Виды педагогической деятельности

педаг деят-ть-деят-ть, котор заним представители педагог профессии (педагоги). Педаг-я деят-ть – это особый вид соц деят-ти, направл-й на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, созд. условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных соц ролей в обществе.

ПД может быть непрофесс-й и профессй. Непрофес пед деят-ю, заним родители, обществ организации, руководители предприятий и учреждений, учебные, производственные и др группы, в известной степени СМИ. ПД как профес имеет место в специально создаваемых обществом образовательных учрежд-х. Проф ПД – это вид проф деят-ти, содержанием котор явл воспитание, обучение, развитие обуч-ся.

Субъектами ПД явл педагоги, родители, группа (коллектив) уч-ся. Объект – тот, кого воспитывают, формируют как личность. Объект ПД сам явл субъектом. Общая цель ПД – приобщение ч-ка к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности. Реализация общей цели ПД связана с решением таких соц-педагог-х задач, как формирование воспит-й среды, организация деят-ти воспитанников, создание воспит-го коллектива, развитие индивидуальности личности. К средствам ПД отн-ся содержание пед процесса, всевозможные носители информации (литература, СМИ, технические средства) и др. Предметом ПД явл разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т.п. На конкретном этапе ПД предметом становятся отдельные направления развития.

Результат ПД соотносится с её целью, а предмет – с продуктом. Результат – это реально достигнутый итог ПД. Продуктом ПД могут быть новообразования в развитии личности. К ним можно отнести: физическое здоровье индивида, его ЗУН, черты характера. Конечным продутом ПД можно считать, например, воспитанность (по И.И. Прокопьеву)

Структурные компоненты: гностический(гностическая деят-ть – это деят-ть по изучению, исследованию (диагностированию) педаг объектов и явлений. Предметом и резул гностической деят-ти явл знание педагогом содержания педагог процесса, педагог ср-тв, технологий; знание о структуре, видах и способах организации деят-ти в процессе воспитания и обучения и т.д.), проектировочный(вкл постановку целей обучения и воспитания, определение стратегии и способов их достижения.), конструктивный(деят-сть предп отбор учебного материала, планирование и построение педагог процесса; планирсвоих дейс и действ уч-ся; проектирование учебно-материальной базы педагог процесса в соответствии с задачами обуч и восп.), организаторский(предп выполнение системы действий, направленных на вкл уч-ся в различные виды деят-ти, формирование коллектива, а также на организацию педагогом собств деят-ти), коммуникативный (напр на установление педагогически целесообразных отношений уч-ля с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями и т.д.) (по Н.В. Кузьминой).

10. Понятие «методология педагогики». Основные методологические положения педагогической науки.

Методология – с греч. «metodos» – путь к чему-либо: способ действия, т.е. это наука о методах, применяемых в той или иной научной обл.

М етодология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Различают 2 уровня методологии: ур-нь практ. д-ти и ур-нь науки. Различают несколько уровней методологии в педагогике: 1) общенаучная методология (основу составляет материалист. диалектика, теория познания, логика) 2) частно-научная методология (совокупность принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине.)3) предметнотематический (методология целеполагания, методология содержания образования…)

Функции методологии педагогической науки (педагогики):

гносеологическая (познавательная) функция – реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, процессов;

праксеологическая (преобразовательная) функция – обеспечивает целеполагание, достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику.

аксиологическая (оценочная) функция или функци я критики развития педагогической науки

рефлексивная функция – направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки.

функци я нормативного предписания – показывает "что должно быть и как";

эвристическая (творческая) функция – заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Основными методологическими подходами в педагогике являются:

1) системный – исследовать объект означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:

- принцип целостности, который отражает зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;

- принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы;

- принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемых, в свою очередь, как системы;

2) личностный – в педагогике означает признание социальной, деятельной и творческой сущности личности. Личность рассматривается как продукт общественно-исторического развития и носитель культуры.

3) деятельностный –в педагогике вслед за философией и психологией утверждает, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности, есть форма активности человека, выражающаяся в его практическом, исследовательском отношении к миру и самому себе

4) культурологический – утверждает, что педагогический процесс должен быть организован как освоение ребенком культуры современного общества во всех ее аспектах. Это отражено, в частности, целях образования (базовая культура личности, культура самоопределения, культура труда, культура здорового образа жизни и т.п.).

5) антропологический – системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания в процессе организации и осуществления педагогического процесса.

Методы педагогического исследования – это способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Остановимся на общепринятой классификации методов педагогического исследования, в соответствии с которой их подразделяют на общенаучные и конкретно-научные.

К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:

общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, т.е. логические методы);

социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: