возобновляемые: растения, животные, и
|
|
невозобновляемые: лечебные грязи, памятники культуры).
Социально-экономические ресурсы включают:
– культурно-исторические объекты (памятники и памятные места, музеи, архитектурные ансамбли);
– культурно-исторические явления (этнографические, религиозные);
– экономические (финансовые, инфраструктурные, трудовые).
Несмотря на свою социально-гуманную роль, туризм видоизменяет окружающую среду. Снижение ущерба индустрии туризма окружаю-щей среде регулируется на государственном и международном уровнях
путем экологического просвещения, налогового регулирования, ограничения туристско-рекреационной нагрузки на природные ресурсы и т. д.
Таким образом, рекреационные ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и как основа для планирования производства туристского продукта.
Определение понятий: «центр туризма» и «туристский центр».
Если понятие «центр туризма» раскрывает ресурсную сторону местности, то понятие «туристский центр» – уровень информированности о нем туристов.
И.В. Зорин, ведущий российский специалист в области туризма, выделил три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью), реализующие (связанные с ресурсами) и локализующие (связанные с информированностью населения). Локализующие информационные факторы оказывают максимальное воздействие на формирование географии туристских центров. В Российской Федерации информационно-локализующий аспект является ведущим при характеристике и оценке туристских центров.
Туристскими центрами могут быть: город, поселок, сельский населенный пункт, специальный центр обслуживания туристов, река, озеро, море (океан), горный массив, уникальные и типичные ландшафты, национальные парки, заповедники, заказники, видовые площадки, административные районы, области и края, республики.
|
|
Для популяризации туристских центров используются традиционные и новые информационные системы: каталоги туроператоров, справочники и энциклопедии, интерактивные энциклопедии, рекламные проспекты туроператоров, учебники по курсу «География туристских центров».
Туристские центры Российской Федерации описаны в интерактивных энциклопедиях по причине их доступности как туроператорам, так и туристам.