Характеристика педагогического процесса

Ответ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - есть способ организации воспитательных отношений. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педаг-ский процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:

ЦЕЛЬ � ПРИНЦИПЫ � СОДЕРЖАНИЕ � МЕТОДЫ � СРЕДСТВА � ФОРМЫ.

1. Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик (для чего учить?);

2. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели;

3. Содержание — это частью опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям;

4. Методы — это взаимосвязанные способы деят-ти преподавателя и студента, направленные на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, на воспитание и развитие их в процессе обучения (Методы наблюдения и повторения действий, устное, письменное, а затем и печатное слово, методы наглядного обучения, проблемный метод обучения, метод развивающегося обучения).

5. Классификация средств педагогического процесса:

· Оборудование - учебные помещения, мебель, спортивные площадки, карты, доски, тетради и пр.

· Учебно-лабораторное оборудование - учебные кабинеты, лаборатории, мастерские, физкультурный зал, компьютерный класс и пр.

· Учебно-производственное оборудование - учебный цех, учебная мастерская.

· Дидактическая техника - ЭВМ, телефон, телетайп, факс, модем и др.

· Учебно-наглядные пособия -плакаты, карты, схемы, кинофильмы, слайды, фонозаписи, муляжи.

· Организационно-педагогические средства - учебные планы, программы, экзаменационные билеты, карточки-задания, тесты, учебные пособия, методические указания и др.

6. Основные формы учебной деятельности в образовательных учреждениях: лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференцию, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.

Лекция – это форма учебного процесса, основанная на передаче преподавателем новых знаний, изложении учебного материала для его целостного усвоения студентами (слушателями) в логической взаимосвязи. Продолжительность лекции в вузах 2 академических часа. Материал для лекции преподаватель подбирает в соответствии с требованиями госуд-ного стандарта образования и рабочей программы по предмету. Лекции в режиме монолога преподавателя со студентами (вопросы, уточнения и т.п.). Также применяются лекции в режиме диалога, лекции – диспуты, лекции – конференции и т.д. Диспут – форма учебного процесса, связанная с публичным обсуждением спорных вопросов, свободным обменом мнениями. Конференция – форма учебного процесса, связанная с публичными выступлениями студентов и преподавателей в рамках определенной темы с последующим их обсуждением. (самостоятельной творческой деятельности студента). Семинарские занятия (или семинар) – форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении студентами по заданию преподавателя отдельных вопросов, проблем, тем для дальнейшего совместного обсуждения. Главной составляющей семинарской работы является домашняя подготовка. По ее итогам студентами могут быть выполнены доклады, рефераты, конспекты по теме занятия. В процессе проведения семинара студенты более глубоко осмысливают учебный материал, а преподаватель может оценить степень их готовности к занятию, уровень понимания обсуждаемых вопросов, прояснить наиболее сложные места.
Практические занятия – форма учебного процесса, построенная на практической работе по отработке ранее полученных знаний, формировании умений и навыков.
Лабораторные занятия – форма учебного процесса, построенная на практической обработке полученных знаний путем проведения различных лабораторных испытаний.
Наиболее часто лабораторные занятия проводятся по естественнонаучным и техническим дисциплинам, таким как физика, химия, электротехника, строительные материалы и др.
Зачет – форма учебного процесса по контролю и оценке освоения студентами практических навыков по изучаемой дисциплине. Экзамен – форма учебного процесса по контролю и оценке освоения студентами теоретических знаний по изучаемой дисциплине.Зачет может проводиться один или несколько раз в семестр. Экзамен включает в себя оценку всего теоретиче-ского материала, изучаемого в течение семестра. Факультативные занятия (или факультатив) – форма учебного процесса, направленная на расширение научно-теоретических знаний и практических навыков студентов, развитие их познавательных интересов, творческих способностей и профориентацию.От основных занятий они отличаются глубиной, широтой, новизной материала. Служат для раскрытия творческого потенциала как студентов, так и преподавателей. Консультация – форма учебного процесса, заключающаяся в том, чтобы помочь студентам преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем, разделов программы, оказать поддержку в углубленном изучении предмета.Проходит консультация в форме ответов преподавателем на вопросы студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: