double arrow

Этапы социометрического опроса

Подготовительная фаза. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Очень важно прояснить для чего проводится исследование, какие данные хочет получить заказчик (если таковой присутствует).

Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с участниками коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Предварительные беседы с членами коллектива повышают их психологическую готовность к предстоящему опросу. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание и количество социометрических критериев.

Вторая фаза. Любой социометрический опрос начинается с обращения к участникам опроса. Основная функция обращения к опрашиваемому (респонденту) заключается в том, чтобы заинтересовать его в участии и побудить к внимательному и правдивому заполнению карточки. Важно проинформировать участников исследования о целях опроса, способе заполнения карточки, о гарантиях конфиденциальности и т.п. Проведение собственно опроса включает: инструктирование респондентов, раздачу социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек. Опрос может проводиться также в устной форме, тогда данные заносятся в специально подготовленную таблицу.

Фаза обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде; проверка надежности полученных данных. Интерпретация результатов на основе различных способов анализа данных.




Завершающая фаза. Получение выводов и по необходимости рекомендаций. Сопоставление с данными других методов.

Центральным в процедуре опроса является выбор социометрического критерия. Критерий - это основание выбора, в качестве которого выступает конкретная содержательная ситуация контактирования с другими людьми (дежурство, поход, день рождения и так далее). Критерий выглядит как вопрос, который задается группе. На основании социометрического критерия осуществляется предпочтение (положительный выбор) или отклонение (отрицательный выбор) одним индивидом другого. Критерий должен быть сформулирован таким образом, чтобы побуждать человека осуществлять выбор для совместной деятельности или отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы. Например: "С кем из твоей группы ты бы стал готовиться к совместному докладу?", "Кого из одноклассников включил бы в свою команду КВН?", "С кем из членов бригады Вы хотели бы работать в паре?" и т.п.



Требования к проведению социометрического опроса. Для получения данных при проведении социометрического опроса важно соблюдать следующие требования:

1. Опрос лучше проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности, на основе которого уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами (совместная работа, учеба и т.д.).

2. Каждый член группы должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими.

3. Размер коллектива должен предоставлять ее членам возможность активного непосредственного общения. Слишком большой размер коллектива может снизить качество получаемой информации.

4. Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом.

5. Социолог или психолог, применяющий методику изучения взаимоотношений в группе, в своем устном выступлении перед группой должен указать на конфиденциальность собираемой информации.

15.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

К теоретич методам исс относятся: изучение литературных источников, теоретический анализ, методы логических обобщений и моделирования.

 

Изучение литературных источников в педаг-м исследовании позволяет находить и отбирать необходимую информацию. Предметами изучения при использовании этого метода являются научно-методическая литература, нормативно-правовые акты в сфере образования, образовательные стандарты, типовые учебные планы и программы, а также разнообразные электронные документы. В реализации этого метода используются традиционные приёмы работы с литературой: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление логических схем текста. Кроме того, при изучении электронных документов возможно полное копирование и сохранение источника на доступном носителе, сжатие и архивация документа, распечатка всего документа либо его фрагмента (например, оглавления, электронного адреса или прилагаемой аннотации), поиск данных по ключевым словам и т.д

Теоретический анализ как метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.

При теоретическом анализе полученные эмпирическим путём данные могут: сопоставляться с научно обоснованными и многократно подтверждёнными на практике фактами;сравниваться с данными того же класса, полученными ранее в этой же или подобной системе; соотноситься с целями и задачами управляемого процесса;осмысливаться как конечные или промежуточные результаты некоторой деятельности;обобщаться в виде кратких выводов.

Результатами теоретического анализа могут быть: установление степени достоверности полученных данных; выявление сходств и отличий, соответствий и несоответствий в анализируемой информации; выявление тенденций; прогнозирование дальнейшего развития управляемого объекта;

определение наиболее эффективных методов познания и преобразования тех или иных объектов управления, частей управляемого процесса; обоснование существующих противоречий, проблем и возможных путей их разрешения.

 

 

16.ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЕНКА. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ.

Обеспечение прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. Однако следует признать, что ни одно государство в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка. Даже для самых демократических и экономически развитых государств характерны рост преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким жизненным уровнем, смертность детей из-за недостаточного медицинского обслуживания, рост беспризорных детей. Все эти факторы доказывают невозможность разрешения детской проблемы только национальными средствами и вызывают необходимость объединения усилий мирового сообщества в целом, что и обусловило возникновение института международно-правовой защиты прав ребенка.

Международная защита прав ребенка представляет систему взаимосогласованных действий государства и неправительственных международных организаций, направленных на разработку и обеспечение прав ребенка с целью формирования полноценной и гармонически развитой личности, содействие их закреплению в национальном законодательстве и оказание международной помощи детям слаборазвитых государств1.

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

Декларация о правах ребенка 1 принцип – права признаются за всеми детьми. 2 принцип – ребенку законом обеспечивается защита и благоприятные условия для развития. 3 принцип – право на имя и гражданство. 4 принцип – ребенок пользуется благами социального обеспечения. 5 принцип – ребенку, который является неполноценным, предоставляется уход и забота. 6 принцип – ребенок не должен быть разлучен с матерью, забота о детях – сиротах, многодетных семьях. 7 принцип – ребенок имеет право на бесплатное образование. 8 принцип – ребенок должен первый получать защиту и помощь. 9 принцип – ребенок не является объектом эксплуатации и насилия. 10 принцип – ребенок воспитывается в духе взаимопомощи, мира, дружбы, терпимости.

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

• за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)

• за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

Семейный кодекс гарантирует:

• право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

• право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

• лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

• немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

Закон РБ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)

Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.

Декларация (с лат. - провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.






Сейчас читают про: