Сущность профессии педагога, ее особенности, функции

Педагог (учитель, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

В настоящее время в обыденной и научной речи используются два термина: «учитель» и «педагог». «Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, т.е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в других областях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т.д., чьи знания и опыт становятся достоянием других». «Учитель – лицо, передающее другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле – должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе».

В профессии педагога заключено следующее важное для понимания ее сущности противоречие: с одной стороны, эта профессия одна из самых массовых, а с другой – орудиями труда для нее являются функциональные средства организма. Поэтому человеку, претендующему на эту профессию, важно иметь не только хорошее здоровье, но и необходимые для этой профессии задатки, которые разовьются в способности, а также в соответствующие знания и умения. Подчеркнем, многое зависит от природных предпосылок, задатков, психологической готовности личности, от ее стремления хорошо выполнять социальные и профессиональные функции педагога.

Как и у всякой другой, у педагогической профессии есть свои особенности.

1.Преемственно-перспективный характер деятельности педагога. Владея опытом прошлых поколений, педагог должен хорошо ориентироваться в современной жизни и проектировать развитие личности на перспективу, опираясь на контуры будущей жизни.

2. «Объектом» педагогической деятельности является воспитанник или группа учащихся, которые в то же время являются субъектами собственной деятельности, а значит, имеют свои потребности, цели, мотивы, интересы, ценности и т.п., которые регулируют их деятельность и поведение. Взаимодействие между педагогом и учащимися есть не субъектно-объектное, а субъектно-субъектное.

3. Педагогическая деятельность имеет групповой (коллективный) характер, так как трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи в процесс и результат образования воспитанника. В педагогике существует понятие совокупного субъекта педагогической деятельности (например, педагогический коллектив образовательного учреждения).

4. Профессиональная деятельность педагога многофакторна. Она проходит в природной и социальной среде, которая, представляет мощный, чаще всего неуправляемый фактор развития воспитанников. Педагогу приходится вести поиск благоприятных влияний среды, используя их в своей работе, и «бороться» с неблагоприятными её воздействиями.

Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся.

Главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

1. Педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапекаждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

Целеполагание. Цель представляет собой ключевой результат педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.

Диагностическая функция. Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся

Проективная (проектировочная) функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

Функция планирования. Диагноз, прогноз, проект являются основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

2. На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

 

8.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯ-ТЬ:СУЩНОСТЬ,СТРУКТУРА,ФУНКЦИИ.

.Совокупн професс-но обусловлен требований к личн педагога отражена в его профессиограмме – идеальной модели (образце, эталоне) педагога (уч-ля, восп-ля, клас руков-ля и т.д.), в которой представлены основные качества личности, ЗУН, необход для выполн фун-й педагога. Это документ, в котором дана полная квалифик-ая характ-ка уч-ля с позиций требований, предъявляемых к его ЗУН, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. Профессиограмма (модель) учителя описывает требования к его педагог компетентности.

Под профессион-педагог-й компетентностью поним единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей проф деят-ти. Содержание теоретической готовности составляют, во-1х, знания (общенаучные, психолого-педагогические, специальные); во-2х, аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Содержание практич готовности педагога вкл 2 гр умений: организаторские и коммуникативные. В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности: социально-нравственная, познавательная, профессионально-педагогическая.В профессиограмму педагога вкл также педагог способ-ти - определенные индив-но-психологические особенности и св-ва личности, позволяющие ей достигнуть выс результатов в пед деят-ти. К осн педаг способн отн: гностические (способ к изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов, явлений); академические (способ к профес-му росту и самосовершенствованию; связаны с усвоением знаний, формир-ем умений и навыков в соответствующей области науки); дидактические (спос адаптировать учебный материал с целью успешного его понимания уч-ся); коммуникативные (спос к эффективному общению с разными возрастными группами людей); речевые (спос адекватно своим желаниям выражать чувства и мысли); экспрессивные (спос, позволяющие уч-лю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала); перцептивные (спос, позволяющие понимать другого субъекта без вербальной информации, проявляющиеся в психологической наблюдательности педагога по отношению к уч-ся, проникновении в их внутреннее душевное состояние), в том числе эмпатия (спос к сопереживанию, разделению интересов, забот, радостей и огорчений восп-ка); суггестивные (спос эмоц-но-волевого влияния на личн, спос к внушению); конструктивные (спос планировать пед деят-сть в соответствии с целями и задачами); организ-е (спос организовать собств деят-ть и деят-ть уч-ся); творческие (спос выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии); педагогическая интуиция (спос предугадывать ход пед процесса, его возможные результаты и осложнения); спос к саморегуляции (возможность проявлять эмоциональную устойчивость, самообладание, владеть собой в ситуации и этой ситуацией).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: