Принципы педагогического процесса

Определим главные принципы педагогического процесса.
1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.
2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны – экономике, политике, культуре, с другой стороны.
3. Принцип сочетания теоретического начала процессов обучения и воспитания с практическими действиями. Определение значения воплощения идеи практической деятельности в жизни подрастающего поколения предполагает впоследствии систематическое приобретение опыта общественного поведения и дает возможность сформировать ценные личностно-деловые качества.
4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.
5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.
6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.
7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.
8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира, которые приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.
9. Принцип эстетизации процессов обучения и воспитания применительно к детям. Выявление и развитие у молодого поколения чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему дает возможность формировать у них художественный вкус и увидеть неповторимость и ценность общественных принципов.
10. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности школьников. Очень важно с детских лет приучать человека к выполнению определенных видов работ, поощрять инициативу. Этому и способствует принцип сочетания эффективного педагогического управления.
11. Принцип сознательности детей. Этот принцип призван показать значение активной позиции учащихся в педагогическом процессе.
12. Принцип разумного отношения к ребенку, при котором сочетаются требовательность и поощрения в обоснованном соотношении.
13. Принцип сочетания и единения уважения к собственной личности, с одной стороны, и определенный уровень требовательности к себе же, с другой стороны. Это становится возможным тогда, когда существует фундаментальная опора на сильные стороны личности.
14. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.
15. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.
16. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.

 

 

25.ДИДАКТИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ….

Дидактика – отрасль пед-ки,изучающая теоретические основы обучения и его содержание. Термин “дидактика” происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий.

Методолог-й основой обучения явл гносеология – теория познания. Дидактика связана с психологией (общей, возрастной, педагог-й, социальной, психологией личности), физиологией высшей нервной деят-ти, формальной логикой, социологией, культурологией, кибернетикой, информатикой, историей педагогики, эстетикой, методиками преподавания конкретных учебных предметов. Поэтому правомерно говорить о физиологических, психологических, социокультурных, информационных основах дидактики. Нормативные основы дидактики связаны с тем, что содержание обучения регламентируется образовательными стандартами и нормат-ми документами, которые разрабатываются на основе стандартов.

Предметом дидактики явл закономерные связи между деятельностью обучающего и обучаемого, а также между компонентами проц обучения. По мнению, известных дидактов предметом дидактики выступает «связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство» (В.В. Краевский), «условия, необходимые для протекания процесса преподавания-учения» (Ч. Куписевич). Дид-а – наиболее разработанная научная отрасль педагогики. Она явл одновременно теоретической и нормативно-прикладной наукой. Дид-а решает след задачи.1Определяет задачи обуч-я, отвечает на вопрос «для чего обучать?».2 Изуч наиб общие законом-ти обучения, формулирует на их основе принципы и правила обуч-я.3Опред-т содержание обуч-я, разрабатывает образовательные стандарты, учеб программы и учебно-методические комплексы, вопрос «чему обучать?».4Разрабатывает вопросы о формах и мет-х обуч-я, организации обуч-я в целом, «как обучать?»..5 Формулирует общие принципы создания и применения ср-в обуч-я, играющих существенную роль в образовательном процессе«с помощью чего обучать?».6 Изучает вопросы, связанные с методологией исследования проблем обуч-я.7Анализирует и обобщает передовой педагог-й опыт, изучает новации и инновации в процессе обучения.

Основные катег и понятиям дидактики: обучение, учеб процесс, учение, преподавание, закономерности обучения, принципы обучения, содержание обучения, формы обучения, методы обучения, средства обучения, технология обучения. Дидактика оперирует также понятиями смежных наук (система, содержание, форма, метод, учебные умения, навыки, мотивы, познавательный интерес, мышление и другие).

Обучение - специально организованный, целенаправ-й процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащ-ся определенной системы знаний, способов мышления и деят-ти, а также опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окруж миру.

Законом-ть обучения - совокупн объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между дидактич-ми явлениями, компонентами процесса обучения, характер-х их развитие и функционирование. Прин обучения – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению процесса обучения.

Преподавание - управление учебной деят-тью уч-ся, помощь им в усвоении знаний, в овладении способами.

26.Содержание образования, его структура. Теории формирования содержания образования

Содержание образования, его структура. Теории формирования содержания образования.

Содержание образования имеет исторический характер. Оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества и изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.
Основные теории школьного образования определились в конце XVIII – начале XIX века. Они получили название теорий материального и формального содержания образования.
Сторонники теории материального содержания образования (теории дидактического материализма или энциклопедизма) считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение разделяли многие известные педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Г. Спенсер и др.).
Сторонники теории формального содержания образования (теории дидактического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей, познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления. Эту теорию разделяли такие известные педагоги, как Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.
Обе эти теории в чистом виде критиковал К. Д. Ушинский. По его мнению, школа должна развивать интеллектуальные силы человека, обогащать его знаниями, приучать пользоваться ими. К. Д. Ушинский заложил идею единства дидактического материализма и дидактического формализма, поддерживаемую современными педагогами.
На рубеже XIX и XX вв. появляется теория дидактического прагматизма формирования содержания образования (теория дидактического утилитаризма) как ответ на неудовлетворенность теориями материального и формального содержания образования. В США ее основы были заложены известным педагогом Дж. Дьюи, в Европе аналогичные взгляды высказывал немецкий педагог Г. Кершенштейнер.
Сторонники этой теории считали, что источник содержания образования заключен не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика, которому предоставлялась максимальная свобода в отношении выбора учебных предметов.
В 50-е годы XX века под руководством К. Сосницкого была разработана теория операциональной структуризации содержания образования (структурализма). Ее смысл в том, что содержание должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные системообразующие компоненты, то есть наиболее важный материал, отражающий фундаментальные положения науки и одновременно восходящий к ее историческим истокам и последним достижениям научной мысли.
^ Проблемно-комплексная теория содержания образования была разработана под руководством Б. Суходольского в шестидесятых годах XX века. Согласно этой теории предполагается изучение отдельных предметов не порознь, а комплексно: предметом познавательной деятельности учащихся становятся проблемы, разрешение которых требует использования знаний из различных областей.

Содержание образования – наиболее динамичный компонент процесса обучения. С одной стороны, оно связано с потребностями общества, с другой – оно должно учитывать интересы самой личности в индивидуальном развитии. Это один из путей его гуманизации.

Наибольшее распространение в прошлом получили 2 теории:

1.​ Теория формального образования (к.18-сер.19в.) – не нужно давать большой объём знаний, его все равно усвоить невозможно. Надо давать лишь тот материал, который развивает память и др. интеллектуальные способности. Ценны не сами знания, а их развивающая способность.

2.​ Теория материального образования (возникла в эпоху развития капитализма). В основу отбора содержания образования легла степень пригодности изучаемых предметов для жизни. Интеллектуальные особенности развиваются автоматически в процессе усвоения «полезных» знаний. Эта теория легла в основу реального образования.

Недостаток 2-х теорий: однобокость.

Сегодня исходят из того, что единственный источник содержания образования – соц. опыт, накопленный в обществе.

Соц. опыт состоит из 4-х основных компонентов:

1.​ Добытые обществом знания об окружающей действительности: природе, обществе, способах деятельности, способах познания и т.д.

2.​ Умения и навыки как осуществление известных способов деят-ти. Они делятся на интеллектуальные (анализ, сравнение, обощение, составление логических схем) и практические (чтение, письмо, счёт, решение задач).

3.​ Система эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру. Забота педагога – не только изложение научных истин, но и формирование у школьников положительного отношения к ним.

4.​ Опыт творческой деят-ти, который обеспечивает дальнейшее развитие культуры общества, что без творческой деятельности невозможно.

Характеристика компонентов содержания образования

1.​ Знания – это информация об окр.мире. К ним относятся категории, понятия, факты.

2.​ Умения и навыки – интеллектуальные и практические.

3.​ Эмоционально-ценностные отношения – коммуникативные и личностные ориентиры.

4.​ Опыт творческой деятельности:

1.​ Комбинирование нового из элементов известного.

2.​ Нахождение новых способов решения.

3.​ Видение проблемы.

4.​ Перенос знаний в новую ситуацию.

Итак, содержание образования – это социально и педагогически ориентированная система знаний, опыта деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений.

Содержание образования раскрывается в ряде документов:

Учебный план – это гос. документ, устанавливающий для каждого типа школ перечень учебных предметов, их распределение по годам, недельное и годовое кол-во времени, отводимое на каждый предмет. Совет школы сам решает, по какому плану будет работать школа.

Учебная программа – это гос. документ, определяющий по каждому учебному предмету обязательный объем и содержание ЗУН, определяющие структуру и содержание отдельных разделов и тем с распределением их по годам обучения.

В законе РФ об образовании указывается, что общеобразовательные программы должны быть направлены на формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных общеобразовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями обучения, программой и требованиями дидактики.

Содержание образования может быть линейным и спиральным. Концентрический принцип – часть учебного материала повторно изучается на нескольких ступенях обучения, но с разной степенью глубины. Линейный принцип – материал излагается последовательно на основе известного, без возвращения к нему на следующих этапах обучения.

Требования к содержанию образования

1.​ соответствие современному уровню развития науки, культуры, техники.

2.​ связь с жизнью.

3.​ оптимальность объема учебного материала, подлежащего усвоению

4.​ отражение внутри и межпредметных связей.

5.​ воспитательная направленность.

6.​ структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования.

7.​ важна гуманизация: ориентир на уважение личности ребенка, формирование самостоятельности.

8.​ главная часть гуманизации – гуманиторизация:

1.​ наращивание в содержании знаний о человеке, человечестве и человечности

2.​ выделение гуманитарного аспекта во всех учебных предметах

3.​ улучшение качества преподавания гуманитарных дисциплин

4.​ любой школьный предмет должен способствовать гуманизации.

(7. и 8. – по Краевскому).

В законе РФ об образовании (ст.14 «Общие требования к содержанию образования») написано, что содержание образования должно быть ориентировано на:

1. Гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей.

2. Отражение национальных культур в условиях многонационального гос-ва.

3. Содействие сотрудничеству между людьми.

4. Обеспечение самоопределения личности, свободного выбора убеждений.

5. Укрепление правового гос-ва, развитие гражданского общества.

6. Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

в учебных планах
в учебниках и учебных пособиях
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ представлено
в учебных программах
в Государственных образовательных стандартах
Государственный образовательный стандарт –нормативный документ, в котором определен образовательный минимум (что должен знать и уметь выпускник) для каждой ступени образования
Учебный план - документ, который устанавливает состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, общий объем отводимого на их изучение времени
Учебная программа - нормативный документ, фиксирующий содержание образования на уровне учебного предмета, в котором кратко изложено систематизированное содержание, объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися
Учебник - важнейшее дидактическое средство, книга для учащихся, в которой излагаются основы научных знаний по определенному учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета, и требованиями дидактики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: