Виды обучения и их характеристика(догматическое, объяснительно-иллюстративное,проблемное,програмированное,развивающее)

Догматическое обуч-е основано на бездоказательном сообщении ученику готовых истин и механическом их заучивании и воспроизведении учеником. Широко применялось в средние векадля усвоения религиозных знаний. Объяснительно-иллюстративное– обуч-е, в основе которого лежит ассоциативно-рефлекторная концепция обуч-я. Согласно данной концепции, учениеопределяется процессом образования в сознании ч-ка различных ассоциаций (связей и отношений) между отдельными фактами и явлениями. Данный вид обуч-я реализует в большей степени знаниевую образовательную парадигму. Учитель (книга, средства информации и др.) сообщает уч-ся готовую информацию. При этом изложение материала может сопровождаться показом таблиц, схем, демонстрацией опытов и т.п+:1Учитель (книга, средства информации и др.) сообщает уч-ся готовую информ-ю(показом таблиц, схем, демонстрацией опытов и т.п).2Учитель не только сообщает готовые истины, но и объясняет, доказывает, рассуждает. 3Учение носит репродуктивный характер, так как основн задача уч-ка усвоить сообщаемую учителем информацию путем запоминания. 4Новые умственные и предметные действия усваиваются путем подражания действиям учителя в ходе многочисленных упражнений по образцу.5 оно экономит время и средства. -: 1учитель, регламентирует каждый шаг уч-ка и навязывает свой темп обучения. 2У ученика не формируются познавательные интересы, мотивация учения. 3Цели учебной деят-ти не всегда личностно значимы для уч-ка.4Такое обучение мало развивает теоретическое и творческое мышление уч-ся, не способствует формированию у них системы знаний и обобщенных умений (возможность совершать действия в измененных условиях), ориентирует ученика на исполнительскую деят-сть.

Проблемное обучение заключ в создании педагогом пробл ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деят-ти уч-ся и учителя при максимальной самостоят-сти уч-ся и под общим руководством учителя, направляющего их деят-сть. Ученик в процессе пробл обуч-я: осозн проблем ситуацию; принимает и формулирует проблем задачу; высказывает возможные варианты решения проблем задачи, ищет верное решение, в результате чего приобретает новые знания и овладевает способами приобретения знаний; обобщает и закрепляет новые знания и способы их приобретения, применяет их для решения других задач.

Пробл обуч-е активизирует и развивает мышление и др познават-е процессы уч-ся; развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления; обеспечивает прочность приобретаемых знаний, способствует превращению знаний в убеждения,вызывает у уч-ся интеллектуальные чувства, формирует познавательные интересы; дает более прочные знания, так как самостоятельно «открытые» истины не так быстро забываются. «-«пробл обуч-я:значительные временные затраты, а также тот факт, что разработка и применение технологии проблем обуч-я требует от самого учителя знаний, педагог-го мастерства, творчества в подготовке и проведении «проблемного» урока.

Программир-е обуч-е – индивид и самостоятельное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью спец ср-тв обуч-я (программир-го учеб-ка, особых обучающих машин, компьютеров и др.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения в соответствии с индивид-ми особенностями.

+: индивидуал-я обуч-я, активизация самостоятельной работы уч-ся, развитие их внимания, наблюдательности. Работа в соответствии с алгоритмом развивает логическое мышление уч-ся, приводит знания в систему, упорядочивает их. Обратная связь обеспечивает прочность усвоения материала. Програм-е обуч-е дает возможность использовать технические и электрон сред-ва обуч-я (ИТ) и освобождает преподавателю время для творческой работы.

-:абсолютизация програм-го обуч-я, работа только по алгоритму приучает уч-ся к исполнительской деят-ти, отрицательно сказывается на развитии творческого мышления. Материал, рассчитанный на эмоциональное воздействие на уч-ся, не может быть запрограммирован (восприятие художественного текста, поэзии, музыки и т.п.). При программированном обучении отсутствует групповая и коллективная работа, учитель выступает в роли консультанта. Не исключена вероятность угадывания правильного ответа из 3-5 предложенных.

В основе развивающего обуч-я лежит концепция развития психики под воздействием обучения Л.С. Выготского. В центре этой концепции находится утверждение о том, что «обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования». Одна из основных целей развивающего обучения - умственное развитие ученика.Современная педаг-я наука располагает разными концепциями развивающего обучения. по мнению


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: